» » » » Федор Щербина - История Кубанского казачьего войска


Авторские права

Федор Щербина - История Кубанского казачьего войска

Здесь можно скачать бесплатно "Федор Щербина - История Кубанского казачьего войска" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Федор Щербина - История Кубанского казачьего войска
Рейтинг:
Название:
История Кубанского казачьего войска
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-4444-048
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Кубанского казачьего войска"

Описание и краткое содержание "История Кубанского казачьего войска" читать бесплатно онлайн.



Книга знаменитого казачьего деятеля, исследователя и литератора Ф.А. Щербины расскажет читателям об истории Кубанского казачьего войска, о его быте, о схватках с горцами Кавказа, о том, как в течение столетий казачество выживало в непростых условиях. Вашему вниманию предлагается сокращенная версия прекрасного двухтомника, увидевшего свет накануне Первой мировой войны.






Причины персидского бунта крылись глубоко в общественном переустройстве черноморского казачества, в тех коренных изменениях, которыми были поколеблены вековые устои казачьего демократического строя. Первые признаки этого бунта проявились еще во время персидской войны, в рядах персидского отряда черноморцев.

24 августа 1796 года полковник Великий сообщил с острова Сары Головатому, что из ста человек казаков, рубивших лес под командой полкового квартирмейстера Симона Порохни на Талышенских берегах, скрылись неизвестно куда, в ночь с 19 на 20‑е августа, 39 человек команды. Отыскан был лишь один казак куреня Леушковского Савва Орленко, который показал, что бежавшие казаки направились по р. Куре в Грузию. Неизвестное Орленке лицо уверило казаков, что в Грузии будто бы «собирается казачье войско во главе с кошевым Растрепой». Казаки и ушли в это войско.

Из другого сообщения того же полковника Великого от 24 августа видно, что побег совершили казаки из двух команд – Семена Чернолеса и Симона Порохни. Чернолес, по его словам, лично развел часовых в караульные места и, проверяя караул за два часа до рассвета, обнаружил побег казаков. На другую ночь сам Чернолес наблюдал за командой, но ночью был сильный ливень, заставивший всю команду переходить с места на место. И опять не досчитались нескольких казаков. Другой старшина, Порохня, «был одержим» столь сильной болезнью, что не в состоянии был даже дать показания, как бежали у него казаки.

Впоследствии, в рапорте 27 сентября 1796 года кошевому Чепиге, Головатый дал подробные сведения об этом происшествии. Происшествию на острове Саре предшествовал другой побег казаков. Когда черноморцы стояли в Баку, то привозившие в армию провиант чумаки сообщили им, что в Грузии находилось до восьмисот казаков под главенством кошевого Растрепы и что грузинский царь платил им за службу отличное жалованье. Тогда же шесть человек из разных куреней пробовали бежать в Грузию, но все были пойманы. К Головатому был доставлен только один беглец – казак Левко Малый, а остальные пять были задержаны властями за ограбление какого-то купца.

С переходом казаков из Баку на остров Сару деятельную агитацию о побеге в Грузию к кошевому Растрепе повел казак куреня Сергиевского Онисько Козырь. Под его именно влиянием бежало 39 человек в Грузию. Онисько Козырь уверил казаков, что о существовании казаков в Грузии он лично слышал от донского казака, приезжавшего курьером из армии к Талышенскому хану.

Не зная дороги в Грузию, казаки разделились на две партии, направившиеся разными путями. Об этом уведомил Головатого Талышенский хан Мустафа. Для поимки бежавших казаков Головатый отправил отряд под командой полковника Великого и полкового есаула Коротняка. Эти старшины поймали 10 беглецов, «отощавших без пищи и раскаивающихся в своем побеге». Остальные 28 человек скрылись неизвестно куда. Прошел слух, что они перебрались через горы в Муганскую степь. Но Головатый предполагал, что бежавшие казаки, по незнанию дороги и трудности прохода в Грузию, не попадут в нее, но и «стыда ради» не вернутся обратно в армию, а, вероятно, попытаются пробраться на Кубань. Что сталось с этими казаками, об этом сведений в исторических материалах не оказалось.

Таким образом, персидскому бунту на месте в Черномории предшествовали попытки казаков отыскать желательный строй казачьего уряда и отношений с кошевым Растрепой во главе. Начался же он самым обыкновенным образом и на законных, так сказать, основаниях. Недовольные казаки заявили претензию на свое начальство и подали прошение по этому предмету в «Черноморское войсковое общество», как означено в прошении. Видно, что сами казаки или, по крайней мере, те, кто руководил ими, желали стоять на почве неоспоримых фактов, облеченных в юридическую форму. В прошении «от атаманов и казаков» двух пеших полков, бывших в персидском походе, подробно изложены претензии рядового казачества к чиновной старшине.

Неудовольствия первых на вторых начались со времени отправления отряда в поход. До Усть-Лабы багаж целой тысячи пехоты доставлен был на войсковых волах. Отсюда же и до Астрахани наняты были вольные чумаки и за провоз ими казачьего багажа удержано было по 50 коп. из жалованья каждого казака, всего 500 рублей. Казаки покупали также на свой счет сено и деготь.

Из лагеря близ Болдинского монастыря у Астрахани казачья старшина посылала казаков на частные работы к графу Валериану Зубову, Ахматову и другим без платы за труд.

На персидском берегу вблизи Баку казаков заставили складывать в бунты казенный провиант, «с отдышкой по два часа в день». За выполнение этой работы им назначено было по 5 коп. с четверти. Но команда в 300 человек ничего не получила.

Остальные 200 человек поставлены были сначала на Китный Бугор для нагрузки и выгрузки провианта с купеческих судов до октября месяца.

Затем, по приезде в Персию, казаки выполняли такие же работы на Саре и в Сальянах. За все это должна была заплатить им казна. Но только сто человек получили часть вознаграждения по 4 р. 50 к. на казака и сто человек по 1 р. 50 коп.

Отряд казаков за рубку леса для дров, фашин и возведение батарей получил только 40 р., а 10 р. были удержаны.

Запас казачьего провианта в 64 четверти, хранившийся в Баку, продан казачьей старшиной по 1 р. за четверть на 660 рублей, которых казаки также не получили.

За возведение батарей казакам выдано было две бочки горячего вина, но казаки выпили только по три порции, а остальное вино осталось у командующего.

При отправлении казаков из Баку в Россию на судах до Кизляра на больных казаков было отпущено горячее вино, но вино получали только казаки, бывшие на одном судне с полковником (Чернышевым), а на остальных суднах вина «вовсе не видали».

380 казаков, следовавших сухим путем, получили только по 4 порции горячего вина; провиант же получали от казны весом, а казакам раздавали «несправедливой мерою», отчего казаки терпели «дороговизну и голод» и истратили собственных денег по 1 р. 20 коп. на человека.

Когда весь казачий отряд остановился на обратном пути в Екатеринограде, то в лагере завели ссору двое старшин, из которых один уличал другого в утайке порционной дачи, причем обвиняемый «стал бить по щекам» обвинителя, а полковник (вероятно, Чернышев) приказал последнего арестовать. В лагере же при Павловской крепости полковник и все собранные старшины начали упрашивать обвинителя потушить дело, «а тот, который бил по щекам, просил прощения, падая до ног с тем, чтобы не заносили жалобы». Потерпевший простил обидчика.

Во флоте казаки не получали порции и провизию натурой и деньгами наравне с матросами.

Все это казаки просили «общество» принять к рассмотрению и «повелеть наградить их законным удовольствием». В заключение своего прошения казаки прибавили, что такую же просьбу они подали и командующему войсками на Кавказе графу Гудовичу.

Прошению этому предшествовали следующие обстоятельства.

Полковник Кордовский сообщил уехавшему в Тамань Котляревскому в письме, что в 8 часов утра, 22 июля 1797 года, в г. Екатеринодар прибыли пешие полки под начальством Чернышева из похода в Персию. Кордовский с старшинами и атаманами встретил возвратившихся у крепостной башни, а протопоп с духовенством близ церкви; отслужена была литургия и благодарственный молебен. Когда после окончания богослужения полковник Чернышев вышел к казакам и, поблагодаривши войско за службу, сдал знамена, то Кордовский, заметивши, что казаки чего-то ожидают, приказал им: «расходиться по куреням». При этих словах казаки обоих полков окружили Кордовского и Чернышева со старшинами, закричали свирепым образом: «Не идем мы в курени, пока не удовольствуете нас за все обиды, претерпенные нами в персидском походе». На уговаривания Кордовского и старшин оставить обиды и искать удовлетворения после, казаки отвечали усиливавшимися криками и требовали скорейшего решения их претензий. На предложение Кордовского идти в курени они ответили, что не пойдут в «пустые и заросшие бурьянами» курени, а остались у церкви, расставивши ратища и мушкеты в линию и учредивши караулы. Так простояли они здесь весь день и ночь. А 23 июля в 10 часов дня в Войсковое Правительство пришли около 15 человек казаков и подали прошение, содержание которого изложено выше.

Кордовский вместе со старшинами отправились в лагерь к казакам и начали уговаривать их, чтобы они не бунтовали и не делали тем всему войску порока и бесславия. Тогда, по словам Кордовского, они все единогласно сказали: «Мы не бунтуемся и в курени не пойдем, а будем дожидаться приезда войскового писаря, пусть тот нам доставить удовольствие». Кордовский поэтому просил Котляревского поспешить приездом «для прекращения злостных и развратных и нарушающих общее спокойствие казаков намерений».

Таким образом, на первых порах дело стояло так, что, казалось бы, достаточно было сколько-нибудь справедливого отношения старшины к казакам, чтобы оно закончилось самым миролюбивым образом. Казаки не намерены были бунтовать, а искали законного удовлетворения их справедливых претензий. Однако сами по себе требования казаков были поставлены в такие условия, которые не допускали мирного исхода. Жаловался один класс на другой, и представителям этого другого класса рядовые казаки предъявили претензии на старшин к старшине же. В сущности, это был прямой ответ на ту часть «Порядка общей пользы», которой положено было столь резкое отграничение казаков от старшины. И вот самые обыкновенные в казачьей жизни осложнения превращены были старшиной в бунт. Бунт этот умышленно раздула и культивировала казачья старшина.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Кубанского казачьего войска"

Книги похожие на "История Кубанского казачьего войска" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Федор Щербина

Федор Щербина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Федор Щербина - История Кубанского казачьего войска"

Отзывы читателей о книге "История Кубанского казачьего войска", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.