Юрий Рюриков - Мед и яд любви

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мед и яд любви"
Описание и краткое содержание "Мед и яд любви" читать бесплатно онлайн.
Эта книга писателя и социолога о вечном и новом в любви, о том, чем именно отличается любовь от влюбленности и кто из нас способен и неспособен любить. В книге идет речь о кризисах любви и семьи, о переменах в современной психологии, о царящей у нас докультуре личных отношений и о ростках новой культуры. В книге говорится о разных видах любви, о том, как они зависят от человеческого характера, и о новых, современных классификациях темперамента и характера. Рассказывает книга и о новых основах супружества, которые сейчас рождаются, о законах семейной совместимости и о других спасательных кругах от наших бед.…
У одних людей нервный отклик краткий, энергия нервов разряжается быстро, и ощущения проходят тоже быстро. Такая мгновенность ощущений — свойство детских чувств, и поэтому она, как сказал один французский психолог, «истинный Источник Юности». Но этот источник рождает и короткое терпение, и обманные эмоции, и нестойкость чувств…
Есть и люди с долгой нервной реакцией. Событие или впечатление рождает в их нервах долгое эхо, и отклик на события у них как бы удвоенный, он как бы проигрывается в их нервах еще и еще раз… У них все эмоции, все чувства-отклики «долгоиграющие» — грусть, негодование, гнев, раздражение, радость, любопытство…
Долгочувствие — мать верности, постоянства, но и стойкой злобы, враждебности, стойкой тяги к обману. Как считают французы, долгота ощущений — самое таинственное измерение характера, самое удивляющее и беспокоящее…
Три этих кита характера сочетаются по-разному и создают восемь главных человеческих типов, восемь видов характера[98].
1. Возбудимый, не активный, кратко ощущающий (В — нА — К) получил название нервического.
2. Возбудимый — не активный — долго ощущающий (В — нА — Д) — это чувствительный.
3. Возбудимый — активный — краткий (В — А—К) — это холерик.
4. Возбудимый — активный — долгий (В — А—Д) — это пылкий.
5. Не возбудимый — активный — краткий (нВ — А—К) — это сангвиник[99].
6. Не возбудимый — активный — долгий (нВ — А—Д) — флегматик.
7. Не возбудимый — не активный — краткий (нВ — нА — К) — это беспечный.
8. Не возбудимый — не активный — долгий (нВ — нА — Д) — это меланхолик.
Как видим, в эту классификацию вошли все четыре старых типа — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Но каждый из них как бы распочковался на два. Холерик (Возбудимый — Активный — Краткий) как бы получил себе в пару нервического (В — нА — К); сангвиник (нВ — А—К) — беспечного (нВ — нА — К); флегматик (нВ — А—Д) — пылкого (В — А—Д); меланхолик (нВ — нА — Д) — чувствительного (В — нА — Д). В этих парах каждый из них отличается от другого лишь одним свойством — то ли возбудимостью ощущений, то ли их активностью, то ли долготой.
Старые типы сузились, и многие, кто привык считать себя сангвиником, меланхоликом, холериком, флегматиком, теперь переходят в другой тип. Скажем, по старому делению в меланхолики попадали и те, кто относится к чувствительным, а то и к нервическим; к сангвиникам относились и нынешние беспечные и пылкие, к холерикам — нервические и пылкие, к флегматикам — и нынешние меланхолики…
Новое деление на типы стало гораздо более точным. А кроме того, у каждого из этих типов есть свои разновидности, они зависят от подсобных, дополнительных свойств человека. Таких свойств четыре: поле восприятий — то есть широта охвата у наших ощущений, большая или маленькая; воинственность или миролюбие эмоций; мягкость или жесткость ощущений; их насытимость или ненасытность.
Поле восприятия похоже на поле зрения. А это поле бывает как бы широкоэкранное, когда взгляд охватывает пейзаж во всем его размахе, но без деталей, подробностей. И такая же широта поля бывает в психике; сквозь нее текут панорамные потоки впечатлений — сплошные потоки, не разделенные на струи и течения.
Но поле восприятия бывает и прожекторным, узким. Оно охватывает меньше пространства, меньше вещей, но зато каждая такая вещь видна в нем ясно, в подробностях.
У человека-панорамы образное мышление, наглядное и цельное, преобладает над логическим, дробным; в нем главенствует правое полушарие.
Человек-перископ захватывает в каждое восприятие одну вещь или грань вещи, обособляет ее и собирает на ней все силы внимания. У него впечатления более узкие, но как бы «микроскопные», резко детальные. В союзе полушарий у него правит левое — от этого восприятие делается как бы аналитическим, дробным, и, проигрывая в широте, оно выигрывает в глубине.
Панорамное восприятие, видимо, чаще бывает у художника (по Павлову), перископное — у мыслителя. Можно предположить, что у мыслителя-художника поле восприятия шире, чем у мыслителя, но уже, чем у художника; зато он видит это поле рельефнее художника, улавливает в нем много деталей, хотя, наверно, меньше, чем мыслитель. К сожалению, такого сдвоенного типа у французских психологов нет, и это явный пробел в их подходе.
Воинственность или миролюбие ощущений, их тягу к преобладанию или к уступчивости французские психологи назвали отпечатком Марса или Венеры[100].
Марс тяготеет к соревнованию, соперничеству, борьбе, он всегда готов воевать, отстаивать свои позиции. Ему легче поэтому навязать молчание, чем убедить.
Венера тяготеет к согласию, миру, уступчивости. Ее нетрудно убедить, она открыта чужим мыслям, может перенимать чужие позиции. (Очень много такой Венеры было в чеховской Душечке.)
Марс любит командовать, Венера — действовать в лад. Марс резок, крут, ему неважно, как о нем думают другие. Венера примирительна, гибка, ей нужна симпатия, привязанность, одобрение. Марс любит риск, Венера — спокойствие. Она, кроме того, любит, чтобы ее утешали и жалели, а Марс этого не терпит. Он тяготеет к независимости, не любит подчиняться.
Марс и Венера бывают и у мужчин, и у женщин, и каждый из них двояк, в каждом есть свои плюсы и минусы.
Еще одно измерение характера — мягкость или жесткость ощущений. Это не оттенки характера или эмоций, а само их качество, как бы «материал», из которого они сделаны.
Мягкий ищет в людях и в жизни теплые стороны, и мягкость — это окраска всей его манеры чувствования. Мягкие чаще всего невозбудимы или возбудимы ниже среднего; возбудимость ведет к взрывным ощущениям, а у мягких они умеренные, тихие. Они чаще встречаются среди сангвиников, флегматиков, меланхоликов, беспечных. Мягкий любит смягченные цвета, задумчивую музыку, спокойную и тихую атмосферу.
Твердость, жесткость ощущений — это совсем не грубость или резкость в поведении: это черта не поведения, а. чувствований, нервных реакций. Эти чувствования как бы сделаны из твердого материала, они менее податливы, более крепки, чем у мягкого, у них больше силы, энергии. Твердые ощущения чаще бывают у возбудимых, и твердость нужна им, кроме всего прочего, и для того, чтобы сдерживать, тормозить вспышки своих возбуждений. Твердые чаще встречаются среди нервических, холериков, пылких, чувствительных.
Голод ощущений, их насытимость или ненасытность — еще одно измерение характера, и оно показывает, много ли впечатлений нужно человеку, чтобы насытить свою эмоциональную жажду.
«Ненасытный», «жадный» может быть и активным, и не активным, хотя чаще он активен. Ненасытность чаще, хотя и не обязательно, бывает у возбудимых.
У ощущений насытимого нет такой голодности; сила их умереннее, и они насыщаются быстрее. Насытимые спокойнее, пассивнее ненасытных, у них меньше активность, тяга к переделке и улучшению близких, и их умеренность делает их уживчивее, хотя и тусклее.
Кое-какие из этих измерений темперамента и характера перекликаются с нынешними — одни прямо, другие скрытно. Скажем, современные психологи считают, что возбудимость и активность нервов входят в число главных свойств нервного склада. А долгота ощущений, нервных реакций, видно, зависит от энергоемкости нервов.
Возможно, краткочувствие бывает у тех, у кого нервная клетка быстро истощает свой запас энергии. К ним, видимо, относятся люди резкого, а то и бурного выброса энергии — холерики, сангвиники, а кроме того, очень чувствительные, очень возбудимые, у которых энергия расходуется беспрерывно — нервические; к ним относятся и беспечные — люди пассивного, тормозимого нервного склада.
Долгочувствие бывает у тех, кто менее возбудим, расходует энергию редкими порциями, или у тех, кто тратит энергию не бурными всплесками, а ровным, непрерывно моросящим потоком. К ним относятся меланхолики, флегматики, чувствительные, пылкие.
Голод, аппетит ощущений тоже, видимо, зависит от энергоемкости нервов. Возможно, этот аппетит больше у тех, кто вырабатывает много нервной энергии или не тратит ее по мелочам, — то есть у средне- или маловозбудимых, у людей с управляемой возбудимостью. Если это так, то ненасытные чаще встречаются среди чувствительных, пылких, флегматиков, сангвиников; среди них, конечно, есть и насытимые, но, пожалуй, ненасытных больше.
Зато насытимые, с меньшим аппетитом нервов, наверно, чаще встречаются у возбудимых кратких, причем очень возбудимых, очень чувствительных — и у тех невозбудимых, у которых очень тормозимые нервы. Это холерик, нервический — и меланхолик, беспечный; среди них, конечно, есть и ненасытные, но их, очевидно, меньше.
Несовместимые люди или несовместимые недостатки?
Итак, у нас есть 3 главных измерения характера и 4 подсобных. В их подборе, конечно, есть уязвимые места: очень важные опорные свойства нервов сюда не вошли (скажем, торможение, да и другие первичные черты нервной системы, открытые отечественными психологами); кое-какие дополнительные измерения почти дублируют друг друга (скажем, «Марс» и «Венера» — это почти близнец мягкости или твердости ощущений, вернее, перевод этой мягкости-твердости в область действия, поведения).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мед и яд любви"
Книги похожие на "Мед и яд любви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Рюриков - Мед и яд любви"
Отзывы читателей о книге "Мед и яд любви", комментарии и мнения людей о произведении.