» » » » Мария Елизарова - История зарубежной литературы XIX века - Божена Немцова


Авторские права

Мария Елизарова - История зарубежной литературы XIX века - Божена Немцова

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Елизарова - История зарубежной литературы XIX века - Божена Немцова" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство «Просвещение», год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Елизарова - История зарубежной литературы XIX века - Божена Немцова
Рейтинг:
Название:
История зарубежной литературы XIX века - Божена Немцова
Издательство:
«Просвещение»
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История зарубежной литературы XIX века - Божена Немцова"

Описание и краткое содержание "История зарубежной литературы XIX века - Божена Немцова" читать бесплатно онлайн.



Глава про Божену Немцову из учебника «История зарубежной литературы XIX века», 1972 г.






Жанры, к которым наиболее часто обращалась Б. Немцова, — это очерки, рассказы и повести. В 1847 году был издан сборник Немцовой «Картинки из окрестностей Домажлиц», объединяющий серию очерков крестьянской жизни, в которых важное место принадлежит описаниям этнографического характера.

В ряде очерков 1845—1847 годов писательница воссоздает типы, быт, нравы и обычаи чешского крестьянства.

Очерк «Долгая ночь» (1846—1847) посвящен описанию традиционного в чешской деревне праздника прях, справляемого каждую зиму; на этом празднике девушки чествуют лучшую пряху-мастерицу, которую они выбирают из своей среды и которая становится королевой «долгой ночи». В очерке Немцовой обычай празднования «долгой ночи» воспроизведен со всей полнотой.

Очерк «Долгая ночь» написан в праздничных тонах; он отражает одну из радостных сторон деревенской жизни.

Иное звучание имеет очерк «Сельская картинка» (1846— 1847), посвященный описанию несчастной судьбы двух любящих, «разъединенных злыми происками негодяя и упрямством и черствостью их собственных родителей».

Писательница рассказывает здесь о губительных последствиях столь часто встречающихся браков по расчету. Описание трагической истории глубоко любящих друг друга Ганы и Томеша дается на фоне жизни чешской деревни, в которой еще так сильны предрассудки и грубость нравов, объясняемые Б. Немцовой полным отсутствием образования.

Именно в среде крестьянства находит Б. Немцова своих героев, противопоставляя их «искреннее и доброе сердце», их «здоровый ум» и «чистый, простой нрав» испорченным «ложной образованностью», развращенным и пошлым представителям так называемых «высших» слоев населения.

В рассказе «За чашкой кофе» (1855), представляющем собой сценку из жизни обеспеченных горожан, дается явно отрицательная характеристика пустой, лишенной каких бы то ни было устремлений и благородных помыслов жизни городских обывателей. Мечты о выгодном замужестве, сплетни, раздоры, пошлые, бессодержательные разговоры во время установленных этикетом визитов — вот что составляет основное содержание бессмысленной жизни людей, далеких от труда, испорченных городской цивилизацией. Резкий контраст с подобными людьми составляет образ Бары (рассказ «Дикая Бара»)— сельской дикарки, выросшей на лоне природы, вдали от людей. Бара — смелая, добрая, сильная, трудолюбивая девушка, лишенная предрассудков, глубоко чувствующая и понимающая природу, верная в дружбе и преданная в любви.

С подобным же противопоставлением людей, испорченных городом, людям, выросшим в деревне, мы встречаемся во многих произведениях Б. Немцовой (повесть «Бабушка»; «В замке и около замка», рассказ «Хороший человек» и другие). Это объясняется тем, что Б. Немцова во многом идеализировала жизнь чешской деревни, не видела происходящей в ней классовой дифференциации, несмотря на то что в своих лучших произведениях («В замке и около замка» и другие) она достигала большой силы обличения существующей социальной несправедливости.

Рассказам и очеркам Б. Немцовой присущ тонкий лиризм. Обаятельны создаваемые ею образы простых людей — людей с ясным взглядом на жизнь, добрым и отзывчивым сердцем, чувствующих красоту окружающей их природы.

Яркий образ простой чешской женщины создан Немцовой в ее известной повести «Бабушка» (1855). Рассказ о жизни крестьянки привлекает своей поэтичностью и лиризмом, прекрасными картинами мягкой и живописной чешской природы. Повесть написана живым народным языком, в ней умело переданы богатство и красота фольклора, народная мудрость, запечатленная в пословицах и поговорках, в легендах и песнях.

Революция 1848 года не принесла существенного улучшения в положении трудовых слоев населения; возлагаемые на нее надежды не оправдались.

«В замке и около замка»

Разочаровавшись в результатах революции, не принесшей народу долгожданной свободы, но сопровождавшейся установлением в стране режима жесточайшей реакции, Б. Немцова ищет иных путей преодоления социальной несправедливости. Она находит их в идеях утопического социализма. По-прежнему большое значение придает она просвещению, способному, по ее глубокому убеждению, преобразовать жизнь на более совершенных началах.

В этом отношении весьма характерна одна из лучших повестей Б. Немцовой «В замке и около замка» (1856).

Уже само заглавие этой повести говорит о положенном в его основу приеме контраста.

«В замке и около замка» — это повесть о двух мирах: мире бедности и мире богатства. Беспечная и бездумная жизнь обитателей замка полна удовольствий.

«За деньги можно купить все»— и богатые господа Скочдополе покупают себе пышный титул «фон Шпрингенфельд» и прекрасное поместье. Досуг барыни уходит на заботу о ее любимице — собачке Жоли, за которой, помимо госпожи, следит камеристка Сара. «Наблюдала за собачкой мамзель Сара. В ее комнате на мягком кресле с бархатной подушкой Жоли обычно спал. Утром, когда мамзель Сара завтракала, он кушал кофе или сливки, после завтрака Сара носила его к барыне, которая немного играла с ним... В полдень Жоли получал на второй завтрак немного мяса под соусом, а в четыре часа котлетку из куриной грудки, куропатки или другого нежного мяса. Чтобы меню не надоело Жоли, оно менялось ежедневно. Лакей всегда приносил ему пищу на фарфоровой тарелке и ставил на накрытый стол — иначе собачка даже не дотронулась бы до еды, — а после еды должен был вытирать ей морду». Барыня установила своей любимице пенсию в пятьсот дукатов серебром, если Жоли переживет ее, и пятьсот дукатов тому, кто будет за ней ухаживать. Прислуга и служащие замка заискивали перед собачкой.

Жизни обитателей замка в повести противопоставлена жизнь городской бедноты — батраков, живущих в городке, расположенном по соседству с замком. Характерно, что, говоря о жителях города, Б. Немцова стремится дать четкое деление их на социальные группы.

«Жители городка делились на три категории. К первой принадлежали зажиточные хозяева, у которых был свой дом, усадьба и достаточно земли... Ко второй категории относились ремесленники победнее, у которых был только клочок земли да домик... И, наконец, третья группа — так называемый сброд, батрачье, с трудом сводившие концы с концами».

Условия жизни батраков невыносимо тяжелы. Они ютятся в тесных, грязных конурах «с маленьким оконцем, без признаков пола, печки или очага». За право жить с семьей в такой конурке батрак обязан не только вносить ежегодную плату, но и работать круглый год на владельца усадьбы. Грязь и теснота порождают болезни.

Описание жизни батраков является наиболее сильным по своему социальному звучанию разделом повести Немцовой. Важное значение, раскрывающее обличительный характер повести, имеет включенный во вторую главу разговор между батрачкой и барином. Напуганный возможностью распространения холеры, барин требует, чтобы батраки изменили образ жизни, на что получает от одной из женщин следующий ответ: «Барин, мы будем охотнее есть мясо и клецки, чем крапиву, лебеду и картофель, только будьте добры платить нам столько, чтобы мы могли покупать все это; богатый ест, что хочет, бедный — что имеет. Мы проветривали бы наши каморки, но мы не можем открывать окна, потому что, как вы изволите видеть, у нас есть одно стеклышко в раме, а рама эта прибита к стене. Дверей мы не открываем, так как боимся, чтобы кто-нибудь не взял то немногое, что у нас есть, когда мы уходим из дома на целый день. И картофель мы вынесли бы из комнаты, если бы имели возможность хранить его где-нибудь в другом месте. Мы и ночлежников пускать не станем, если вы, барин, снизите нам квартирную плату».

Этот прием контраста, прием противопоставления жизни богачей и бедняков, проходит через всю повесть. Рассказывая о судьбе Войтеха, старшего сына несчастной вдовы Карасковой, умершей от холеры, писательница замечает:

«Дети богатых долго остаются детьми и в радостях проводят блаженное время детства... Детям бедняков незнакомы такие радости. В самом раннем возрасте перед ними уже раскрывается жизнь во всей своей наготе, со всеми своими страданиями и скорбью. Холодным, резким дыханием сдувает она с нежного цветка детской души тонкую пыльцу и сверкающие краски, как мороз сжигает едва развертывающиеся бутоны».

Художественный прием контраста приобретает глубокий социальный смысл в произведениях Немцовой. «В основе мировоззрения писательницы лежат противоречия ее общества,— пишет Юлиус Фучик.— Она нигде не видит только одну бедность, а всегда замечает ее противоположность и подчеркивает их взаимную связь».

Тема социального неравенства, звучащая в повести «В замке и около замка», играет важную роль во всем творчестве Б. Немцовой. Однако указать правильный путь для преодоления вскрываемых ею социальных противоречий писательница оказывается не в состоянии. Со всей очевидностью несостоятельность ее позиций и проявляется в повести «В замке и около замка».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История зарубежной литературы XIX века - Божена Немцова"

Книги похожие на "История зарубежной литературы XIX века - Божена Немцова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Елизарова

Мария Елизарова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Елизарова - История зарубежной литературы XIX века - Божена Немцова"

Отзывы читателей о книге "История зарубежной литературы XIX века - Божена Немцова", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.