Геннадий Шпаликов - Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники."
Описание и краткое содержание "Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники." читать бесплатно онлайн.
Сборник произведений трагически рано ушедшего из жизни поэта, писателя и драматурга Геннадия Шпаликова.
Они шли втроем по пустой утренней улице: отец, сын, мать.
Наступил апрель. Дни теперь были длинные, долгие, и в то же время они летели стремительно, солнечные, светлые. Это была весна нашей победы.
Школьное здание было покрыто строительными лесами. Рядом с рабочими трудились школьники старших классов, помогая восстанавливать школу.
А на первом этаже своим чередом шли уроки.
Тот же самый класс.
Вошла преподавательница, дети встали. Женька и Игорь — на одной парте. Учительница поздоровалась по-немецки. Ребята ответили нестройным хором.
Начался урок немецкого языка. Накануне была контрольная, и учительница, молодая женщина в светлой кофточке, русая, с приветливым круглым лицом, раздавала тетрадки, называя оценки и добавляя при этом те обычные слова, которые говорят преподаватели. Наконец очередь дошла до Игоря. Он встал.
— Игорь, а твоей тетради опять нет, — сказала учительница. — Если так будет продолжаться, двойки в четверти тебе не миновать.
Игорь молчал.
— Неужели тебе не хочется в совершенстве овладеть немецким языком? — продолжала учительница.
— Нет, не хочется, — Игорь усмехнулся.
— Нельзя ненавидеть народ, — сказала учительница, — народ, который дал миру великого композитора Бетховена, классиков мировой; литературы Гейне, Гете и Шиллера…
— И Гитлера, — сказал Игорь.
— Да, но немецкий народ нам дорог не этим.
— Не знаю, чем он вам так особенно дорог, — сказал Игорь. — Вы во время войны где были?
— Я была в Куйбышеве, — сказала учительница.
— А я здесь, — Игорь осторожно опустил крышку парты и молча вышел из класса.
Игорь стоял в пустом коридоре у окна. Мимо проходил старик гардеробщик, он же давал звонок.
— Что, выгнали? — спросил он.
— Выгнали, — сказал Игорь.
— Бывает, — равнодушно сказал старик и пошел дальше.
Прозвенел долгий звонок. Учительница немецкого языка встала, чтобы попрощаться, Класс тоже встал.
Как обычно, учительница прощалась по-немецки.
Класс ответил молчанием.
Она повторила прощание.
Класс молчал. Лица у ребят были серьезные и строгие. Учительница обвела их взглядом и вышла из класса.
Женька и Игорь молча шли по улице. Позади них, как всегда, семенила Лена.
— Что с вами? — спрашивала она. — Поругались, а идете вместе…
— Отстань ты… — сказал Женька.
— Женька двойку получил? — продолжала интересоваться Лена.
Женька остановился.
— Что ты за нами ходишь? — спросил он. — Иди лучше попрыгай! — он кивнул в сторону девочек со скакалками.
Лена остановилась с обиженным лицом, а ребята пошли дальше.
— А ты пойдешь на казнь смотреть? — спросил Женька.
— На какую казнь? — спросил Игорь.
— Утром по радио передавали: в пять часов начнется, на площади Коммунаров.
— А кого? — равнодушно поинтересовался Игорь.
— Один наш, полицай. А другой гестаповец.
— Понятно, — сказал Игорь.
— Ты пойдешь?
— Я уже раз видел… — сказал Игорь.
— Когда? — не понял Женька.
— Видел — и все.
Ребята молчали.
— Я бы сам тогда на это не пошел смотреть, — наконец сказал Женька.
— Не пошел, заставили бы, — спокойно сказал Игорь.
— Меня бы не заставили! — Женька даже остановился.
— Сейчас это трудно проверить, — усмехнулся Игорь.
Они стояли друг против друга: напряженный, побледневший Женька и Игорь, спокойный, чуть вялый.
Толпа людей расступилась, пропустив к центру площади закрытую машину, и сомкнулась снова.
Не ради праздного любопытства собрались на площади жители этого небольшого городка. Многие из них вынесли на себе всю тяжесть и унижение оккупации. У многих она отняла близких людей. Это были страшные годы рабства, но в то же время это были годы борьбы: за свободу, за нашу власть. В этой борьбе погибали лучшие из лучших. И вот справедливость восторжествовала, победила: теперь живые мстят палачам и предателям.
Суровы лица людей на площади. Среди других мы видим солдата (он преподавал пение в школе), Зину, мать Игоря, Люсю и учительницу немецкого языка.
А день пасмурный, весенний. Над площадью кружились и кричали птицы, ветер сносил их, переворачивал на лету.
Звучат слова приговора.
А в это время Игорь и Женька пробирались в толпе к центру площади.
Спины, спины, чьи-то локти, снова спины — сколько их! Игорь пробивался первым. Лицо у него было сосредоточенное, даже злое. Он как таран входил в толпу, а уже за ним по освобожденному проходу двигался Женька.
Но когда наконец они прорвались в первый ряд, все уже было кончено.
— Уже, — тяжело дыша, сказал Игорь, он смотрел прямо перед собой.
Женька взглянул и быстро опустил глаза.
— А ты не смотри, — тихо сказал Игорь. — Не хочешь — не смотри.
Но Женька поднял глаза и теперь уже смотрел долго и пристально.
Площадь молчала.
Игорь и Женька молча шли по улице.
Вечерело. Ребята шли в сторону широкого апрельского заката. Улица круто опускалась вниз. В окне третьего этажа, свесив ноги, сидел совсем молодой парень с гитарой и скорее насвистывал, чем играл «Синенький скромный платочек». Через улицу, на балкончике дома напротив, стояла, облокотившись о перила, девушка. Эта старинная, мирная идиллия никак не вязалась с только что происшедшим на площади, но в ней был простой и верный смысл: война — войной, весна — весной, и хорошо, что все кончается и что у людей кроме войн имеется впереди много прекрасных занятий: любить, смотреть через улицу на девушку, которая тебе нравится.
Весенний вечер. Во всем уже весна.
Во всяком городе существует парк, где собирались раньше люди по вечерам, собираются они и теперь… Может быть, — и наверняка — до войны все это выглядело иначе. Может быть, во всем было больше света, музыки — был размах развлечений. Но теперь все было проще. Горела лампочка, стоял на скамейке приемник, а к нему от патефона тянулись провода. Пластинки вертелись старые, трофейных еще не было, а новые пока не дошли, не долетели сюда.
Да и парка уже, собственно, почти не было. Его вырубили по необходимости за войну, за четыре жестоких зимы. Была рядом стена, высокая, кирпичная — госпиталь примыкал вплотную.
Сбоку на длинной деревянной скамейке сидели уже знакомые нам люди: солдат с костылями (из госпиталя), Женька, Игорь и еще один младший лейтенант в темных очках — он был слеп.
Девушки танцевали парами, очень серьезно и старательно, Звучал довоенный фокстрот, и младший лейтенант слушал улыбаясь, и постукивал в такт ладонью по колену.
— Ну как? — он повернулся к Женьке.
— Пока ничего интересного, — Женька внимательно разглядывал танцующих девушек.
— Вот эта ничего, — сказал солдат с костылями.
— Эту пропустим, — сказал Женька.
— Ты знаешь, смотри на тех, кто не танцует, — сказал младший лейтенант. — Самые лучшие девушки, бывает, стоят у стенки.
— Я сейчас, — сказал Женька и пошел вокруг площадки.
У стенок, действительно, стояло много девушек. Женька шел мимо них, внимательно рассматривал каждую.
А девушки насмешливо и весело смотрели на него.
— Добрый вечер, Женька!
— Пригласил бы!
— Ты кого выглядываешь?
— Женька?
— Эй, кавалер, ты не меня ищешь?
А Женька, не обращая внимания ни на кого и не отвечая, шел дальше.
Он остановился внезапно.
В углу сидела очень молодая девушка в светлом платочке. Она зачарованными глазами смотрела на прием-пик, танцующих, ей было просто хорошо. Ей тут все очень нравилось.
Женька решительно направился к ней.
И через некоторое время они уже танцевали. Женька был одного роста с ней, и все было бы ничего, но он совершено не умел танцевать и просто переступал ногами, стараясь, правда, не наступать на туфли, и вел ее через площадку к тому месту, где сидел младший лейтенант.
Это ему удалось вполне. Когда танец кончился, рядом с Женькой сидела эта девушка.
Дальше звучал вальс, тоже старый, старинный, прекрасный вальс.
Женя незаметно подтолкнул младшего лейтенанта, тот встал, сделал шаг вправо и пригласил девушку.
Они были чудесная пара, эта девушка и младший лейтенант — худой, строгий, в гимнастерке, туго затянутый ремнем, с орденом Отечественной войны. И танцевали они очень хорошо. Немного медленно, но хорошо.
— Вас как зовут? — спрашивал младший лейтенант.
— Вера.
— А меня Толя. Я вообще четыре года не танцевал.
— Вы хорошо ведете, — девушка посмотрела на него снизу.
— Главное, Вера, чтобы мы не врезались в забор.
— А вы ничего не видите? — спросила Вера.
— Сейчас это не имеет значения, Это все равно что танцевать в темной комнате. Раньше мы это даже любили: тушить свет и танцевать.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники."
Книги похожие на "Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Шпаликов - Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники."
Отзывы читателей о книге "Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники.", комментарии и мнения людей о произведении.