» » » » Сюзанна Шаттенберг - Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы


Авторские права

Сюзанна Шаттенберг - Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы

Здесь можно скачать бесплатно "Сюзанна Шаттенберг - Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Российская политическая энциклопедия, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сюзанна Шаттенберг - Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы
Рейтинг:
Название:
Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы
Издательство:
Российская политическая энциклопедия
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-8243-1572-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы"

Описание и краткое содержание "Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы" читать бесплатно онлайн.



Книга немецкого историка С. Шаттенберг посвящена первому поколению новой советской технической интеллигенции, которое в конце 1920-х гг. сменило «старых специалистов», в 1930-е гг. создавало советскую промышленность, поддерживало Сталина, страдало от террора и все-таки продолжало верить коммунистической партии. В основу книги легли опубликованные и хранящиеся в архивах воспоминания инженеров, которые получили образование и начали трудовую деятельность в СССР в годы первых пятилеток. Большое внимание уделяется образу инженера в советской печати, литературе и кинематографии 1930-х гг.

Книга предназначена для специалистов-историков и широкого круга читателей, интересующихся историей СССР.






3

Проводя интервью, я не следовала жесткой схеме: мне казалось более важным, чтобы опрашиваемые свободно и без помех рассказывали историю своей жизни так, как считают нужным. Если они обходили молчанием интересовавшие меня темы, я задавала уточняющие вопросы, но не настаивала на подробных ответах. О преимуществах и проблемах устной истории см. так же: Niethammer L. Einleitung // Die Jahre, weifi man nicht, wo man die heute hinsetzen soil. Faschismus Erfahrung im Ruhrgebiet / hg. L. Niethammer. Berlin; Bonn, 1986.

4

Яковлев сам написал последнее предисловие к изданию 1987 г., которое он посвятил «55-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне». Хотя это издание вышло уже во времена гласности, никаких переоценок он не произвел. См.: Яковлев А.С. Цель жизни. Записки авиаконструктора, 6-е изд., доп. М., 2000.

5

Даты жизни инженеров приводятся по немецкому изданию книги, вышедшему в 2002 г. — Прим. ред.

6

Balzer H. D. Educating Engineers. P. 135. Вслед за РТО возникли в 1878 г. Политехническое общество (ПО), в 1884 г. — Общество технологов (ОТ), в 1896 г. — Собрание инженеров путей сообщения (СИПС), в 1904 г. — Всероссийский союз инженеров и техников (ВСИИТ), а в 1908 г. — Кружок технологов Московского района (КТМР). Это названия лишь некоторых организаций. ПО было основано при «Техноложке», ОТ при МВТУ, СИПС при Институте инженеров путей сообщения в качестве организаций взаимопомощи, чтобы, в частности, создать сетевую структуру, которая помогала бы студентам и выпускникам, оказавшимся в стесненных обстоятельствах, а также в поиске практических занятий и работы. В то же время они всегда ставили целью и содействие науке и технике, организацию докладов, издание собственного журнала, объединение инженеров и фабрикантов. См.: Spath M. Fach- und Standesvereinigungen russischer Ingenieure. S. 101 ff., 142 ff., 159 ff., 168 ft, 182,196.

7

Идею тейлоризма разработал в конце XIX в. американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915). Он хотел на основе точно сегментированных, оптимизированных, хронометрированных, нормированных и оцененных в денежном выражении движений руки в течение рабочей операции рационализировать производство, увеличить его продукцию и повысить заработную плату рабочих. Если поначалу большевики отвергали тейлоризм как эксплуатацию рабочих, то после революции Ленин увидел в нем рецепт, позволяющий извлечь из почти совершенно захиревшей промышленности максимально возможный результат. В 1920 г. профсоюзный активист, революционер и поэт Алексей Гастев создал при ВЦСПС Центральный институт труда, занимавшийся научной организацией труда (НОТ) и ставший центром советского тейлоризма. Хотя в СССР всеми силами старались содействовать внедрению новой техники, ее не рассматривали как предпосылку тейлоризма. От тейлоризма вскоре осталось только обращенное к рабочим требование работать в аккордном темпе. Институт Гастева подготовил миллион рабочих, в том числе, самое главное, будущих стахановцев, прежде чем его директор в 1938 г. был репрессирован и погиб. См.: Bailes К.Е. Alexej Gastev and the Soviet Controversy over Taylorism, 1918-1924 // Soviet Studies. 1977. Vol. 29. No. 3. P. 373 ff.; Ленин В.И. ПСС. т. 36. С. 141; Engineers as Writers. Growth of a Literature / ed. W.J. Miller. New York et al., 1953. P. 157.

8

Советский значок инженера был официально введен только в 1959 г. См.: Филимонов Н.А. По новому руслу: Воспоминания. Л., 1967. С. 15.

9

Его внутренняя позиция очень сильно напоминает противоречивость сознания рабочего Степана Подлубного, недовольного тем, что он еще не понимает правильно новую политику. См.: Tagebuch aus Moskau, 1931-1939 / hg. J. Hellbeck. Munchen, 1996.

10

В этой статье, появившейся в «Правде» 2 марта 1930 г., Сталин объявил, что коллективизация до сих пор протекала успешно, но некоторым коллективизаторам достигнутые результаты вскружили голову, они потеря ли «чувство меры» и «способность понимания действительности» и начали стараться прыгнуть выше головы. Подчеркивая «добровольность колхозного движения», Сталин заметил: «Нельзя насаждать колхозы силой. Это было бы глупо и реакционно». См.: Сталин И.В. Сочинения. М., 1949. Т. 12. С. 191-199.

11

В советской экономике в 1920-1930-е гг. была создана система государственных трестов, объединявших под своим началом ряд предприятий той или иной отрасли. Тресты подчинялись «главкам» — главным управлениям, в свою очередь, подчиненным наркоматам. «Гослаборснабжение», трест по производству и сбыту лабораторного оборудования, находился в ведении Наркомата тяжелой промышленности и управлял предприятиями, производившими лабораторную посуду, измерительные приборы и пр. После реструктуризации 1931 г. он стал называться «Всесоюзное объединение точной индустрии» (ВОТИ). В это же время в него вошли заводы, выпускавшие бортовую аппаратуру для самолетов, например автопилоты. После реорганизации народного хозяйства в 1938 г. отдел Логинова был передан Наркомату оборонной промышленности.

12

Каупер — аппарат для подогрева воздуха, вдуваемого в доменную печь.

13

Судя по имени, он к тому же еврей. Этот персонаж свидетельствует о подспудно существовавшем в СССР 1930-х гг. антисемитизме, хотя советская власть любила вставать в позу освободительницы и благодетельницы всех евреев. Фигура Вульфа, как она выведена в фильме, вполне могла бы служить для национал-социалистов типичным образчиком представителя «мирового еврейского финансового капитала».

14

Jakowljew A. Ziel meines Lebens. Aufzeichnungen eines Konstrukteurs. Moskau, 1982. S. 120, 129. Джулио Дуэ (1869-1930) — итальянский генерал, ставший известным благодаря своей книге «Господство в воздухе» (1921), в которой изложил теорию, что атаки с воздуха имеют решающее значение для победы в войне.

15

«Нормандию» спроектировал эмигрировавший в 1920-е гг. русский инженер-кораблестроитель Владимир Иванович Юркевич (1885-1964), который жил в Париже и Брюсселе и нашел место инженера на одной из французских верфей. См.: Юркевич О. Воспоминания: парижские дни. Нью-Йорк, 1969: РГАЭ. Ф. 341. Оп. 3. Д. 6. Л. 1 и сл.

16

Так у автора. По нашим сведениям, Т.В. Федорова не была замужем, имела только одну приемную дочь. См.: Хозяйка подземного царства // Московский комсомолец. 2008. 29 июня. URL: http://www.mk.ru/editions/daily/ article/2008/06/29/34114-hozyayka-podzemnogo-tsarstva.html (05.04.2011). — Прим. ред.

17

Как ни странно, Сара Дэвис в своей книге практически не касается конфликтов между рабочими и инженерами, сосредоточившись в основном на скептическом отношении рабочих к стахановским методам. См.: Davies S. Popular Opinion in Stalin's Russia. Terror, Propaganda, and Dissent, 1934-1941. Cambridge, 1997. P. 32 f.

18

Так, А.С. Точинский пишет: «Я вам должен сказать, что в 1937 году я был арестован. И когда мне говорили, что Серго покончил жизнь само убийством, я не мог этому поверить, потому что я был в кабинете у него в тот момент, когда было получено сообщение о самоубийстве Гамарника, и из его уст я слышал оценку человека, который не мог пережить то, что на него надвинулось, и кончил жизнь самоубийством». (Правда, Я.Б. Гамарник умер после Орджоникидзе; возможно, речь идет о В.В. Ломинадзе.) По словам Точинского, вдова Орджоникидзе Зинаида Гавриловна поведала ему в 1952 г., что, найдя мужа мертвым, сразу позвонила Сталину, а генсек заявил, что это она довела Серго до самоубийства. См.: РГАЭ. Ф. 501. Оп. 1. Д. 63. Л. 5-6. В художественном романе А. Рыбакова «Страх» наркома убивает посланец Сталина. См.: Рыбаков А. Страх. М., 1991. С. 358-359.

19

Даты жизни инженеров приводятся по немецкому изданию книги, вышедшему в 2002 г. — Прим. ред.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы"

Книги похожие на "Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сюзанна Шаттенберг

Сюзанна Шаттенберг - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сюзанна Шаттенберг - Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы"

Отзывы читателей о книге "Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.