Всеволод Багно - На рубеже двух столетий

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На рубеже двух столетий"
Описание и краткое содержание "На рубеже двух столетий" читать бесплатно онлайн.
Сборник статей посвящен 60-летию Александра Васильевича Лаврова, ведущего отечественного специалиста по русской литературе рубежа XIX–XX веков, публикатора, комментатора и исследователя произведений Андрея Белого, В. Я. Брюсова, М. А. Волошина, Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус, М. А. Кузмина, Иванова-Разумника, а также многих других писателей, поэтов и литераторов Серебряного века. В юбилейном приношении участвуют виднейшие отечественные и зарубежные филологи — друзья и коллеги А. В. Лаврова по интересу к эпохе рубежа столетий и к архивным разысканиям, сотрудники Пушкинского дома, где А. В. Лавров работает более 35 лет. Завершает книгу библиография работ юбиляра, насчитывающая более 400 единиц.
1336
Хлебников В. Творения. С. 605.
1337
СС 6 (2), 89.
1338
Хлебников В. Творения. С. 609.
1339
Крайний К. <Уманский К.>. Интернационал искусства (Задачи международного объединения работников Изобразительных Искусств) // Искусство. 1919. № 8, 5 сентября. С. 2.
1340
Хлебников В. Творения. С. 38 (курсив мой — А.П.).
1341
Там же. С. 285.
1342
См.: СС 6, 403.
1343
Об этом он вспоминал на вечере памяти Хлебникова в РАХНе 30 мая 1924 г. Тезисы его доклада напечатаны на афише этого вечера, хранящейся в Доме-музее Велимира Хлебникова в Астрахани, см.: Мамаев А. Астрахань Велимира Хлебникова. Астрахань, 2007. С. 152. Нам удалось обнаружить запись этого доклада И. А. Аксенова, который был прочитан на международном симпозиуме «Аксенов и окрестности» (Крузенберг, Швеция, 22–25 мая 2008 г.) и который будет опубликован в сборнике материалов симпозиума.
1344
Цит. по: Парнис А. Е. Ранние статьи Р. О. Якобсона о живописи. С. 412.
1345
См.: Малевич о себе. Современники о Малевиче / Авт. — сост. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. М., 2004. Т. 1. С. 80.
1346
Хлебников В. Творения. С. 618–619. Курсив мой.
1347
Цит. по копии, сделанной Н. И. Харджиевым (Фонд Харджиева — Чаги. Стеделийк музей, Амстердам).
1348
См.: Гриц Т. Проза Велемира Хлебникова // Мир Велимира Хлебникова. М., 2000. С. 233.
1349
РГАЛИ. Ф. 665. Оп. 1. Ед. хр. 32. Л. 11. Тезисы статьи Татлина были впервые напечатаны на венгерском языке: Tatlin / Hrsg. L. A Shadowa Budapest, 1984. S. 257.
1350
М. С. Оффенгенден — заведующий финансовым подотделом ИЗО Наркомпроса (см.: ГАРФ. Ф. А2306. Оп. 36. Д. 168. Л. 2).
1351
Цит. по копии, сделанной Н. И. Харджиевым (Стеделийк музей, Амстердам).
1352
Цит. по копии, сделанной Н. И. Харджиевым (Стеделийк музей, Амстердам).
1353
Эскиз обложки для журнала «Интернационал искусства» работы Малевича находится в Стеделийк музее (Фонд Харджиева — Чаги, Амстердам), а эскизы обложки работы А. Моргунова и С. Дымшиц-Толстой — в РГАЛИ (Ф. 665). Эскиз Малевича воспроизведен в кн.: A Legacy Regained: Nikolai Khardzhiev and the Russian Avant-garde / Text ed. and comp. J. Bowlt, M. Konecny. St. Petersburg; Amsterdam. 2002. P. 184 (на эту публикацию обратила наше внимание А. С. Шатских, которой приносим свою благодарность).
1354
ГАРФ. Ф. А2306. Оп. 36. Д. 172. Л. 44, 45.
1355
Там же. Л. 44.
1356
См. киевские газеты.: Известия / Bicri. 1919. 13 апреля (хроника); Театр. 1919. № 7, 27–30 апреля. С. 12; Ор <Орешников П.>. Вечер искусств // Борьба. 1919. № 62, 30 апреля.
1357
Маяковский В. В. В. Хлебников // Маяковский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1959. Т. 12. С. 27.
1358
Искусство. 1919. № 6, 8 июля.
1359
Об О. Кампе см.: Rizzi D. Lettere di Boris Jakovenko a Odoardo Campa (1921–1941) // Archivio italo-russo / A cura di D. Rizzi e A Shishkin. Labirinti 28. Trento, 1997. P. 385–482 (сообщено H. В. Котрелевым). Впоследствии К. А. Уманский (1902–1945) стал известным дипломатом. См. его книгу: Umansky К. Neue Kunst in Russland 1914–1919. Potsdam; München, 1920. См. о нем в воспоминаниях И. Г. Эренбурга «Люди, годы, жизнь» (М., 1990. Т. 2. С. 306–310).
1360
Искусство. 1919. № 8, 5 сентября. С. 8.
1361
В машинописи выделенные мною курсивом (В файле — полужирным — прим. верст.) слова подчеркнуты неизвестной рукой, а на полях сделанная этой же рукой помета: «Мелочь, и не имеет отношения к журналу».
1362
В машинописи выделенный мною курсивом (В файле — полужирным — прим. верст.) текст подчеркнут, и против всей фразы на полях помета, сделанная, вероятно, рукой Д. П. Штеренберга: «Существование Бюро необходимо, так к<а>к оно должно служить целям объединения худож<ников> всех стран».
1363
РГАЛИ. Ф. 2852 (О. М. Брик). Оп. 1. Ед. хр. 313. Л. 27.
1364
Marinetti F. T. Taccini. 1915–1921 / A cura di Bertoni. Milano, 1987. P. 447.
1365
Воспоминания С. И. Дымшиц-Толстой хранятся в Отделе рукописей Русского музея (ОР ГРМ. Ф. 100. Ед. хр. 249. Л. 46).
1366
Там же. Л. 49. Здесь ошибка памяти мемуаристки: Маяковский не участвовал в этом проекте. Как следует из протокола № 6, инициатором вопроса о «непосредственном общении с художниками всего мира» был Хлебников.
1367
См.: НП, 384.
1368
РО ИРЛИ. Р. 1. Оп. 6. Д. 206–219.
1369
См. примеч. 14 (В файле — примечание № 1331 — прим. верст.).
1370
Текст этой статьи был напечатан под редакцией А. Е. Крученых по копии в машинописном выпуске «Неизданного Хлебникова» (М., 1934. Вып. 27; тираж — 3 экз.; РГАЛИ. Ф. 1334. Оп. 1. Ед. хр. 975. Л. 44–48).
1371
Эта формула восходит к термину Ф. Т. Маринетти «слова на свободе» (parole in libertá) из «Технического манифеста футуристической литературы» (1912). Г. Аполлинер считал, что прием «слова на свободе» впервые разработал А. Рембо.
1372
Характерный прием обращения к адресатам в поэтике футуризма. См., например, у Хлебникова «Приказы Предземшаров» (1922), а также у Маяковского: «Приказ по армии искусства» и «Приказ № 2 армии искусств» (оба — 1918).
1373
См. об этом во вступительной статье.
1374
Генри Мозелей (Мосли; Moseley, 1887–1915) — английский физик, один из основоположников рентгеновской спектроскопии. В 1913–1914 гг. открыл закон, связывающий частоту спектральных линий излучения с порядковым номером излучаемого элемента, предсказал рентгеновские спектры некоторых элементов (закон Мозли). Ср. в «Нашей основе»: «Вся полнота языка должна быть разложена на основные единицы азбучных истин, и тогда для звуко-веществ может быть построено что-то вроде закона Менделеева или закона Мозелея — последней вершины химической мысли» (Хлебников В. Творения. С. 624).
1375
О взаимоотношениях поэта и художника см.: Парнис А. Е. Хлебников и Малевич: В поисках значимых элементов // Мир Велимира Хлебникова. М., 2000. С. 175–185.
1376
Город в Греции. Ошибка Хлебникова: битва около Лепанто, в которой испано-венецианский флот под командованием Дон Жуана Австрийского разгромил турецкий флот, состоялась 7 октября 1571 г.
1377
После этих слов в рукописи зачеркнутая фраза: «Кто, видя эти струны, захочет играть на них?».
1378
Фукс К. (Fuchs С. W., 1837–1886) — известный немецкий геолог и вулканолог, автор ряда книг о вулканах (Die vulkanishen Erscheinungen der Erde. Leipzig. 1865; Vulkane und Erdbeben. Leipzig, 1875). С 1865 г. делал ежегодные обзоры о вулканических явлениях в немецкой периодической печати. Откуда Хлебников почерпнул эти сведения, неизвестно. Скорее всего, у него аберрация памяти. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона, которым часто пользовался Хлебников, в статье «Вулканы» указано, что Фукс насчитывал на Земле 672 вулкана, из которых 270 действующих. См. также: Фукс К. Таблицы для определения минералов при посредстве внешних признаков и простых химических реакций. СПб., 1904: 2-е изд., испр. — 1909.
1379
Ошибка Хлебникова: имеется в виду известный лингвист Л. В. Щерба (1880–1944). Сведения о колебаниях звука У поэт взял из книги Щербы «Русские гласные в качественном и количественном отношении» (СПб., 1912).
1380
Брюсов В. Я. Собр. соч.: В 7 т. М., 1973. Т. 1. С. 605. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте, с указанием тома и страниц.
1381
Брюсов В. Я. Urbi et Orbi: Стихи 1900–1903 гг. М., 1903.
1382
См.: Брюсов В. Я. Пути и перепутья: Собрание стихов. М., 1908. Т. 2. С. 3–10.
1383
См.: Там же. С. 5–24.
1384
В разделе «Вступления» вслед за стихотворением «Последнее желанье» помещено отсутствовавшее в первопечатном издании «Urbi et Orbi» стихотворение «У себя», а стихотворение «По улицам узким, и в шуме, и ночью, в театрах, в садах я бродил…» вынесено за пределы этого раздела (см.: Там же. Т. 2. С. 5–6, 2).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На рубеже двух столетий"
Книги похожие на "На рубеже двух столетий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Всеволод Багно - На рубеже двух столетий"
Отзывы читателей о книге "На рубеже двух столетий", комментарии и мнения людей о произведении.