» » » » Александр Лоза - Не изменяя присяге


Авторские права

Александр Лоза - Не изменяя присяге

Здесь можно купить и скачать "Александр Лоза - Не изменяя присяге" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Вече, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Лоза - Не изменяя присяге
Рейтинг:
Название:
Не изменяя присяге
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-9533-633
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Не изменяя присяге"

Описание и краткое содержание "Не изменяя присяге" читать бесплатно онлайн.



Книга морского офицера А. В. Лозы повествует о боевых действиях экипажей эскадренных миноносцев «Разящий» и «Расторопный» в войне с Германией в 1915–1916 годах на Балтике; о кровавом революционном выборе 1917 года; о трагической борьбе белых офицеров флота и, среди них, — судьбе лейтенанта Российского императорского флота Бруно Садовинского на Севере в период 1918–1920 годов.

В его судьбе, как в капле воды, отразились самые трагические периоды в истории страны — Первая мировая война и революционные перевороты, гибель офицеров и крушение Российского флота, создание белых флотилий и эскадр, жестокая Гражданская война…

Он не изменил присяге и принял мученическую смерть!






Капитан 2-го ранга Костенский.

Настоящий рапорт представляю Вашему Превосходительству. Эск. миноносец “Гром” 8 июня 1916 г.

Начальник 9-го Дивизиона эскадренных миноносцев кап.1-го ранга Ружек».

(РГАВМФ. Ф. 479. Оп. 2. Д. 1120. Л. 323)

Начальнику 9-го Дивизиона

эскадренных миноносцев


«Командир эск.

миноносца

“Разящий”

2 июня 1916 г. № 442

Действующий флот

РАПОРТ

Доношу Вашему Высокоблагородию, что 2-го сего июня на законном основании принял миноносец от капитана 2-го ранга Костенского.

Старший лейтенант Кира-Динжан».

(РГАВМФ. Ф. 479. Оп. 2. Д. 1120. Л. 324)

Фотографии старшего лейтенанта А. Д. Кира-Динжана я пока не обнаружил, а вот фотография сестры Андрея Дмитриевича, Нины Дмитриевны, выполненная в 1936 году, лежит передо мной на столе. И, что удивительно, фотография этой женщины хранилась в фотофонде Центрального военно-морского музея, в картотеке «Офицеры флота». В этом было что-то мистическое.

Я предполагал, пока чисто интуитивно, что Кира-Динжан сыграл в дальнейшей судьбе Бруно Садовинского серьезную роль. И судьба как бы сжалилась и показала мне, пусть и косвенно, по женскому абрису, основные черты лица человека, повлиявшего на судьбу моего героя.

На фотографии красивая женщина с тонкими чертами лица, большими выразительными глазами, высоким лбом и прекрасными длинными волосами. Наверное, Андрей Дмитриевич и Нина Дмитриевна были похожи, поэтому можно предположить, что и Андрей Дмитриевич Кира-Динжан был сухощав, с четко очерченными скулами, чуть вытянутым носом и подбородком, острым взглядом крупных глаз, высоким лбом и чуть смуглой кожей.

Опытный и много плававший, до назначения командиром на эсминец «Разящий», старший лейтенант А. Д. Кира-Динжан происходил из потомственных дворян Бессарабской губернии, уроженец города Черновцы в Австро-Венгрии, провинции Буковина. Родился он 11 сентября 1883 года. В 1901 году поступил и в 1904 году окончил Морской корпус. Произведен в мичманы 28 января 1904 года. Плавал на судах Тихого океана в 1905 году. Войну встретил на Балтике — старшим офицером эскадренного миноносца «Финн». К моменту назначения командиром «Разящего» Кира-Динжан был награжден орденами Станислава III степени, Св. Анны III степени, Станислава II степени с мечами. Андрей Дмитриевич свободно владел английским, французским, испанским и немецким языками.

Старший офицер на корабле Российского Императорского флота, дирижер и полицмейстер команды одновременно. Вся корабельная служба руководилась им, подчинялась ему и замыкалась на нем. От старшего офицера до командира корабля — один шаг. Но сколько труда, упорства и удачи требуется для этого. Старший лейтенант А. Д. Кира-Динжан сумел сделать такой шаг и стал полновластным хозяином корабля. Новый командир «Разящего» не «закручивал гайки». Миноносец — не линкор. Умело, требовательно и настойчиво подчинял он команду своей воле, требуя от офицеров и матросов полной отдачи как в повседневной службе и учебе, так и в боевой обстановке.

Эскадренный миноносец «Разящий» находился на боевом охранении в проливе Моонзунд.

«3 июня, пятница. Моонзунд.

9:00 Снялись с якоря — переменили место — стали для охраны землечерпалок у знака Паннилайера.

9:55 Стали на якорь у землечерпалки.

Мичман Б. Садовинский».


5 июня, воскресенье. Моонзунд.

9:45 Переменили место и стали на якорь у S вешки для охраны пролива от подводных лодок.

Мичман Б. Садовинский».

(РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 60218)


Моонзунд — пролив мелководный. Глубина отдельных участков не более 2–3 метров. Чтобы обеспечить возможность прохода крупных боевых кораблей в Рижский залив, в 1916 году были проведены дноуглубительные работы и прорыт Моонзундский канал глубиной до 9,5 метров. Иногда этот канал называли еще Кумарским, по названию острова и рифа, вблизи которых он проходит. Работы по строительству канала велись практически всю войну. Планировалось довести глубину фарватера до 15 метров, чтобы обеспечить проход в Рижский залив новейших линейных кораблей.

Боевое охранение миноносцем «Разящий» караванов землечерпалок и землечерпательных работ по углублению фарватера пролива Моонзунд — работ стратегических, необходимых для прохода крейсеров и крупных боевых кораблей на оперативный простор Рижского залива — сменялось погрузками угля, кратким отдыхом и снова выходами в море.

«7 июня, вторник. Из Моонзунда в Рогокюль.

10:00 Снялись с якоря и пошли в Рогокюль.

12:40 Вошли в гавань и стали на якорь.

14:50 Начали погрузку угля.

18:40 Окончили погрузку угля. Приняли 30 тонн кардифского угля.

Мичман Б. Садовинский».


«11 июня, суббота. Из Моонзунда к острову Руно.

1:20 Стали на якорь у S вешки у маяка Кердер.

9:10 Снялись с якоря и пошли конвоировать буксир на остров Руно.

14:35 Стали на якорь у острова Руно.

20:20 Были атакованы двумя аэропланами, безрезультатно были сброшены 5 бомб.

Открыли артиллерийский и пулеметный огонь. Выпустили 5 шрапнелей. Дали ход.

21:50 Стали на якорь у острова Руно, канату на клюзе 10 сажень левого.

Мичман Б. Садовинский».


12 июня, воскресенье. С острова Руно в Куйвасто.

2:30 Снялись с якоря и пошли в Куйвасто».

(РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 60218)

4 часа 50 минут утра. Рижский залив. Начинался рассвет 12 июня 1916 года. Рассвет — принесший новые атаки германских аэропланов на эскадренный миноносец «Разящий».

По приходе с острова Руно в Куйвасто экипажу был предоставлен отдых, после чего миноносец «Разящий» перешел в Рогекюль, где загрузился углем, боеприпасами, продовольствием, и оттуда — в Ревель.

«14 июня, вторник. Из Моонзунда в Ревель.

8:00 Вошли на Ревельский рейд.

9:00 Пошли к острову Нарген к лин. кор. “Полтава” (в распоряжение).

10:00 Снялись с якоря и пошли конвоировать лин. кор. “Полтава” и лин. кор. “Севастополь” на стрельбу у маяка Коктер.

16:00 Вошли на рейд и стали в бухте на якорь и швартовы.

18:00 Команду уволили на берег.

20:00 Команда вернулась с берега. Нетчиков нет.

Мичман Б. Садовинский».

(РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 60218)


15 июня миноносец «Разящий» возвратился в Гельсингфорс и ошвартовался в Нора-Хамин. Четверо суток перед постановкой в док для смены, поврежденного ранее винта, команда миноносца занималась приведением корабля в порядок. Надстройки миноносца были окрашены, в соответствие с циркуляром штаба командующего флотом от 7 марта 1912 года, предписывающим окрашивать эскадренные миноносцы в «защитный с зеленоватым оттенком цвет».

20 июня 1916 года эскадренный миноносец «Разящий» вошел в плавучий док.

«20 июня, понедельник. Гельсингфорс.

7:30 Пришел водолазный бот с водолазом для поиска крышки котла.

8:45 Окончили водолазные работы.

10:00 Снялись с якоря и при помощи буксира вошли в плавучий док Свеаборгского порта, для смены винта.

Мичман Б. Садовинский».

(РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 60218)


Силами рабочих ремонтных мастерских Свеаборгского порта под руководством корабельного инженер-механика лейтенанта Владимира Иванович Неймана винт на «Разящем» сменили в течение суток. Демонтировали поврежденный винт, установили новый. Проверили линии валов, второй винт и рулевое устройство. Произвели осмотр и ревизию подводной части корпуса миноносца. И снова в море.

«22 июня, среда. Из Гельсингфорса в Ревель.

8:50 Вышли из дока при помощи буксиров и стали на швартовы к знакам в Нора-Хамин.

9:00 Развели пары в котле № 2.

12:30 Снялись с якоря и пошли в Ревель за Генерал-Майором Начальником артиллерии крепости Свеаборг.

16:00 Стали на швартовы в Ревельской Гавани.

18:40 Снялись со швартовов и и подошли к л.к. “Андрей Первозванный”.

20:00 Подошли к л.к. “Андрей Первозванный” к борту. На миноносец прибыли: Генерал-Майор Константин Алексеевич Алексеевский, Полковник Александр Алексеевич Свогут, Подполковник Николай Иванович Бальзат, Капитан Георгий Яковлевич Мисович, Капитан 2-го ранга Лев Эрнестович барон фон-дер Остенг-Сакен 2-й, Лейтенант Михаил Владимирович Щаховский.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Не изменяя присяге"

Книги похожие на "Не изменяя присяге" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Лоза

Александр Лоза - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Лоза - Не изменяя присяге"

Отзывы читателей о книге "Не изменяя присяге", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.