Вадим Демчог - Самоосвобождающаяся игра

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Самоосвобождающаяся игра"
Описание и краткое содержание "Самоосвобождающаяся игра" читать бесплатно онлайн.
Предостережения
Эта книга не имеет отношения к «чистоте передачи» конкретных духовных традиций! Скорее, она суммирует опыт художественного обобщения, опыт безответственной, артистической игры с информацией, почерпнутой при многолетней работе с методами которые эти традиции предлагают. Поэтому, ко всем иллюстрациям и цитатам есть смысл относиться как к поэтической вольности автора, и воспринимать их скорее как аналогии и примеры. Если кого-то интересует та, или иная духовная традиция непосредственно, то лучше обратиться к прямым источникам информации.
***
САМООСВОБОЖДАЮЩАЯСЯ ИГРА, или Алхимия Артистического Мастерства
Способность актера очаровывать зрителей
возникает лишь тогда, когда последние не знают,
как это делается. Держите свои методы в тайне.1
Дзэами Мотокиё2
Эта крайне спорная и противоречивая книга представляет собой предельно сжатый экскурс в несколько тем моей индивидуальной, как я ее называю, «мифо-технологии» игры. Излагая здесь опыт персональной самоорганизации в профессии, проще говоря, свою «кухню», я никому не хочу навязывать этот способ видения, так как это мое, и только мое восприятие артистических возможностей Ума3. А как известно, то, что может быть важным и полезным для меня, для других может оказаться совершенно неважным и абсолютно бесполезным.
Один из самых пытливых мастеров своего времени, Михаил Чехов, в 38 лет, пытаясь свести свою, мягко скажем, «непростую» кухню к некоему целому, писал следующее: «…в моем сознании начала складываться такая сложная философская система, что нечего и думать о применении ее к театральному искусству. Сам я, пожалуй, и смог бы использовать ее при постановке или игре на сцене, но как передать ее другим? Актеры, в особенности хорошие, боятся всяких рассуждений, систем и методов, которыми теоретики театра готовы задушить их. Я сам боюсь их до отчаяния, и вот я сам сочинил систему, которую без естествознания и астрономии, пожалуй, и не поймешь!»4
Исходя из этой оговорки, и следуя словам одного из общепризнанных мастеров игры Джорджо Стрелера: «Истинность или фальшивость какой-то театральной системы выявляется только на примере каждодневной сценической работы»5, а так же, следуя за тенью великого Эйнштейна, который утверждал что «…для объяснения событий во Вселенной человечество не сможет изобрести ничего нового, кроме как теорию игр»6, и наконец, просто в целях экономии времени, я «смонтировал» книгу в рекламном стиле, как методологическое пособие, по принципу «голограммы». Это означает, что «главки» текста являются серией динамических кадров, т. н. «пазлов», просматривая которые можно быстро сориентироваться — для вас эта информация или нет.
Таким образом, нет смысла брать этот чрезвычайно «избыточный» текст последовательным штурмом, главу за главой… Это, скорее, справочник, или лучше — «словарь» моих многолетних дневниковых записей, собранных по настоятельной просьбе моих друзей в одну книгу, и гораздо эффективнее исследовать их методом т. н. «прыжков по диагонали», с выхватыванием наиболее привлекательных заголовков. Выбирайте то, что интригует более всего, и входите через двери, которые распахиваются сами. В любом случае, если этот стиль мышления вам близок, входя через что-то одно, вы войдете в целое. Если же что-то из предложенного покажется не совсем сумасшедшим и, возможно, пригодным для использования, берите, наслаждайтесь и будьте счастливы. Если же напротив, вы не найдете здесь ничего что было бы полезно лично для вас, отбросьте книгу в сторону и наслаждайтесь поиском чего-либо еще, творите своё, и будьте счастливы с этим.
ДЕМЧОГ, 26.11.2001
Итак, если мы берем за основу версию Прибежища из Алхимии Игры, то прямо перед собой мы представляем Властелина Игры, как эссенцию артистического мастерства; по правую руку от него — образ, каким мы хотим видеть себя по прошествии нескольких лет практики, (т. е. наше идеальное представление о нашей собственной творческой реализации); за спиной Повелителя — методы предлогаемые Игрой, а так же тексты самых разнообразных мастеров, указывающие нам на достижение идеальной реализации; по левую руку — команда единомышленников, которая поддерживает нас на пути к нашим идеалам; перед фигурой Властелина — танцующая в бешенном танце его подруга — Повелительница Танца, воплощение нашей интуиции и всескрепляющей любви; под Повелителем — свита Защитников и трансформированных демонов, которые когда-то причиняли нам проблемы, но теперь, убежденные нашим упорством на пути, готовые защищать нас и всячески помогать; и, наконец, над фигурой Повелителя — вся линия передачи Мастеров Вдохновения.
Так выглядит Дерево Прибежища в традиции Пути Самоосвобождающейся Игры456.
Теперь, представив все это благородное собрание перед собой, мы понимаем, что все они очень рады нашему выходу на сцену Театра Реальности, нашей готовности обнаружить свою предельную творческую силу. Они искренне улыбаются нам, излучают свет любви и открытости, возможно, аплодируют нам, и всячески транслируют желание быть зачатыми нашей игрой, нашей творческой силой. В ответ на это радушие, мы раскрываем три наших центра (зрителя, актера и роли) и скользим по полу, простираясь перед своим прибежищем, так, что все части нашего тела — ступни ног, колени, таз, живот, грудь, голова и вытянутые вперед руки, оказываются на полу. (Хорошо, если человек, знающий техническую сторону этой процедуры, мог бы продемонстрировать весь комплекс целиком). Затем мы встаем и повторяем это движение снова и снова, повторяя при этом текст молитвы-призывания Властелина Игры457.
Мы повторяем молитву и простирания тела перед силовым полем мастерства, так долго, как считаем правильным, или до тех пор, пока не устанем458. По началу, можно делать одно простирание перед каждой строчкой молитвы, но в последствии, вы сами почувствуете возможность, произносить ее постоянно, независимо от движения тела своей марионетки.
В заключении, Дерево Прибежища, увенчанное Золотой Гирляндой растворяется в свете, и потенция всех Мастеров Вдохновения вливается в форму Повелителя Игры. Из трех центров Повелителя изливаются три света (белый, красный и синий) и вливаются в наши соответствующие центры. Мы повторяем аффирмацию: «Золотая Гирлянда Мастеров работай через меня», или «Дорогие Мастера Вдохновения работайте через меня». В заключении, радужная форма Повелителя Игры, так же растворяется, сначала в букве π над его головой, и затем эта буква уходит в свет, и этот свет вливается в нас. Это может происходить по-разному: или через макушку головы, или непосредственно через сердце, или снизу, через тайное место, кому как удобно. Теперь, действуя в двойственном мире, мы пребываем в единстве с недвойственной позицией Властелина, с его знанием и опытом, так хорошо как можем.
И для чего вообще нужно это изнурительное «изуверство» над собственной психофизикой?
Дело в том, что традиционные методы медитации, основанные на спокойном созерцании не достаточно продуктивны в мире современных мультискоростей. Вместо этого, например, учителя тибетского Алмазного Пути и Махамудры (Чаг Чен), или Великого Совершенства (Дзог-Чен), или такие как Ошо, настаивают на так называемой динамической медитации, которая призвана, как бы «встряхнуть Ум», прежде чем погрузить его в «пассивное созерцание». С точки зрения этих мастеров, бесполезно заставлять современных гонщиков, артистов или боксеров сидеть в неподвижной, безмолвной медитации, поскольку они все равно будут размышлять над своими внутренними конфликтами, стратегиями и разного рода перспективами. «Энергия нуждается в выходе, ей необходим катарсис (katharsis). Вы растворяетесь в бытии через действие. А когда энергия вышла, и вы расслабились, вот тогда замрите, умолкните…»459.
Прибежище еще можно объяснить как «ОБЕЩАНИЕ». Это наше сокровенное обещание всем Мастерам Вдохновения, во всех временах и местах, оправдать их взгляд, их доверие, их уровень. Это обещание защитить профессию, утвердить ее подлинный масштаб и т. д. и т. п. Звучит довольно помпезно, но, зато эффективно при попытке практически соответствовать этому уровню общения.
И самое главное из того, что я знаю о процессе игры с безграничной творческой потенцией Повелителя Игры и его команды: «Чтобы уговорить Бога выйти из глубин нашего сердца и тотально затопить собой двойственный мир, мы должны заинтересовать его не выгодой, но игрой. Мы обязаны быть не просто пешками, которыми играют, но партнерами по игре»460!
Как красиво звучит, согласны?!
И как же развить эту позицию «равного» перед лицом Бога? Суть в следующем: не пытайтесь слепо следовать его указаниям! Это самый прямой путь к тому, чтобы он потерял интерес к игре с вами! Рекомендации таковы: настойчиво прикладывайте усилия к тому, чтобы внести в игру что-то новое, уникальное, свое. Тормошите Бога своими идеями, доставайте его своими выдумками и придумками. Настойчиво проявляйте воображение! Свежесть в игре, парадоксальность решений, неординарность подходов, «опрокидыши» и непредсказуемости — вот что делает игру действительно увлекательной для Бога. И нет более мощного рецепта, заручиться поддержкой Вселенской Творческой Силы, чем постоянно провоцировать своего божественного партнера к диалогу, вниманию и ответной реакции. Это и есть магический ключ к Вдохновению, или говоря словами Алхимии Игры — к Вращению Колеса Высшей Радости.
31. Вращение колеса высшей радости
или ПРИРОДА ВДОХНОВЕНИЯ!
В современной психологии феномен вдохновенного состояния Ума называется — эвроактивным приступом, или эвропатологией; упоминаемый чуть ранее Марк Чиксентмихали, называет его «состоянием Потока»460; в ИГРЕ мне нравится называть этот феномен — ВРАЩЕНИЕМ КОЛЕСА ВЫСШЕЙ РАДОСТИ!
Итак, при подробном анатомировании тела вдохновения великие Мастера461 обычно вычленяют три основных качества:
1) Когда Ум обнаруживает себя пустым, то есть тот факт, что он никогда не был рожден, никогда не умрет и ему невозможно причинить какой-либо вред, возникает БЕССТРАШИЕ. Это качество проявляется на тайном уровне, как основная характеристика обнаружения зрителя в нас.
2) Из бесстрашия естественным образом пробуждается РАДОСТЬ, то есть способность к спонтанной игре. Это внутреннее переживание мощной творческой потенции, то есть узнавание актера в нас.
3) А радость, возникшую в результате открытых возможностей, уже невозможно отделить от других — она естественным образом разливается повсюду в тех или иных формах игры — это ЛЮБОВЬ. Именно она проявляет реальность роли в нас.
Эти три абсолютных качества в единстве: бесстрашие, радость и любовь составляют, по мнению мастеров, состояние высочайшего человеческого функционирования, смысл и истинную природу творчества — неуничтожимое вращение КОЛЕСА ВЫСШЕЙ РАДОСТИ!Повелитель Игры представляет собой непосредственный процесс работы этого атомного реактора. И это означает, что РЕАЛЬНОСТЬ как таковая САМОВДОХНОВЕННА! Антонио Менегетти называет этот феномен «Ин-се», — универсальной реальностью.462 Буддийским аналогом этого можно считать единство «Трех Тел Будды»: Дхармакайи, Самбхогакайи и Нирманакайи463, т. е. пустоты, творческой потенции и любви. В Алхимии Игры манифестацией этого единства является греческая буква π, украшающая пространство над головой Повелителя Игры.
И ещё раз, в грубом стиле: БЕССТРАШИЕ+РАДОСТЬ+ЛЮБОВЬ=ВДОХНОВЕНИЕ! Оно вмещает в себя всех и вся и не принадлежит никому. ОНО — НЕЛИЧНОСТНО! Фактически, состояние вращения КОЛЕСА ВЫСШЕЙ РАДОСТИ — это цель всех методов в ИГРЕ. Но фундаментом для сознательного запрыгивания на этот высокий уровень функционирования является предварительное кропотливое накопление позитивных впечатлений в Уме. Поэтому и говорится, что «…право творить по вдохновению»464 — это долгосрочный проект. Говоря словами великого Тальма: «Актер должен быть одарен от природы организацией особого рода. Ибо понятно, что человек, предназначенный изображать страсти в высочайшем их напряжении, во всем их неистовстве, должен обладать исключительной энергией»465. Теоретически, саму технологию можно объяснить как процесс отождествления с формой Повелителя Игры (как одиночной, так и в союзе со своим женским аспектом) и в более сложной версии — с использованием т. н. ВИРТУАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ, что, в свою очередь, приводит к самому драгоценному феномену в профессии — к ВИРТУАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ УМА, или к ПОЗИЦИИ «π», в которой все три уровня Театра Реальности сливаются воедино, для того чтобы создать наимощнейшее по своей эффективности переживание «ДЫШАЩЕГО ОБРАЗА».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Самоосвобождающаяся игра"
Книги похожие на "Самоосвобождающаяся игра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вадим Демчог - Самоосвобождающаяся игра"
Отзывы читателей о книге "Самоосвобождающаяся игра", комментарии и мнения людей о произведении.