Карл Маркс - Немецкая идеология

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Немецкая идеология"
Описание и краткое содержание "Немецкая идеология" читать бесплатно онлайн.
Совместный труд К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», оставшийся незавершенным и не публиковавшийся при жизни основоположников марксизма, представляет собой важный этап в формировании их взглядов. В нем закладываются основы материалистического понимания истории, раскрываются важнейшие предпосылки коммунистического преобразования общества. Он пронизан страстной полемикой с представителями буржуазных и мелкобуржуазных воззрений, сыгравшей большую роль в разработке и отстаивании нового, подлинно научного мировоззрения.
В книге имеется большое количество цитат, несколько стихотворений и эпиграфов, набранных в печатном издании меньшим шрифтом, чем основной текст. В настоящем электронном издании все эти объекты оформлены соответствующим образом. Поскольку в указанных фрагментах имеется выделение шрифтом, то для корректного воспроизведения текста книги для них рекомендуется установить прямой (нормальный) шрифт уменьшенного размера.
357
338 Saint-Simon Н. Catéchisme politique des industriels. – Oeuvres completes. Paris, 1832, livr. II (Сен-Симон А. Политический катехизис промышленников. – Полное собрание сочинений. Париж, 1832, вып. II). Первое издание под названием «Катехизис промышленников» вышло в Париже в 1823 – 1824 гг. – 471.
358
339 Saint-Simon Н. L’lndustrie. Paris, 1817 – 1818 (Сен-Симон А. «Промышленность». Париж, 1817 – 1818). – 472.
359
340 Библия. Новый завет. Первое послание Петра, 2, 7. – 474.
360
341 «Письма и исследования» – подзаголовок книги К. Грюна «Социальное движение во Франции и Бельгии». – 474.
361
342 Saint-Simon Н. Nouveau Christianisme. Paris, 1825 (Сен-Симон А. Новое христианство. Париж, 1825). – 474.
362
343 «Le Producteur» («Производитель») – первый печатный орган сен-симонистской школы; журнал издавался в Париже в 1825 – 1826 гг. – 477.
363
344 «Le Globe» («Земной шар») – ежедневная газета, издававшаяся в Париже в 1824 – 1832 гг.; с 18 января 1831 г. стала органом сен-симонистской школы. – 477.
364
345 Имеются в виду следующие, опущенные Грюном три положения, которые входили в заголовок газеты «Le Globe»: «Целью всех социальных учреждений должно быть моральное, духовное и физическое совершенствование самого многочисленного и самого бедного класса.
Все привилегии по праву рождения отменяются без исключения.
Каждому по его способностям, каждой способности по ее делам». – 477.
365
346 Первый раскол сен-симонистской школы произошел в ноябре 1831 г. в связи с усилившимися между Анфантеном и Базаром разногласиями по вопросам религии, брака и семьи. – 479.
366
347 Имеется в виду статья К. Розенкранца «Людвиг Тик и романтическая школа», опубликованная в «Hallische Jahrbücher für deutsche Wissenschaft und Kunst» (1838, №№ 155 – 158, 160 – 163). – 479.
367
348 Mенильмонтан – предместье Парижа, где Анфантен, ставший после смерти Базара признанным главой сен-симонистской школы, «верховным отцом» сен-симонистов, пытался в 1832 г. основать трудовую коммуну. – 479.
368
349 Речь идет о работе Б.П. Анфантена «Économie politique et politique» («Политическая экономия и политика»), которая была издана в виде отдельной книги в Париже в 1831 г., а первоначально печаталась в виде серии статей в газете «Le Globe». – 479.
369
350 «Новая книга» («Livre nouveau») – рукописное произведение, содержавшее изложение учения сен-симонистов; оно было составлено в июле 1832 г. на заседаниях группы руководителей сен-симонистской школы во главе с Анфантеном (Барро, Фурнель, Шевалье, Дюверье, Ламбер и др.). По замыслу авторов, эта книга должна была стать «новой библией» сен-симонистского учения. Данные о «Новой книге» и отрывки из нее содержатся в книге Л. Рейбо «Очерки о новейших реформаторах и социалистах». – 479.
370
351 Chevalier М. Cours d’économie politique fait au Collège de France. Bruxelles, 1845 (Шевалье M. Курс политической экономии, прочитанный в Коллеж де Франс. Брюссель, 1845). – 480.
371
352 Библия. Новый завет. Евангелие от Луки, 19, 13. – 480.
372
353 Fourier Ch. Théorie des quatre mouvements et des destinées générales. – Oeuvres complètes. 2 éd. Paris, 1841, t. 1 (Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. – Полное собрание сочинений. 2-е изд. Париж, 1841, т. 1). Первое издание книги вышло анонимно в Лионе в 1808 г. – 481.
373
354 Fourier Ch. Traité de l’Association domestique-agricole. Paris – Londres, 1822 (Фурье Ш. Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации. Париж – Лондон, 1822). – 481.
374
355 Churoa A.L. Kritische Darstellung der Socialtheorie Fourier’s. Braunschweig, 1840 (Хуроа А.Л. Критическое изложение социальной теории Фурье. Брауншвейг, 1840). – 481.
375
356 Метод серий – характерный для Фурье метод классификации, применяемый им при анализе различных природных и общественных явлений. С помощью этого метода Фурье, в частности, пытался разработать новую социальную науку, положив в ее основу учение о социально-психологическом факторе – притяжение и отталкивание страстей – как главном, по его мнению, принципе общественного развития (страсти Фурье, в свою очередь, классифицировал по группам или сериям). В этом методе и его применении у Фурье ненаучные и фантастические элементы сочетались с рациональными наблюдениями и стихийным проявлением диалектики. – 481.
376
357 Имеется в виду статья К. Грюна «Политика и социализм» в журнале «Rheinische Jahrbücher zur gesellschaftlichen Reform» (1845, т. 1). – 485.
377
278 Под «организаторами труда» авторы «Немецкой идеологии» имели в виду социалистов-утопистов (в частности, Фурье и его последователей), сторонников плана преобразования общества мирно-реформистским путем, посредством создания ассоциаций, или так называемой «организации труда», которую они противопоставляли анархии производства при капитализме.
Частично эти идеи использовал французский мелкобуржуазный социалист Луи Блан, выпустивший в 1839 г. в Париже книгу «Organisation du travail» («Организация труда»), в которой задачу социалистического преобразования общества он возлагал на буржуазное государство. – 367, 490.
378
358 Патристика – совокупность учений первых христианских теологов (II – VIII вв.), так называемых «отцов церкви». – 491.
379
359 Шиллер. «Философы». – 492.
380
360 Имеются в виду голодные бунты, происшедшие во многих местах Франции, в том числе и в Париже, в 1775 г. Стихийные народные волнения, вызванные неурожаем и голодом, были использованы дворянско-аристократическими противниками реформ Тюрго, добивавшимися смещения его с поста генерального контролера финансов. Весной 1776 г. Тюрго был уволен в отставку и его реформы (введение свободы торговли зерном, отмена некоторых феодальных привилегий, упразднение цехов) были аннулированы. – 495.
381
361 Намек на основное произведение Т. Дезами «Кодекс общности» («Code de la Communaité»), написанное в 1842 г. – 495.
382
362 Авторы пользовались изданием: Morelly. Code de la Nature. Paris, 1841 (Moрелли. Кодекс природы. Париж, 1841). – 496.
383
363 «Vorwärts!» («Вперед!») – немецкая газета, выходившая в Париже с января по декабрь 1844 г. два раза в неделю; орган умеренных, а с мая 1844 г. – радикально-демократических кругов немецкой эмиграции. В издании приняли участие Маркс и Энгельс, усилившие революционное направление газеты. В связи с высылкой правительством Гизо Маркса и некоторых других сотрудников газеты из Франции издание «Vorwärts!» прекратилось.
Отрывки из «Кодекса природы» Морелли были опубликованы в «Vorwärts!» (1844, № 72 и 73). – 496.
384
364 Имеются в виду статьи К. Грюна «Фейербах и социалисты» и «Политика и социализм». – 497.
385
365 Proudhon P.-J. De la création de l’ordre dans l’humanité, ou Principes d’organisation politique. Paris, 1843 (Прудон П.-Ж. О создании порядка в человечестве, или О принципах политической организации. Париж, 1843). – 498.
386
366 В отличие от остальных дошедших до нас глав второго тома «Немецкой идеологии», написанных рукой Энгельса, сохранившаяся рукопись этой главы написана рукой И. Вейдемейера; в конце ее стоит пометка: «М. Гесс». В декабре 1845 г. в журнале «Gesellschaftsspiegel» № 6 под заглавием «Происки коммунистических пророков» была опубликована статья Гесса, близкая по содержанию к этой главе. Эта глава была, вероятно, составлена Гессом, переписана Вейдемейером и отредактирована Марксом и Энгельсом.
Критикуемая в главе книга Г. Кульмана «Новый мир или царство духа на земле. Возвещение» (Женева, 1845) (Kuhlmann G. Die Neue Welt oder das Reich des Geistes auf Erden. Verkündigung, Genf, 1845) представляет собой анонимную публикацию в 1845 г. его лекций в основанных В. Вейтлингом швейцарских общинах Союза Справедливых – тайной организации немецких рабочих и ремесленников, имевшей свои отделения в Германии, Франции, Швейцарии и Англии. Среди членов Союза Справедливых, в значительной мере ремесленников-эмигрантов, широкое распространение в то время получили идеи «истинного социализма». Впоследствии Энгельс дал характеристику деятельности Кульмана и упомянутой книги в своей статье «К истории первоначального христианства», написанной в 1894 г. – 500.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Немецкая идеология"
Книги похожие на "Немецкая идеология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл Маркс - Немецкая идеология"
Отзывы читателей о книге "Немецкая идеология", комментарии и мнения людей о произведении.