Натан Щаранский - Не убоюсь зла
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Не убоюсь зла"
Описание и краткое содержание "Не убоюсь зла" читать бесплатно онлайн.
А сейчас я знакомился со справками, которые зачитывал Солонченко; из них следовало, что желающих выехать из Ильинки в Израиль нет. Никто заявлений в ОВИР не подавал. Да и зачем? Живется им в СССР прекрасно. Десятки документов посвящены описанию богатой жизни в селе: на сотню семей есть немало велосипедов, несколько мото-циклов и даже одна машина (у председателя сельсовета).
Следователь положил передо мной фотографии коров и кур:
-- Смотрите, почти в каждой семье есть корова! К чему им ваш Из-раиль?
Он даже продемонстрировал мне фильм о поездке "обвиняемого в из-мене Родине Шаранского в село Ильинку" -- эти слова говорит диктор в начале фильма. Дальше следуют показания милиционеров и шофера о том, как мы прокрадывались в Ильинку, -- причем никто не объясняет: а почему, собственно, нас туда не пускали? Завершалась лента кадрами колхозного изобилия: поля, коровы, гуси...
Очевидно, сами власти сочли эти аргументы недостаточно убеди-тельными, и в ход был пущен самый главный довод: жители села -- во-обще не евреи. Так утверждают в своих письменных заключениях воро-нежские историки. Если царское правительство уговорами и принужде-нием старалось вернуть этих людей в лоно "истинной веры", то в совет-ские времена дела решаются куда проще: власти сами решают, кто ев-рей, а кто -- нет.
-- Вы, сионисты, доходите до того, что даже наших, русских людей записываете в евреев! -- возмущенно воскликнул Илюхин.
При всем этом ни его, ни Солонченко совершенно не смущало, что показания даже тех немногих свидетелей из числа ильинцев, которых они сами отобрали и которых допросил Нечеткий и еще кто-то из "моей" группы, находятся в прямом противоречии со всеми собранными доку-ментами: ведь эти люди говорят, что осуждают тех жителей села, кто "стал жертвой сионистской пропаганды и хочет уехать в Израиль". Так, значит, все же есть желающие? А как же коровы? Машина председате-ля? Почему же в справке ОВИРа утверждается, что таких людей нет? На эти вопросы у моих следователей ответа не нашлось. А когда я по-требовал, чтобы допросили кого-нибудь из тех, кто "стал жертвой сио-нистской пропаганды", мне резко ответили:
-- Мы сами знаем, кого нам привлекать в качестве свидетелей!
-- О да! Это вы действительно хорошо знаете! -- вынужден был со-гласиться я.
Впрочем, забегая вперед, скажу: единственный еврей из Ильинки, которого следствие решило выпустить на суд в качестве свидетеля, предпочел не явиться "по состоянию здоровья". Это не помешало суду включить в приговор наше заявление об ильинских евреях как клевет-ническое...
Следствие переходит к другим документам Хельсинкской группы. Меня знакомят с выписками из уголовных дел известных правозащит-ников: Сергея Ковалева, Андрея Твердохлебова, Владимира Буковского -- за которых мы заступались, когда их арестовывали и сажали в тюрь-му. Что ж, сейчас пришла наша очередь.
-- Но разница между вами в том, Анатолий Борисович, -- напомина-ет мне Солонченко, -- что их обвиняли не по шестьдесят четвертой статье, смертная казнь им не грозила.
Надо отдать должное упорству КГБ: они все еще не теряют надежды -- а вдруг этот аргумент подействует?
Один из самых пространных и подробных документов, подготовлен-ных Хельсинкской группой, -- исследование, посвященное условиям, в которых живут политзаключенные в тюрьмах и лагерях. В нем мы при-водили нормы питания на различных режимах, перечень предусмотрен-ных законом наказаний и примеры их применения на практике; там же перечислены около ста узников совести, готовых подтвердить предан-ные нами гласности сведения.
КГБ поработал над опровержением этой "клеветы" весьма основа-тельно: были собраны официальные справки от администрации тюрем и лагерей о гуманном отношении к особо опасным государственным преступникам, свидетельства врачей о прекрасном медицинском обслужи-вании и о хорошем питании в системе ГУЛАГа, но главное -- показания самих заключенных. Были опрошены от трех до десяти зеков из каждой зоны, и все они в один голос говорили о том, как хорошо им там живет-ся, какая вкусная еда, какое гуманное к ним отношение, и что лишь не-большое число сионистов и антисоветчиков специально провоцируют конфликты, изображая себя жертвами с целью привлечь внимание За-пада.
Фамилии этих людей мне не были знакомы, но я обратил внимание на то, что большинство из них сидели за "военные преступления", то есть за сотрудничество с немцами в дни войны. Попадались, правда, и осужденные по семидесятой статье, но, как правило, это так называе-мые "парашютисты", получившие ее во время отсидки за уголовные преступления. Я еще не знал, что скоро встречусь со многими из этих "полицаев" и "парашютистов", услышу жалобы раздавленных морально, а часто и физически, людей, ненавидящих своих тюремщиков, но гото-вых за пачку чая или даже просто за "хорошее отношение" администра-ции подписать все что угодно. Но и сейчас я не сомневаюсь, что все их показания -- ложь. Однако для следователя это -- документ.
-- Вот видите, вы не были еще в лагере, не сидели в обычной тюрьме, пишете о них понаслышке, а мы вам зачитываем свидетельства людей, которые там находятся. Какие еще нужны доказательства, что вы кле-ветали?
Да, придет время, когда я буду писать из тюрьмы заявления на имя Генерального прокурора и в них признавать: наш обзор не соответство-вал действительности. Реальность окажется гораздо более страшной, чем в том документе. Скажем, мы писали о том, как бесчеловечно де-ржать людей по тридцать суток в карцере. Закон предусматривает, что эта пытка голодом и холодом должна продолжаться не более пятнадцати суток. Но что значит терять сознание после ста дней карцера -- я узнаю на собственной шкуре. Узнаю, как годами живут без свиданий и писем, что значит проявить в тюрьме солидарность с товарищем по несчастью, написав в его защиту заявление; а самое главное -узнаю, как плано-мерно и беспощадно пытается перемолоть машина ГУЛАГа человека" старающегося удержаться в своей системе моральных ценностей, сохра-нить национальные, религиозные и политические убеждения, отличные от тех, которые санкционированы свыше.
Но все это мне еще предстоит. А пока я отвечаю Солонченко:
-- Я лично беседовал со многими, вернувшимися из тюрем и лагерей, или с их родственниками и доверяю их рассказам больше, чем этим по-казаниям. К тому же и мой, пусть еще небольшой, опыт местного карце-ра опровергает то, что вы мне прочли. Один из ваших свидетелей заяв-ляет, что, просидев в карцере сто пятьдесят суток, он не страдал ни от голода, ни от холода; я же, пробыв там всего десять дней, стал объектом настоящей пытки холодом. А ведь мне не раз говорили работники тюрь-мы, что Лефортово -- это еще курорт в сравнении с остальными места-ми ГУЛАГа!
-- Да, конечно, это курорт, -- охотно подтверждает Солонченко. -
Вы просто не представляете себе, что вас ждет после суда, даже если вам повезет и вас не расстреляют. Не представляете, а потому и храбритесь.
Моего следователя ничуть не смущает противоречие между этими словами и показаниями, которые он мне сейчас читал. Но Илюхин на-чеку и поспешно добавляет:
-- Однако и там все делается в соответствии с законом! Имейте это в виду.
Наступила очередь документов Хельсинкской группы по поводу пси-хиатрических репрессий против инакомыслящих. Подписывая их, я ни-когда не считал себя знатоком проблемы -- полагался на опыт моих то-варищей так же, как и те, в свою очередь, полагались на меня, когда подписывали письма и заявления на тему эмиграции. Теперь я получил возможность углубить свои знания, ибо мне зачитывали эпикризы тех людей, о которых мы писали. Вот, например, выписка из медицинской карточки Леонида Плюща: "Навязчивая идея необходимости восстанов-ления ленинских норм в партийной жизни. Лечить. Галоперидол, пси-хотерапия... Продолжает настаивать на необходимости проведения чис-ток в партии и комсомоле с целью восстановления ленинских норм. Ле-чить. Галоперидол, психотерапия".
-- Что же, я готов согласиться: мечтать о возврате к нормам ленин-ской демократии -- плохое доказательство нормальности человека. Но является ли это достаточным основанием для помещения его в психуш-ку? -- спрашиваю я, но Солонченко на этот раз глух к иронии.
-- Врачам виднее, -- лаконично отвечает он.
Интересно, что когда благодаря усилиям диссидентов России и дав-лению западной общественности Плюща освободили, в медицинской карточке была сделана следующая запись: "Перестал говорить о полити-ке партии и проявляет беспокойство о жене. Можно временно освобо-дить под ее ответственность"...
На одном из допросов мне предъявляется заявление нашей группы, направленное против уголовных преследований христиан-баптистов. За преподавание детям Библии -- это "преступление" карается по совет-ским законам тюремным заключением сроком до пяти лет -- была осуждена Екатерина Барин, и мы выступили в ее защиту. Солонченко зачитывает мне отрывки из ее уголовного дела.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Не убоюсь зла"
Книги похожие на "Не убоюсь зла" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Натан Щаранский - Не убоюсь зла"
Отзывы читателей о книге "Не убоюсь зла", комментарии и мнения людей о произведении.