» » » Рафаил Мельников - “Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг.


Авторские права

Рафаил Мельников - “Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Рафаил Мельников - “Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рафаил Мельников - “Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг.
Рейтинг:
Название:
“Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг.
Издательство:
неизвестно
Год:
2000
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "“Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг."

Описание и краткое содержание "“Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг." читать бесплатно онлайн.



Четырнадцать долгих месяцев продолжалось заточение “Цесаревича” в гавани германской колонии. Время, столь стремительно утекавшее, а в Порт-Артуре и каждый день усугублявшее осаду, здесь, в Циндао словно остановилось. Тягостное ощущение плена не покидало матросов и офицеров. Снова и снова каждый по-своему переживал обстоятельства того решающего боя 28 июля и всей войны. Осознание многих упущенных возможностей и технических неполадок тяжким гнетом лежало на душе у каждого моряка. Мучительно было чувствовать свою оторванность от Порт- Артура и невозможность помочь эскадре, которая, находясь так недалеко — в каких- то 200 милях — медленно погибала.






Всю драму этой великолепно подготовленной, но бездарно погубленной царскими генералами операции передает классическая монография профессора Н.А. Данилова (1867–1934) "Смешанная операция в Рижском заливе в июне-августе 1916 г." (Л., 1927). Немцам же и трех недель, названных И.И. Ренгартеном, оказалось достаточно, чтобы почувствовать что-то неладное. (Подозревали, что они могли воспользоваться и русским шифром, который в числе других секретных документов мог попасть им в руки на потопленной английской подводной лодке Е-8).

Напрасно командующий флотом В.А. Канин говорил перед Куропаткиным (свидетельство И.И. Ренгартена) "самые военные и наступательные слова". Ставка продолжала уныло тянуть время, выжидать и сомневаться. В итоге скатились к тому, что осуществлять операцию предложили флоту собственными силами, без поддерживающего удара войск Северного фронта.

Много было и других несусветных нелепиц, которыми царизм не переставал одаривать народ, флот и армию. Император, словно тайный агент Вильгельма, вдруг взял, да и изъял из разработки операции полностью себя ей посвятившего начальника минной дивизии контр-адмирала А.В. Колчака. Он, видите ли. оказался неотложно необходим для экстренного принятия командования Черноморским флотом. В. А. Канин решительно протестовал и за это поплатился. Он вскоре был смещен всем сегодня известным государственным способом — без всякого предъявлении замечаний. Но и он. и генерал-майор А.В. Геруа (1870–1944), и его начальник штаба А.И. Верховский (1886–1938), добившись редкого взаимодействия между частями армии и флота, были полны решимости осуществить операцию.

В числе множества на высшем уровне разработанной оперативной документации был 15 августа подписан и боевой приказ войскам Сухопутного Балтийского отряда. Но в войска он разослан не был — директивой "Верховного Главнокомандующего" — императора Николая II от 16 августа 1916 г. операцию отменили. В результате, как с горечью отмечалось в работе профессора Н.А. Данилова "благоприятный случай нанести серьезный удар германцам был упущен исключительно по вине самого верховного командования".

Прибывший в Моонзунд "Цесаревич" оказался в центре подготовки десантной операции. Уже к середине июля для обеспечения высадки людей, техники и орудий с кораблей и транспортов (их флотилия насчитывала до 65 транспортов всех назначений в 5 отрядах) в Рогокюле (Рогекюле) было сосредоточено 97 разных плашкоутов и барж. Их продолжали собирать по всему побережью Финского залива и в бассейнах его рек. Прибывали реквизированные особенно необходимые моторные катера и буксиры.

Корабли еще и еще раз отрабатывали все детали взаимодействия с десантом и его огневой поддержки при высадке. На специально устроенном на о. Хейнлайд полигоне, воспроизводившем участок немецкой обороны с окопами и проволочными заграждениями, эскадренные миноносцы "Сибирский Стрелок", "Громящий", канонерская лодка "Грозящий" и крейсер "Аврора" (она одна выпустила 209 снарядов калибром 152 мм) вели стрельбы для проверки эффекта разрушения проволочных заграждений огнем корабельной артиллерии. Участвовавшая в составе десанта Морская бригада осваивала высадку с легких моторных барказов.

Приход "Цесаревича", имел, кроме материального, еще и огромное моральное значение. Его приветствовали с особым энтузиазмом. "Теперь в нашем распоряжении, — писал служивший на "Новике" Г.К. Граф (1885–1966, Питтсбург, США), — было уже четыре больших корабля. Это уже не то. что в прошлом году, когда всего только были "Слава" и 16 старых угольных миноносцев". Весомым для обороны было прибавление сразу четырех 305-мм орудий "Цесаревича", хотя, замечал Г. Граф, "и недальнобойных".

Вопросом о причинах такой аномалии он, правда, не задавался. Но и так было ясно, что история, несмотря на все ее уроки, снова повторялась. Ведь именно так — с оставшимися не замененными устарелыми недальнобойными пушками — совсем недавно отправляли в Цусиму броненосцы "Император Николай I", "Наварин" и крейсер "Владимир Мономах". Приходилось и теперь полагаться на счастье и Николу-Угодника.

Уже выполнив задания 2-го и 4-го дней операции (сосредоточение в составе бригады линейных кораблей в Лапвике и переход с "Адмиралом Макаровым" в Моонзунд) "Цесаревич" на 6-й день операции должен был возглавить конвоирование в Моонзунд до наступления темноты к месту высадки у Роена отряды транспортной флотилии. Передав к ночи их охрану следовавшей с ним же 2-й группе 6-го дивизиона эсминцев, "Цесаревич", "Адмирал Макаров", "Богатырь" (его из-за аварии машин должен был, по-видимому, заменить "Баян") и 1-й дивизион эсминцев шли к Ирбену для усиления его охраны.

Собственно высадку возглавляли, охраняли и поддерживали огнем "Слава", "Диана", "Аврора", "Амур" и 5 канонерских лодок с остальными кораблями минной дивизии.

Но всего этого, как мы уже сказали, делать не пришлось — операцию отменили. Боевое крещение "Цесаревича" не состоялось. Пошла на убыль и немецкая активность в Ирбене. Сумев ввести в залив, как приходилось подозревать, три подводные лодки, и изрядно засорив минами с катеров и самолетов маневренное пространство русских кораблей под Церелем, немцы, однако, от вторжения в залив отказались. Неудобства ли неподготовленного зимнего базирования или особый дар провидения немецкого командования были тому причиной, но свою операцию (с захватом Риги) оно отложило до лучших времен.

Надо было привести в порядок свои силы, измотанные при отражении мощного, но оказавшегося неудачным наступления русской 12-й армии, пытавшейся в июле 1916 г. прорвать оборону немцев на приморском участке. В этих условиях "Цесаревичу" оставалось, продолжая неустанную боевую подготовку и вместе с флотом бдительно следя за небом, встречать огнем зениток то и дело повторявшиеся налеты немецкой авиации.

За время Ирбенской стоянки с 11 по 18 сентября "Цесаревич" нес обязанности старшего на рейде, встречал авиатранспорт "Орлица", "Новик" и другие миноносцы. Продолжали учебные стрельбы, пополняли запасы угля, чтобы немедленно выйти при необходимости для усиления обороны Ирбенского пролива. Водолазы корабля помогли поднять лайбу, затонувшую из-за шторма во время подготовки ее к затоплению миноносцами в Ирбене. В Куйвасте, откуда корабль до конца года уже не выходил, занимались устройством береговых складов для зимовки.

С помощью водолазов усилили импровизированный противолодочный бон. Энергично пополняли запасы на корабле и в собственном береговом складе, проводили на Вердер телефонную связь, меняли взрыватели 305-мм снарядов, продолжали боевую учебу и тревоги. С буксира "Геркулес" приняли, как записано в вахтенном журнале, 100-мм пушку и снаряды для нее. Экипаж корабля в сравнении с июлем (сведения в скобках) насчитывал теперь только 14 офицеров (было 20) и 594–626 нижних чинов (было 831). За зиму предстояло обучить очередное ожидавшееся молодое пополнение.

Начали покидать залив экстренно вводившиеся в него корабли. На заслуженный отдых и зимний ремонт после более чем годичной боевой службы, включая единоборство с немецкими дредноутами, 22 октября/4 ноября уходила из Моонзунда "Слава". С ней шла "Диана". Место "Славы" на зимовку у Шильдау заняли "Цесаревич" и "Адмирал Макаров". Исчезли, боясь попасть во льды, немецкие подлодки.

Флот оставался в уверенности, что уж на следующий год немцы из Курляндии, а, стало быть и из Рижского залива будут выметены. Полон оптимизма был и командующий 12-й армией, оборонявший уцелевший участок побережья Рижского залива генерал Р.Д. Радко-Дмитриев (1859–1918). С ним встречался в Риге сменивший А. В. Колчака начальник Минной дивизии контр-адмирал М.А. Кедров (1878–1945). Всем почему-то верилось, что Россия переживет и распутинщину, и происходившие по воле императора вызывающе нелепые назначения на министерские посты самых одиозных представителей реакции.

Люди не могли подозревать, что в своей неизъяснимой беззаботности, император задумает совершить последний роковой, или, как записывал в дневнике И.И. Ренгартен, "безумный акт". В стране, изнемогавшей от невыносимых тягот войны, клокочущей негодованием и ненавистью к правящему режиму императора и немки-императрицы, Николай II указом от 26 февраля повелевал (будто бы пока на 1 месяц) распустить Государственную Думу и Государственный Совет. Давление, превысившее все пределы, взорвало котел несчастливой династии. 300-летний режим дома Романовых рухнул и рассыпался в течение нескольких часов. В России произошла февральская революция 1917 года.

12. Смутное время

Зимовка, организованная по-военному и вдали от всех очагов смуты и подпольной пропаганды, позволила "Цесаревичу" остаться единственным из линейных кораблей Балтики, где в дни переворота не произошло тех убийств офицеров, которые матросы готовили еще с 1912 года.

Кем-то умело организованные матросы на "Императоре Павле I" убили 9 офицеров. На "Андрее Первозванном" убили двух офицеров, трех кондукторов, двух сверхсрочников. Всего же на флоте за косность царизма и политическую беспомощность офицерского корпуса пришлось расплатиться не менее, чем 100 жизнями офицеров и кондукторов (по другим сведениям погибло до 200 офицеров). Убили и командующего флотом вице-адмирала А.И. Непенина (1871–1917).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "“Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг."

Книги похожие на "“Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Рафаил Мельников

Рафаил Мельников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Рафаил Мельников - “Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг."

Отзывы читателей о книге "“Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.