» » » » Е Байков - Тайны подводного шпионажа


Авторские права

Е Байков - Тайны подводного шпионажа

Здесь можно скачать бесплатно "Е Байков - Тайны подводного шпионажа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Тайны подводного шпионажа
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайны подводного шпионажа"

Описание и краткое содержание "Тайны подводного шпионажа" читать бесплатно онлайн.








Мур был назначен в Пентагоне в группу глубоководных операций и по иронии судьбы в конце службы курировал "любимое детище" Риковера сверхмалую атомную подводную лодку NR-1. Это был единственный корабль специального назначения, созданный под руководством знаменитого адмирала34 . Мур все же получил звание кэптена - его заслуги перед флотом были слишком велики, чтоб не дать ему и этого. Но, будучи командиром "Хэлибат" во время ее самой успешной разведывательной операции, он никогда больше не выходил в море на командирском мостике...

Да, вот так успешные действия "Хэлибат" с применением передовых технологий того времени сделали возможным осуществление другого смелого проекта - операции "Дженифер". Но ни создатель техники Крэйвен, ни разработчик плана поиска "Гольф" Брэдли, ни его исполнитель Мур, ни ВМС США в целом не получили всего того, на что рассчитывали, - и прежде всего приоритетного финансирования сил специального назначения...

Много лет спустя, в 1991 году на страницах газеты "Чикаго Трибюн" появилось первое публичное упоминание о роли "Хэлибат" в поиске советской лодки. А ведь сама операция "Дженифер" по подъему К-129 с океанского дна, проведенная ЦРУ в 1974 году, уже была полностью раскрыта к тому времени. И только еще через три года одна из главных общенациональных газет Америки "Нью-Йорк Таймс" назвала имя доктора Крэйвена как создателя уникальной лодки-шпиона. "Неразговорчивый" на эту тему Крэйвен был вынужден раскрыть действия "Хэлибат" в письме специальному подкомитету сената США. Высший законодательный орган страны до этого не имел информации "из первых рук" ни о роли "Хэлибат", ни тем более о дальнейших "подвигах" атомных подводных лодок специального назначения.

В этом письме ученый, видимо вспомнив старую обиду, не преминул "вставить шпильку" обидчикам ВМС из ЦРУ: "Хэлибат" была способна обнаружить и обследовать все следы катастрофы. По мнению многих экспертов ВМС и РУМО, в результате действий нашей лодки была добыта исчерпывающая разведывательная информация", - пишет Крэйвен и сухо добавляет: Но у ЦРУ была иная точка зрения, и они начали дорогостоящий проект...".

Газета сообщает, что за разработку специальной подводной техники Джон Крэйвен был награжден высшей премией министерства обороны США для гражданских лиц, но даже текст приказа о награждении до сих пор является секретным. Как говорится, "награда нашла героя" в виде широкой известности, благодаря публикации в прессе, только лишь через четверть века после первого результативного похода "Хэлибат".

А тогда, в 1968, старые заслуги были не в счет. "Хэлибат" ждали самые сложные, самые рискованные операции, когда-либо проводимые военно-морской разведкой США.

Что случилось с "Дакар"?

Каждая трагедия, связанная с гибелью подводной лодки в невоенное время, оказывает политическое влияние на руководство, флот, общество. Большой "политический коэффициент воздействия" имеют возникающие при этом вопросы. Не была ли гибель лодки следствием чьей-то атаки? Следствием применения какого-то нового оружия? Других агрессивных действий в глубине? Несмотря на существование некоего подобия "черных ящиков" на подводных лодках, еще ни одна авария в истории современного подводного флота, когда никто из экипажа не спасался, не была полностью объяснена в ходе расследований... Тайны глубин раскрывать значительно сложнее, чем все остальные.

В том роковом для ВМФ СССР и ВМС США 1968 году была еще одна гибель подводной лодки. Нет, не нашей, а иностранной. То была, как и К-129, дизельная подводная лодка. Принадлежала она ВМС Израиля, затонула в январе 1968 года и именовалась на момент своей гибели "Дакар". Что это была за лодка? Что послужило причиной ее последнего вояжа? История эта, в отличие от многих других подводных трагедий, менее известна, хотя и примечательна значительными усилиями в поисковых действиях с применением всех современных технологий. Поиски до обнаружения лодки продолжались 31 год! В них также участвовала одна из "героинь" нашего повествования - американская атомная подводная лодка специального назначения, "малышка" NR-1.

"Политический коэффициент значимости" происшедшей трагедии имел самое существенное значение. Действительно, время действия - год 1968, через полгода спустя арабо-израильской войны лета 1967... Место действия Средиземное море, арена прямого противостояния американского и советского, арабских и израильского флотов. Именно после той самой шестидневной войны СССР принял решение о развертывании на постоянной основе эскадры кораблей в районе этого горячего и длительного кризиса. Состав знаменитой 5 оперативной эскадры кораблей формировался усилиями Северного, Черноморского и Балтийского флотов. До этого на Средиземном море присутствовали незначительные по составу отряды кораблей, эпизодически несли боевую службу подводные лодки. Как был принят этот шаг руководством НАТО и Западом в целом, говорить излишне! Удар геополитического масштаба! Еще бы, 6 флот США перестал быть единоличным хозяином важнейшего региона, советская эскадра на южном фланге НАТО! И тут... пропадает боевой корабль одного из участников конфликта - подводная лодка израильских ВМС "Дакар". Подозрения витали в воздухе: египтяне? Советы? Еще одна жертва то ли "горячей", то ли холодной войны? Вот такой была политическая обстановка вокруг этой подводной трагедии.

...В 1965 году Израиль, укрепляя свои ВМС, закупил три подводные лодки в Великобритании. Среди них была и подводная лодка, построенная на королевских верфях в Давенпорте и получившая экзотическое индейское имя "Тотем". Она вошла в боевой состав флота в сентябре 1943 года и благополучно прошла горнило Второй мировой войны. С заключением контракта в 1965 году почти два года "Тотем" "доводилась до ума", получая современную аппаратуру и вооружение. Наконец 10 ноября 1967 года, уже после завершения "июньской" войны, лодка входит в боевой состав ВМС Израиля под командованием капитан-лейтенанта Якова Ранана. Церемонию передачи в Портсмуте завершали торжественный подъем военно-морского флага Израиля и наречение лодки древнееврейским именем "Дакар", которое она будет носить всего два с половиной месяца до своей гибели.

Сразу после церемонии передачи лодка направляется к скалистым берегам Шотландии на основную базу подводных сил Великобритании Фаслейн. Там, в пустынных (отметим это обстоятельство № 1), то есть не обремененных наличием интенсивного судоходства, полигонах боевой подготовки экипаж "Дакар" отрабатывает полный курс подготовки и ходовых испытаний. Погружение, всплытие, погружение, стрельба торпедами, испытания средств наблюдения, навигационных приборов - скучать не приходилось. Но вот практика всплытий на перископную глубину, когда на экране акустика сплошные засветки от надводных целей, а в центральном посту твердо уверены в характере движения каждой из них, могла ли быть отработана в том "безлюдном" районе? До конца 1967 года экипаж "морячил" у берегов Шотландии под наблюдением комиссии из высоких чинов с обеих сторон. После завершения испытаний комиссия вынесла вердикт о готовности лодки и ее экипажа, за которым последовали возвращение в Портсмут и окончательная подготовка к переходу на Средиземное море.

9 января 1968 года приготовления были закончены. "Дакар" стояла у пирса рядом с последней, третьей подводной лодкой серии, которая была закуплена у британского флота. После короткого прощания с экипажем "Дельфина", так назвали третью лодку, и официальными лицами "Дакар" медленно отошла от пирса. День был пасмурный, серый, шел снег. Несмотря на это среди членов экипажа "Дакар" царило радостное оживление - ведь начиналась дорога домой. Люди хорошо сделали свое дело, научились сами и "научили" плавать боевой корабль, и теперь они приведут его к своим берегам для обеспечения равновесия с арабским подводным флотом. Египтяне и сирийцы в это время также начали закупать у СССР дизельные подводные лодки, обладающие высокими боевыми возможностями.

Проскользнув Ла-Манш, вот уж где самая настоящая толчея на море, лодка взяла курс на юг, к Гибралтару. Видимо, педантичные англичане предложили заход в свою военно-морскую базу на случай обнаружения каких-либо неполадок на океанском участке маршрута и необходимости их устранения. Что ж, план перехода был разработан вполне разумно. Вероятно, все было в порядке на борту лодки, и короткий заход в британскую базу занял меньше суток. В полночь с 15 на 16 января "Дакар" уходит из Гибралтара, на этот раз навсегда прощаясь с берегом... Но никто, естественно, этого не знал на борту лодки. В момент отхода, так же как и в Портсмуте, моряковпереполняло радостным ощущением скорой встречи с домом.

Правда, вместо спокойного надводного перехода теперь придется "насладиться" плаванием под РДП. Режим РДП - самый беспокойный с точки зрения морской практики и просто изматывает экипаж и вахтенных офицеров. Дело в том, что при выходе из Гибралтара командир получил приказ из штаба ВМС в Хайфе о том, что "Дакар" должна пересечь Средиземное море в подводном положении. Возможно, высшие чины израильского флота думали о возобновлении военных действий и атаках со стороны противника, возможно, хотели по максимуму "натаскать" командира и экипаж в условиях, приближенных к боевым. Так или иначе, от Гибралтара до Хайфы "Дакар" должна была идти "по-настоящему", скрытно, в подводном положении. При этом режим радиосвязи был достаточно напряженным: согласно штабным указаниям командир подводной лодки должен был каждые 24 часа докладывать свои координаты и через каждые шесть часов передавать контрольные радиограммы о своих действиях. То есть если по каким-либо причинам Ранан решил бы идти не под РДП, а на глубине 80-100 метров, то несколько раз в сутки "Дакар" должна была бы всплывать на перископную глубину для передачи радиограмм в штаб ВМС. Причем выполнять этот маневр наверняка приходилось в зоне достаточно интенсивного судоходства - ведь в Средиземном море практически нет "пустынных уголков". Отметим и это обстоятельство № 2, связанное с первым... Отсутствие должной практики всплытий среди большого количества движущихся судов и транспортов и необходимость периодического выполнения этого маневра.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайны подводного шпионажа"

Книги похожие на "Тайны подводного шпионажа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е Байков

Е Байков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е Байков - Тайны подводного шпионажа"

Отзывы читателей о книге "Тайны подводного шпионажа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.