» » » » Лариса Крыжановская - Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов


Авторские права

Лариса Крыжановская - Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов

Здесь можно купить и скачать "Лариса Крыжановская - Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лариса Крыжановская - Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов
Рейтинг:
Название:
Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов"

Описание и краткое содержание "Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлены вариативные авторские методики воспитания и развития волевых качеств подростков, социального поведения, этического воспитания. В книгу включены методики и программы реабилитации подростков, уже апробированные и зарекомендовавшие себя. Пособие предназначено психологам и педагогам, ведущим специалистам в области психолого-педагогической реабилитации подростков, а также студентам психологического и дефектологического факультетов для изучения таких дисциплин, как общая психология, педагогическая психология, психология личности, возрастная психология.






1-й способ – «Театрализованные формы психорегуляции».

К психопрофилактике могут быть отнесены методы психотерапевтической драматизации, имаготерапии, ролевые варианты актерской «психотехники» и др. Например, использование одного из элементов театральной психотехники – воображения и мысленного воспроизведения положительного образа.

Цель – выработать у себя доминанту, затормаживающую невротические установки.

2-й способ – «Приемы имаготерапии» .

Этот вариант психопрофилактики некоторыми своими гранями соприкасается с аутогенной тренировкой, особенно с ее высшими «моделями воображения», «миросозерцания». Цель – усвоить привычку к мысленному воспроизведению некоторого возвышенного образца или комплекса образов, способных служить опорой в жизни, источником активизирующего воодушевления.

Релаксопедия

Релаксопедией называют теорию и практику решения учебных и воспитательных задач с помощью психической саморегуляции учащихся с применением полного мышечного расслабления (релаксации). И.Е. Шварц определил, что релаксопедия – это особое состояние учащихся, достигаемое самовнушением, во время которого обучаемые приобретают часть знаний, требующих усвоения на репродуктивном уровне. В процессе релаксопедии мозг бодрствует и активно перерабатывает впечатления, сохраняя критичность. И.Е. Шварц и А.С. Новоселова предложили варианты формул в сеансе релаксопедии, после которых педагог может передать учащимся нужную учебную информацию.

Примерная формула.

– Я лежу на берегу реки в лесу.

– Журчит вода, поют птицы.

– Шумит листва деревьев.

– Я спокоен.

– Я лежу на спине, смотрю в голубое небо.

– Там плывут облака.

– Надо мной качаются верхушки деревьев.

– Я слушаю успокаивающий шум леса.

– Я как будто повис в воздухе.

– Будто нахожусь в состоянии невесомости.

– У меня такое ощущение, будто я растаял.

Формулы В. Дубровина.

Ты позабудь о всех обидах,

Что мелочностью рождены…

Глубокий вдох, глубокий выдох —

Подарено чувство глубины.

Закрой глаза. Расслабься честно,

Дыши вкусней, и вот звуча,

Протянется над темной бездной

Свеченье узкого луча.

Дыши ровней. Неудержимо.

Луч улыбнется с высоты,

Как откровение вершины,

Как продолжение звезды.

Ты сам теперь такого роста,

Наполнен яркостью такой,

Что в небе вспыхивают звезды,

Легко зажженные тобой.

Расслабил лоб, расслабил брови,

Закрыл глаза, расслабил губы,

И улыбнулся я с любовью

Вам, небеса и воздух гулкий.

Пониже опускаю плечи.

А дух взбирается все выше:

Я слышу, как листва лежит

И как во мне здоровье дышит.

Я с удовольствием вбираю,

Вдыхаю, впитываю воздух…

Я с наслаждением вливаю

В себя светящиеся весны.

Глаза закрой!.. В себя всмотрись,

Наперекор судьбе… Покой… Покой…

Какая высь, какая жизнь в тебе!

Розы в россыпи рос посветлели,

Заалела заря за рекой.

И в душе моей, в сердце и в теле

Безмятежный и нежный покой.

Вот! Наконец! Оно свершилось!

Иные видятся миры: Ты высоко,

Ты на вершине недосягаемой горы.

В тебе – предчувствие полета,

Ты словно здесь живешь летя.

И для тебя лучи восхода

И солнце – только для тебя.

Медленно, медленно, сосредоточенно

Воздух вбираю с благоговением…

Трепетно – трепетно… Это не кончится,

Это без края раздолье весеннее

Медленно, сладостно, ласково дышится

Реет душа над лесами и кручами…

Медленно, медленно боли отчалили,

Даже травка все глуше трезвонится,

Горечь размолвок и горе бессонницы.

Чувствую, как насыщаюсь я свежестью,

Точно листок, что обласкан росинкою,

Чувствую, как проникаюсь надеждою,

Властным покоем и спокойною силою.

Примерный план сеанса «Управление психическим состоянием»

Эмоциональная устойчивость тесно связана с мышечной системой. Основоположник психофизической тренировки Каролис Динейка называл ее стрессоустойчивостью. В нашем исследовании представляется примерный план сеанса:

1 – Дыхание.

2 – Чередование дыхания с ритмическими движениями рук.

3 – Смена ориентации (Игры: «Дождь», «Гром», «Взрыв».

4 – Умение обесценивать недостигнутое. Сознательное принижение значимости потери или снижение ее ценности (профилактика эмоционального напряжения).

5 – Мысленное «проигрывание» возможной неудачи (снятие психотравм).

6 – «Коррекция масштаба переживаний» (С.С. Либих), где в процессе коллективного взаимодействия и групповой «проработки» с применением «рикошета» или «зеркальной техники» вырабатывается «взгляд со стороны».

7 – Релакс-пауза (навык мышечного расслабления).

8 – Доверительное общение (стабилизатор психического состояния в случае возможности поделится своими эмоциональными переживаниями).

9 – «Лицевая психогимнастика». «Если у вас опущены углы рта, то плачет ваш мозг и ваши внутренние органы»:

• зеркало по утрам – выработка приветливого выражения на лице (физиологические рефлексы, идущие от кожи к внутренним органам);

• изображение на лице выражения безмятежной радости, спокойствия, вследствие чего уверенность в себе.

Аутогенная тренировка (AT)

Методика AT практически не имеет противопоказаний.

AT – психотоническая (повышение тонуса нервной системы и организма в целом).

Психорегулирующий эффект при занятиях AT может выразиться в снятии тревоги, страхов, раздражительности, бессонницы.

Пассивные варианты AT – релаксация с произвольным расслаблением мышц и достижением эффекта самопогружения, отдых типа полудремы, во время которой организм, отдыхая, не мешает аутоинформации относительно своего душевного равновесия, хорошего настроения, бодрости и других качеств, необходимых для совершенствующейся личности, например, элементов прогрессивного мировосприятия и мировоззренческой стойкости.

Правая рука – орган действия, поэтому именное с нее и полезно начинать самовнушение. Обращаясь к своей правой руке, тренирующийся «включает» механизм внутренней речи, подготавливая организм для восприятия собственны самовнушений.

Рекомендуется упражняться 2–3 раза в день ежедневно по несколько минут.

Упражнения не должны сопровождаться напряжением, ощущением борьбы с самим собой. Формулы не должны содержать отрицания чего-либо.

Можно проводить самовнушение и с открытыми глазами. Возможны и более высокие уровни AT, связанные больше с представлением или воображением каких-то сюжетов.

Полезны совместные тренировки с разыгрыванием – моделированием «психодраматической ситуации», «ролевая психогимнастика», где используется специальный сценарий, имеющий целью отреагирования конфликта, разрешения его, адаптацию к трудности, нормализацию отношений.

Возможно в ролевой ситуации и активное выражение гнева для избавления от него в реальной обстановке.

Можно ли произвольно, сознательно, волевыми усилиями устранить чувство тревоги, напряженности, улучшить внимание, память? Да, можно! Обучаясь приемам AT (аутогенной тренировки) на индивидуальных или групповых занятиях, подросток в дальнейшем может в любое время освобождаться от последствий физического или психического перенапряжения. Овладение собственными эмоциями, тренировка памяти, концентрация внимания, создание гибкой, подвижной и устойчивой высшей нервной деятельности, привычка к самонаблюдению и самоотчету – это именно те качества, вырабатываемые аутогенной тренировкой, в которых нуждается каждый подросток. С помощью этого метода происходит коррекция неблагоприятных индивидуально-психологических особенностей личности, например, преобладание в сложных ситуациях отрицательных эмоций и трудность их преодоления.

Один из основоположников метода самовнушения – Куэ – утверждал, что главной причиной болезней является человеческое воображение. Поэтому формулы AT, основанные на коррекции воображения, весьма значимы. В процессе AT переключение сосредоточенного внимания на другой объект, сильное эмоциональное возбуждение или вдохновение создают, по теории А. А. Ухтомского, очаг возбуждения в коре головного мозга – доминанту, тормозящую по законам индукции другие области коры, воспринимающие чувство боли. Скажем, Гейне избавлялся от мучительной боли, сочиняя стихи. В начале 1930-х годов Шульц предложил специальные упражнения, часть из которых была заимствована у йогов, и назвал этот метод аутогенной тренировкой. Он утверждал, что, применяя упражнения, можно достигнуть значительного мышечного расслабления и состояния общего покоя. Якобсон, тоже создавая AT, предложил название «метод прогрессивной релаксации». Под «релаксацией» он понимал состояние, противоположное мышечной активности. Релаксация восстанавливает равновесие в организме.

Известно, что мышечное напряжение является соматическим компонентом эмоции страха и других отрицательных эмоций. Напряженное, «окаменевшее» лицо, «сдавленный» голос, стесненное дыхание, «оцепенение», «нервная дрожь» и др. – все это суть выражения, показывающие напряжение мышц при отрицательных эмоциях. Расслабление мышц служит внешним выражением положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности (расслабление мышц при улыбке и особенно смехе и т. д.). В аутогенной тренировке активная роль принадлежит самому тренирующемуся, поэтому о гипнозе и прочем не может быть и речи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов"

Книги похожие на "Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лариса Крыжановская

Лариса Крыжановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лариса Крыжановская - Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов"

Отзывы читателей о книге "Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.