» » » » Сатнислав Остроумов - История идеи гражданского общества в англо-американской либеральной политической традиции


Авторские права

Сатнислав Остроумов - История идеи гражданского общества в англо-американской либеральной политической традиции

Здесь можно купить и скачать "Сатнислав Остроумов - История идеи гражданского общества в англо-американской либеральной политической традиции" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сатнислав Остроумов - История идеи гражданского общества в англо-американской либеральной политической традиции
Рейтинг:
Название:
История идеи гражданского общества в англо-американской либеральной политической традиции
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История идеи гражданского общества в англо-американской либеральной политической традиции"

Описание и краткое содержание "История идеи гражданского общества в англо-американской либеральной политической традиции" читать бесплатно онлайн.



В монографии раскрыта историческая эволюция идеи гражданского общества в концепциях ключевых представителей англо-американской либеральной политической традиции, проанализированы основные подходы американских, британских и отечественных ученых к рассматриваемой проблеме, исследована современная англо-американская историография идеи гражданского общества, даны оценки концепциям титанов английской и американской либеральной мысли, введены в научный оборот американские и британские первоисточники, монографии и диссертационные исследования по проблемам гражданского общества и англо-американской либеральной политической традиции. Монография адресована студентам, аспирантам и преподавателям исторических, политологических, философских ВУЗов и факультетов, а также всем интересующимся историей англо-американской либеральной политической мысли.






Критикуя «тиранию большинства» [448, Р. 194, 262], предвидя централизацию власти в демократических странах, А. Токвиль выступал за институционализацию муниципальных органов власти [448, Р. 95]. М. Зеттербаум подчёркивает, что А. Токвиль предсказал неминуемую дессиминацию демократических режимов по всему миру [469, Р. VII].

А. Токвиль признаёт супрематию гражданского общества, воплощённую в свободных ассоциациях граждан, приоритет политики над экономикой, является пропонентом правового порядка, децентрализации власти и широкого спектра гражданских и политических свобод. Концепция гражданского общества А. Токвиля является на сегодняшний день одной из ведущих в социальном строительстве. Токвилевское представление о гражданском обществе как ассоциациях граждан отражено в правительственных нормативно-правовых актах и программах стран ЕЭС, США, Великобритании, Австралии, Канады.

1.4. Концепции гражданского общества представителей немецкой классической философии и теоретика научного коммунизма

Немецкая классическая философия подняла концепцию гражданского общества на качественно новый уровень научного исследования благодаря применению диалектической методологии, тем не менее, её идейный вдохновитель – И. Кант, и наиболее яркий представитель – Г. В. Ф. Гегель, несмотря на заявленную идеалистическую позицию, являлись пропонентами безусловного доминирования государства над гражданским обществом, что не позволяет автору отнести их к представителям западной либеральной традиции.

Концепция гражданского общества И. Канта носит ярко выраженный правовой характер, несмотря на амбивалентность политических стандартов [43] .

Немецкий философ различает естественное (status naturalis) и гражданское (status civilis) состояния. Естественное состояние – это неправовое состояние, из которого «необходимо выйти для того, чтобы вступить в законное состояние» [46, С. 386]. Согласно И. Канту, «естественное состояние есть состояние несправедливости» [46, С. 386]. И. Кант противопоставляет естественному состоянию не общественное, а гражданское. В естественном состоянии общество может существовать, но только не гражданское, гарантирующее право собственности посредством публичных законов [46, С. 295]. Гражданское общество (societas civilis), которое И. Кант отождествляет с правовым или гражданским состоянием [46, С. 305–306, 316] образовалось в результате общественного договора (pactum sociale) [46, С. 378] [44] . Гражданское состояние – это состояние всеобщим образом действительно объединенной воли [45] [46, С. 313] при котором «действует всеобщее внешнее (т. е. публичное) сопровождающееся властью законодательство» [46 С. 306]. Правовое состояние предполагает взаимоотношения между людьми содержащее те условия, единственно при которых всякий может пользоваться (teilhaftig werden) своим правом, а формальный принцип возможности такого состояния, рассматриваемый с точки зрения идеи воли, устанавливающей всеобщие законы, называется общественной справедливостью [46, С. 350] [46] И. Кант дифференцирует охранительную справедливость (iustitia tutatrix), взаимопреобретающую (iustitia commutativa) и распределяющую (iustitia distributiva) [см. 46, С. 350].

В трактовке И. Канта, право есть «совокупность условий, при которых произвол одного [лица] совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» [46, С. 285] [47] . Свобода – принцип и условие принуждения [см. 46, С. 379] [48] . Тем не менее, И. Кант подчеркивает, что совершенное правовое устройство – «вещь в себе» [46, С. 404].

Индивиды могут создать государство и вступить в гражданское состояние, лишь в соответствии с «условиями свободы и равенства» [46, С. 355–356]. В идеале, немецкий философ отдает предпочтение строю «чистой республики» [46, С. 378–379]. Это единственный прочный государственный строй, при котором закон самодержавен и не зависит ни от какого отдельного лица [см. 46, С. 379]. По И. Канту, истинная республика не может быть ничем иным как «представительной системой народа, дабы от имени народа путем объединения всех граждан обеспечить их право через посредство их уполномоченных (депутатов)» [46, С. 379]. В республике объединенный народ не только представляет суверена, но он сам есть суверен [46, С. 379]. Ведь именно у народа в руках первоначально находится верховная власть, производными от которой должны быть все права отдельных лиц как служащих государства [49] .

Согласно И. Канту, «величайшая проблема человечества, решать которую его заставляет природа – это установление гражданского общества [50] , осуществляющего всеобщее распределение прав в соответствии с законом. Только в обществе, обладающем наивысшей свободой…, а также наиболее точным определением и гарантией пределов свободы [каждого индивида], чтобы она могла сосуществовать со свободой других, может в случае человечества быть достигнута высочайшая цель природы – развитие всех заложенных в ней возможностей» [288, Р. 16, 22].

По И. Канту, высшее политическое благо – «вечный мир» [46, С. 390]. Но это в идеале, в реальности немецкий философ признает суверенитет монарха [46, С. 361], приоритетность государства [46, С. 405], отрицает право подданных на восстание против тиранической власти [46, С. 360], призывает индивидов не доходить в своих исследованиях до сущности государственной власти, чтобы не подорвать ее теоретические основы [46, С. 405] и повиноваться любому правительству, которое, может быть, устранит несовершенства государственного устройства путем реформ [46, С. 405] [51] . И. Кант – пропонент правового порядка, государственной власти и эволюционного развития гражданского общества по плану, начертанному правящим режимом. Идеалы свободы немецкого философа не нашли отражения в его реальной политической доктрине.

В XIX веке классическая идея гражданского общества стала угасать в связи с появлением сомнений в его способности эффективно разрешать экономические, социальные, идеологические и религиозные конфликты. В этой ситуации появилась концепция Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831) [52] .

Немецкий философ исследует социум в триаде семья – гражданское общество – государство. По Гегелю из города, деревни и семьи возникает как их подлинная основа государство [17, С. 278]. Государство предшествует обществу [17, С. 228] [53] . Согласно Гегелю, государство – «мир, созданный духом для себя» [17, С. 310]. По Гегелю, подлинное начало и первое основание государства связано с земледелием и введением института брака. Земледелие влечёт за собой обработку земли и институционализацию частной собственности. Институт брака, ограничивая половые отношения в обществе, трансформирует сексуальные потребности в заботу о семье, а собственность в семейное имущество [17, С. 242]. В трактовке Г. В. Ф. Гегеля, гражданское общество может быть создано тремя путями: «спокойным расширением семьи до превращения в народ – в нацию» [17, С. 227], что является естественным процессом, или путём сочетания «разбросанных семейных общин посредством господской власти» [17, С. 227], или посредством «добровольного объединения вызванного близостью потребностей и взаимодействием в их удовлетворении» [17, С. 227].

Гегель отмечает, что «если государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то имеется в виду лишь определение гражданского общества» [17, С. 228].

Концепция гражданского общества Гегеля характеризуется амбивалентностью. Автор дифференцирует базовую концепцию гражданского общества Гегеля и комплементарную. В рамках базовой концепции, гражданское общество – «объединение членов в качестве самостоятельных, единых, в формальной, таким образом, всеобщности на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности и через внешний порядок для их особенных и общих интересов» [17, С. 208] [54] .

Гражданское общество – «дифференция, которая выступает между семьёй и государством» [17, С. 228]. В рамках базовой концепции Гегеля гражданское общество предстаёт в виде товариществ, общин и корпораций [17, С. 349–350]. В рамках комплементарной концепции Гегеля гражданское общество является «ареной борьбы частных индивидуальных интересов, борьбы всех против всех» [17, С. 330].

Согласно Гегелю, гражданское общество содержит в себе три следующих аспекта:

1) опосредование потребности и удовлетворение единичного посредством его труда и посредством труда и удовлетворения потребностей всех остальных, систему потребностей;

2) действительность содержащегося в этом всеобществе свободы, защиты собственности посредством правосудия;

3) забота о предотвращении остающейся в этих системах случайности и внимания к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпорации [17, С. 233].

В интерпретации Гегеля, гражданское общество «делает членов семьи чуждыми друг другу и признаёт их самостоятельными лицами» [17, С. 268]. Индивид становится «сыном гражданского общества, которое предъявляет ему в такой же мере требования, как он свои права по отношению к нему» [17, С. 268]. По мнению Гегеля, в гражданском обществе семья – «нечто подчинённое и служит лишь основой» [17, С. 268]. Мощь заключается именно в гражданском обществе, которое «завладевает человеком, требует от него, чтобы он на него работал, был всем только посредством него» [17, С. 268]. Корпорация – вторая семья для индивида [17, С. 275]. Гражданское общество – «всеобщая семья» [17, С. 269]. Конечной целью гражданского общества является «обеспечение жизни и собственности индивидов» [17, С. 359]. По Гегелю, члены гражданского общества «относятся друг к другу как самостоятельные лица, объединённые лишь узами потребности друг в друге» [17, С. 95] [55] . В трактовке Гегеля, в гражданском обществе «каждый для себя цель, все остальные для него ничто» [17, С. 228] [56] .


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История идеи гражданского общества в англо-американской либеральной политической традиции"

Книги похожие на "История идеи гражданского общества в англо-американской либеральной политической традиции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сатнислав Остроумов

Сатнислав Остроумов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сатнислав Остроумов - История идеи гражданского общества в англо-американской либеральной политической традиции"

Отзывы читателей о книге "История идеи гражданского общества в англо-американской либеральной политической традиции", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.