» » » » Владислав Крапивин - Фрегат Звенящий


Авторские права

Владислав Крапивин - Фрегат Звенящий

Здесь можно купить и скачать "Владислав Крапивин - Фрегат Звенящий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская фантастика, издательство М.: Эксмо, 2007. — 672 с., год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Крапивин - Фрегат Звенящий
Рейтинг:
Название:
Фрегат Звенящий
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20540-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фрегат Звенящий"

Описание и краткое содержание "Фрегат Звенящий" читать бесплатно онлайн.




«Фрегат «Звенящий» — художественное произведение в довольно необычном жанре: «роман-справочник». В интересной и увлекательной форме автор рассказывает читателям об устройстве парусного судна и различных премудростях корабельных наук. Для наглядности текст снабжен большим количеством поясняющих схем и иллюстраций.

В сборник также вошел «Краткий толкователь крапивинской фантастики» (сокращенно — «Кратокрафан»). Это иллюстрированный словарь-путеводитель, ориентирующий читателя в творчестве Владислава Крапивина.







— Но ведь послезавтра первое апреля, — жалобно сказала Ксеня.

— Ничего. Мы начнем заниматься без всяких обманов и шуток.

— Какие тут шутки. В школе занятия начинаются после каникул, — печально сказал Антон.

— Это не беда. Будете приходить вечером, когда сделаете уроки. Тем более что дни теперь все длиннее и длиннее…

Едва наступила ночь, как четверо друзей вместе с Василисой и Синтаксисом оказались на старом корабле. Конечно, это случилось в результате колдовства корабельного гнома Моти. Но сам он делал вид, что совершенно ни при чем.

Светила луна, и от грот-мачты падала на палубу широкая черная тень. Модест Мокроступович сидел в этой тени, наигрывал на гитаре и меланхолично напевал песенку собственного сочинения:

Раз на корабле одном
Появился рыжий гном.
Дили-дон, дили-дон,
Захотел поплавать он…

— Здравствуйте, Модест Мокроступович! — хором сказала дружная четверка. А коты потерли мордами о гитару.

— Привет, привет, — оживился Мотя. — Как дела, как успехи?

— Дела идут, — бодро заверил Вася.

— Молодцы… — И Мотя замурлыкал опять:

Раздались голоса,
Распустились паруса,
В море вышел наш фрегат,
Гном тому был очень рад…

— А мы тоже скоро выйдем в море, — похвасталась Ксеня. — Ну, понарошку, конечно, но все равно интересно. Игра такая. На нашем «Звенящем» все уже готово к плаванию.

Мотя поставил торчком гитару, прислонился к грифу щекой. В бороде его блестели лунные искорки. В глазах тоже — насмешливые.

— Ну-ка, ну-ка! Это вам Платоныч сказал, что все готово?

— Мы сами знаем! — храбро ответил первоклассник Антон Штукин. — Потому что… посудите сами! Ведь парусный корабль состоит из чего? Из корпуса…

— Из рангоута! — поддержала его Ксеня.

— Из такелажа! — добавил Вася Лис.

— И из парусов, — закончил Слава Воробьев. — Мы с ними наконец-то кончили разбираться. Только вчера.

— Вы, конечно, молодцы. Но это не значит, что постройка фрегата закончена.

— А чего там еще не хватает? — капризно отозвался Вася. — Мы все подготовили как надо. По четырем основным разделам.

— Именно по основным! А сколько нужно еще всяких деталей, механизмов, устройств?! Ну, скажите на милость, куда вы поплывете без руля?

— Ой, верно… — первым признал ошибку Слава.

— А вы нам расскажите про руль, и будет считаться, что он готов. Пожалуйста, дорогой Модест Мокроступович…. — ласково подъехала к гному Ксеня.

— Ладно уж, — растаял Мотя. — Но имейте в виду, что руль — это лишь часть рулевого устройства.

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО

— Оно, устройство это, состоит из трех главных частей, — важно разъяснил Мотя и отложил гитару.

Первая часть — система управления. На современных теплоходах это небольшие рычаги, рукояти или даже кнопки. Нажал одну — поехал влево, нажал другую — вправо. Но на многих нынешних судах, как и в старину, системой управления остается колесо с рукоятями (иногда их называют «шпагами»). А уж на парусниках такое колесо обязательно. А иногда бывает два колеса на одном валу — чтобы за шпаги могли держаться сразу несколько матросов. Одному рулевому в штормовую погоду управлять кораблем трудно… Пойдем, покажу…

Все отправились на ют. И увидели над палубой на специальных подставках два колеса с точеными спицами, с рукоятками-шпагами и медными кольцами, которые тускло блестели под луной. Между колесами был деревянный вал. Его несколькими витками охватывал толстый трос. Обоими концами трос уходил вниз, через отверстия в палубе.

Вася погладил большущее колесо.

— Оно называется ШТУРВАЛ, да? — сказал Вася.

— Это название получилось из двух голландских слов: «штуур» — «руль» и «виль» — «колесо»… А трос на валу между штурвалами называется ШТУРТРОС. Это уже передающая система. На современных судах вместо штуртроса — сильные машины и механизмы, но задача у них та же — они передают усилия системы управления на РУЛЬ. Он-то и есть третья часть рулевого устройства.

Если рассказывать без лишних сложностей, руль состоит из оси и лопасти. Ось руля называется БАЛЛЕР, а верхушка баллера — ГОЛОВКА РУЛЯ.

А лопасть, которая поворачивается в воде и меняет путь корабля, именуется ПЕРО РУЛЯ.

Итак, повторяю: рулевое устройство состоит из

системы управления,

передающей системы и

руля.

— Пошли за мной… — И гном Мотя, включив фонарик, повел друзей под палубу. Туда, куда уходил от штурвала трос.

В темном помещении трос через блоки тянулся к самой корме. Там ребята разглядели что-то похожее на крепкий столб, уходящий нижним концом сквозь днище. Мотя сказал, что это и есть баллер. Концы штуртроса крепились к перекладине баллера.

— А перо руля внизу, оно петлями прикрепляется к ахтерштевню.

Форма у руля (точнее, у пера) бывает разная. Иногда перо похоже на лопату, где ось проходит близко к середине. Такой руль называется балансирный. Передняя половина пера балансирует в воде заднюю половину и облегчает усилие при повороте.

А бывает руль полубалансирный. Это когда передняя половинка пера по длине короче задней. Делается это, если надо освободить место для винта, на судне с двигателем.

А на парусниках чаще всего ставят обыкновенный руль, у которого перо лишь с одной стороны баллера.



— Значит, у нас на «Звенящем» будет обыкновенный руль? — спросил Вася.

— Лучше поставить полубалансирный, — посоветовал Слава. — Ведь Яков Платонович говорил, что на фрегате будет небольшой двигатель.

На том и порешили. И хотели уже попрощаться с Модестом Мокроступовичем. Но тот сказал, что урок не закончен.

— Помимо рулевого устройства на корабле есть и другие.

Например,

ШВАРТОВОЕ УСТРОЙСТВО

— Без него вам никогда не удержать корабль у причала, — разъяснил Мотя. — А удерживают его с помощью специальных тросов, которые называются ШВАРТОВЫ. Слышали, наверно, такое выражение: «Отдать швартовы». Это значит освободить причальные тросы, когда отправляешься в плавание.

На палубе и на причале швартовы крепятся на специальных металлических тумбах. Пойдемте, покажу…

Все снова поднялись на палубу. К палубным доскам были привинчены черные тумбы — большие, первокласснику Антону чуть не до пояса.

— Вот это одинарная бухта называется битенг. А вон та, двойная, — кнехт.



— Перекладинка помогает удерживать намотанный трос! — догадался Антон.

— Да. На кнехт швартов накладывают обычно «восьмерками». А перекладина называется кнехтовая краспица. Впрочем, бывают кнехты и без краспиц…

Надо сказать, что у кнехтов и у битенгов ох какая нелегкая служба на кораблях и пристанях. Нагрузочка-то на них ложится ой-ей-ей…

Кот Василиса потерся боком о битенг. Видимо, из уважения к его нелегкой службе. Слава погладил холодный чугун и сказал:

— Битенг похож на ствол чугунной пушки, который поставили торчком. Только отверстия нет…

— Ты абсолютно прав! — оживился Модест Мокроступович. — Раньше чугунные пушки, которые отслужили свой срок, часто использовали как битенги. Только не на судах, а на берегу. Их до половины или глубже вкапывали в землю — вертикально или слегка наклонно. Поэтому до сих пор тяжелые береговые битенги моряки иногда называют причальными пушками…

В голосе Моти появилась мечтательность.

— Помню, как я, совсем еще юный гном, любил сидеть, прислонившись к такой пушке, и смотреть в море. Я ждал от гномовского начальства назначения на какой-нибудь корабль и мечтал о дальних плаваниях… Жерло пушки было забито землей, и на ней цвели одуванчики. Их качал соленый ветерок. А чайки кричали так призывно, так приветливо… И вся жизнь была впереди… Я был тогда не седой, а золотоволосый, как Вася…

Все вежливо помолчали, пережидая лирические воспоминания старого корабельного гнома. Васе понравилось, что когда-то Модест Мокроступович тоже был рыжим. Лишь Антон Штукин не хотел терять времени. Подождав полминуты, он спросил:

— Извините, а это что такое?

— Что?.. Это?.. А это приспособление называется киповая планка.

Киповые планки тоже относятся к швартовому устройству. Служат для того, чтобы придавать тросам нужное направление. А то, если швартовы будут скользить, где им вздумается, мотаться по палубе, они могут наделать всяких бед.



Это довольно простая киповая планка. Бывают посложнее, с роликами, чтобы тросы не терлись о металл. Ролики называются роульсы…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фрегат Звенящий"

Книги похожие на "Фрегат Звенящий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Крапивин

Владислав Крапивин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Крапивин - Фрегат Звенящий"

Отзывы читателей о книге "Фрегат Звенящий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.