Норман Полмар - Авианосцы, том 1

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Авианосцы, том 1"
Описание и краткое содержание "Авианосцы, том 1" читать бесплатно онлайн.
18 января 1911 года Эли Чемберс посадил свой самолет на палубу броненосного крейсера «Пенсильвания». Мало кто мог тогда предположить, что этот казавшийся бесполезным эксперимент ознаменовал рождение морской авиации и нового класса кораблей, радикально изменивших стратегию и тактику морской войны.
Перед вами история авианосцев с момента их появления и до наших дней. Автор подробно рассматривает основные конструктивные особенности всех типов этих кораблей и наиболее значительные сражения и военные конфликты, в которых принимали участие авианосцы.
В приложениях приведены тактико-технические данные всех типов авианесущих кораблей.
Эта книга, несомненно, будет интересна специалистам и всем любителям военной истории.
(Первый из них был использован в Пирл-Харборе, в Индийском океане, при Мидуэе, то есть при атаках вражеских баз. При Мидуэе это построение не сработало и больше в авианосных боях не использовалось. Строй перевернутого V не применялся вообще.)
Пока в Европе и на Азиатском материке бушевал пожар, Япония, территория которой пока не была задета войной, стремительно наращивала силы своего авианосного флота. В 1939 году в составе флота имелись 6 авианосцев: «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю», «Рюдзё», «Хосё». Еще 2 находились в постройке: «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Японские верфи, имевшие ограниченные возможности, были полностью заняты строительством кораблей других классов и торговых судов, необходимых для эскалации войны в Азии. К тому же строительство эскадренного авианосца занимало около 3 лет, поэтому было принято решение переоборудовать в авианосцы несколько вспомогательных кораблей ВМФ и гражданских судов.
Первыми на переоборудование отправились эскадренные танкеры «Цуругисаки» и «Такасаки» (12000 тонн). Они были специально спроектированы как вспомогательные корабли ВМФ, и во время постройки был получен приказ достроить их как базы подводных лодок. «Цуругисаки» вошел в состав флота в 1939 году, а уже в январе 1941 года стал на верфь для переоборудования. Переоборудование «Такасаки» началось еще во время постройки. В декабре 1940 года он вошел в строй как авианосец «Дзуйхо» (Счастливый феникс). «Цуругисаки» покинул верфь как авианосец «Сёхо» (Благосклонный феникс).
В качестве легких авианосцев эти корабли имели водоизмещение 11262 тонны и длину 662 фута. Как и многие их предшественники, эти авианосцы не имели острова. Во время перестройки их дизеля были заменены турбинами, позволявшими развить скорость 26 узлов. 2 элеватора, установленные еще во время первого переоборудования, связывали ангарную и полетную палубы. Каждый корабль мог нести 31 самолет. Артиллерийское вооружение составляли 8 – 127-мм универсальных орудий и многочисленные 25-мм автоматы.
Третий корабль этого класса тоже был построен как база подводных лодок. В декабре 1941 года «Тайгей» стал на переоборудование и в 1942 году снова вошел в состав флота, но уже как легкий авианосец «Рюхо» (Феникс-дракон).
Следующими кораблями, которые планировалось перестроить в авианосцы, были 2 строящихся гражданских судна – «Касивара Мару» и «Идзумо Мару». Оба были заложены в 1939 году как пассажирские лайнеры водоизмещение 27700 тонн со скоростью 24 узла. Они были специально спроектированы для последующего переоборудования в авианосцы – имели двойное дно, большое расстояние между палубами, место для элеваторов и так далее. Корабли вошли в строй в 1942 году как авианосцы «Дзуньё» (Сокол-сапсан) и «Хиё» (Летящий ястреб) соответственно.
Для переоборудования в авианосцы были выбраны еще 3 не таких больших лайнера: «Нитта Мару», «Явата Мару», «Касуга Мару» (17000 тонн, 22 узла). В их проектах также была предусмотрена возможность подобной перестройки. Все они были заложены в 1938 году, и первая пара была закончена в качестве лайнеров до того, как флот реквизировал их. Третий корабль – «Касуга мару» – начал переоборудование еще во время постройки. Зато в качестве авианосца он должен был войти в строй первым. В сентябре 1941 года японский флот получил авианосец «Таё» (Гигантский ястреб).
«Таё» имел водоизмещение 15600 тонн и длину 592 фута. Турбины позволяли ему развить скорость 21 узел. На корабле были установлены 2 элеватора, и обычно он нес 23 самолета. Два остальных корабля, в некоторых мелочах отличавшиеся от «Таё», вошли в строй в 1942 году. Эти 3 авианосца были аналогичны английским и американским эскортным авианосцам. Но японцы намеревались использовать их в составе флота, что, как мы увидим позднее, им не удалось.
В это же время была пересмотрена и организационная структура флота, чтобы увязать ее с новой тактикой действий авианосцев. До сих пор наиболее сильные авианосцы («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю») были разделены между 1-м флотом, основу которого составляли линкоры, и 2-м флотом, главной силой которого были тяжелые крейсера. В конце 30-х годов возобладало мнение, что авианосцы следует свести в отдельное авианосное соединение, чтобы сражаться с вражескими авианосцами. Поэтому 10 апреля 1941 года был сформирован 1-й воздушный флот под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо.
ЯПОНСКИЕ АВИАНОСЦЫ ОСЕНЬЮ 1941 ГОДА
1-й воздушный флот
Вице-адмирал Нагумо
Придана 1-му флоту (линкоры)
3-я дивизия авианосцев
Контр-адмирал Т. Кувабара
Хосё
Дзуйхо
2 эсминца
ЯПОНСКАЯ АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ ОСЕНЬЮ 1941 ГОДА
Эти самолеты образовали мощную воздушную армаду из 429 машин, которая базировалась на 7 авианосцах 1-го воздушного флота. Истребителем на большинстве авианосцев служил А6М «Зеро», хорошо зарекомендовавший себя в боях над Китаем.
B5N «Кейт» впервые взлетел в 1937 году. Это был первый в мире моноплан-торпедоносец и первый японский авианосный самолет с убирающимся шасси.
D3А «Вэл» был самым новым в ряду созданных фирмой «Аичи» пикирующих бомбардировщиков, причем он был спроектирован в основном по чертежам Хейнкеля. D3А1 был запущен в серийное производство в 1941 году. Несмотря на неубирающееся шасси, этот самолет имел высокую маневренность и был способен уйти от истребителей противника и сбросить бомбы.
Планы союзников
Война между Соединенными Штатами и Японией становилась все более и более вероятной, потому что американская политика столкнулась с японской в китайском вопросе. В апреле 1940 года Тихоокеанский флот завершил маневры в гавайских водах «Задачи флота XXI». Корабли уже собирались вернуться на свои базы Западного Побережья, когда президент Франклин Д. Рузвельт по настоянию государственного департамента приказал флоту оставаться в Пирл-Харборе. Начальник штаба военно-морского флота адмирал Гарольд Старк сообщил командующему Тихоокеанским флотом адмиралу Джеймсу Ричардсону:
«Вы остаетесь там из-за сдерживающего эффекта, который, как полагают, может оказать ваше присутствие на продвижение японцев в Ост-Индию. В предыдущих письмах я связывал это со вступлением Италии в войну. Связь заключается в том, что в сложившейся ситуации японцы могут ощутить себя гораздо более свободными и предпринять самостоятельные действия».
Адмирал Ричардсон протестовал, так как флот не мог нормально действовать, опираясь на Пирл-Харбор, и даже ушел в знак протеста со своего поста. 1 февраля 1941 года контр-адмирал Хазбенд Э. Киммел принял командование базирующимися в Пирл-Харборе кораблями, которые получили название американского Тихоокеанского флота.
Японцы планировали мощный удар в направлении вожделенной Ост-Индии. Там находились нефть, каучук и другие стратегические материалы, которые были нужны Японской империи. Контролируемые Соединенными Штатами Филиппины тоже следовало захватить, чтобы защитить торговые пути в Ост-Индию и отдать в распоряжение империи богатое сельское хозяйство архипелага.
Помешать захвату Японией Ост-Индии и Филиппин могли только англичане и американцы. Однако англичане теперь в одиночку сражались против итало-немецких легионов. Соединенные Штаты имели собственное мнение о происходящем в Европе, и пока еще не были так сильны, чтобы вести войну на двух океанах.
Поражения, которые союзники терпели в Европе, оказали решающее воздействие на американское правительство. В июне 1940 года конгресс принял так называемый «Билль об 11-процентном увеличении флота», который предусматривал постройку 61 корабля – линкоров, крейсеров, эсминцев и 3 авианосцев по 27100 тонн. Через 6 месяцев, когда немецкие войска уже закрепились на берегу Ла-Манша, встревоженный конгресс утвердил билль о строительстве «Флота двух океанов», который разрешал постройку еще 210 кораблей всех классов, в том числе 8 авианосцев по 27100 тонн.
Первым из этих кораблей должен был стать «Эссекс» (CV-9). Корабль имел водоизмещение 27100 тонн и длину 876 футов. Это был самый крупный американский авианосец, исключая «Саратогу» и «Лексингтон». На новом авианосце, благодаря его размерам и удачной конструкции, могли базироваться почти 100 самолетов. После завершения строительства «Эссекс» и 10 однотипных кораблей дали бы Соединенным Штатам самое сильное в мире авианосное соединение. Но скоро ли будут закончены эти корабли? Киль «Эссекса» был заложен 28 апреля 1941 года, а еще 2 таких же корабля были заложены 1 декабря. Самое малое время, прошедшее с момента закладки киля до ввода в строй у существующих американских авианосцев равнялось 25 месяцам. Однажды на строительство авианосца потребовалось более 4 лет. В среднем авианосец был готов через 3 года после закладки. Крупная кораблестроительная программа усложняла задачу верфей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Авианосцы, том 1"
Книги похожие на "Авианосцы, том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Норман Полмар - Авианосцы, том 1"
Отзывы читателей о книге "Авианосцы, том 1", комментарии и мнения людей о произведении.