Абдусалам Гусейнов - Этика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Этика"
Описание и краткое содержание "Этика" читать бесплатно онлайн.
«Этика» представляет собой базовый учебник для высших учебных заведений. Структура и подбор тем учебника позволяют преподавателю моделировать общие и специальные курсы по этике (истории этики и моральных учений, моральной философии, нормативной и прикладной этике) сообразно объему учебного времени, профилю учебного заведения и степени подготовленности студентов.
Благодаря характеру предлагаемого материала, доступности изложения и прозрачности языка учебник может быть интересен в качестве «книги для чтения» для широкого читателя.
Рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.
143
Ср.: Джемс У. Разнообразие религиозного опыта. М., 1993.
144
См. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. М., 1989. С. 382–484.
145
Рассуждения Фрейда относятся к индустриальному обществу. В постиндустриальном обществе, иди обществе потребления, ситуация меняется. Эротизировнная, в частности, эротическая, масскультура, с одной стороны, как будто задает пространство «свободы любви», пространство максимально допустимой сексуальной вседозволенности, но, с другой — сексуальность становится предметом коммерческой эксплуатации. Посредством широко распространяемых эротических клише сексуальность стандартизируется, деиндивидуализируется и, таким образом, косвенно подавляется как сфера интимного и самобытного самопроявления.
146
Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произв. М., 1955. Т. I. С. 464, 487.
147
Кант И. Критика практического разума, I, III // Соч. в 6 т. М., 1965. Т.4 (I). С. 409, примеч.
148
Аристотель. Никомахова этика, X, 5, 1175а, 17–18. Указ. изд. С. 275.
149
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, II, 88, 96. М., 1979. С.131, 134. Ср. также Де Сад Д.А.-Ф. философия в будуаре. М., 1992. С. 74–77, 123. ч
150
Киренаики — античные философы, последователи Аристиппа Киренского.
151
Поскольку словом «гедонизм» в литературе принято обозначать как этику наслаждения, т. е. теорию, выводящую мораль из наслаждения, так и мораль наслаждения, т. е. систему взглядов и практических установок, согласно которой человек должен стремиться к наслаждению, — в нашем тексте, где возможно, это различие подчеркивается терминологически: определение «гедонистический» относится к теории, определение «гедонический» — к характерам, взглядам и поступкам.
152
См.: Де Сад Д.А.-Ф. Указ. соч. С. 91–94.
153
Руссо Ж.Ж. Исповедь // Руссо Ж.Ж. Избр. соч. М., 1961. Т. III. С. 40.
154
Сублимация (от лат. sublime — возвышенный) — термин, введенный Фрейдом для обозначения процесса преобразования вытесненного чувственного влечения в духовную деятельность, в творчество, иными словами, возвышение, одухотворение наслаждения.
155
В данной главе под «утилитарным» понимается характеристика всего того, что сориентировано на пользу. Соответственно, под «утилитаризмом» — этика пользы. Под «прагматическим» (от греч. pragma — дело) понимаются образ мысли и действия, сориентированные только на успех, на непременное осуществление предпринятого дела. Как нравственно-этические (а не историко-философские) термины «утилитаризм» и «прагматизм» можно считать синонимами.
156
«Протестантской этикой», вслед за М. Вебером, называют не просто этику протестантизма как одного из направлений христианства, а особое религиозно-нравственное мироотношение, вдохновленное М. Лютером и Ж. Кальвином, заключающееся в том, что добросовестная и разумно организованная профессиональная, в особенности хозяйственная, деятельность признается в качестве поприща, на котором человек реализует свое предназначение. См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 49–53.
157
«Русская Правда» — свод древнерусских законов XI–XIII вв., основу которого положил Ярослав Мудрый.
158
Аристотель. Никомахова этика // Указ. изд. С. 147–148.
159
Платон. Горгий // Платон. Соч. в 3 т. Т. 1. М., 1968. С. 313; все рассуждение — см с. 307–308.
160
Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 67.
161
Ролз. Дж. Указ. соч. С. 267.
162
Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики //А. Шопенгауэр. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 215.
163
Эта формулировка принадлежит П. Прудону. Цит. по: Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. С. 214. Прудон считал, что справедливость является основополагающим нравственным требованием, что ею исчерпывается все содержание нравственности. Этим вызвано то, что требование справедливости построено по аналогии с заповедью любви — фундаментальной в универсальной этике милосердия.
164
В древнеиндийском художественно-философском трактате «Вопросы Милинды» прямо говорится, что дхарма (добродетель и долг) проповедана в священных словах: «Не причиняй никому вреда, всем будь мил и приятен» (Вопросы Милинды. М., 1989. С. 192). Тем самым указана действительная связь между требованиями справедливости и правилами этикета.
165
Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Указ. изд. С. 212, 213.
166
Милль Дж. С. Утилитарианизм // Указ. изд. С. 174.
167
Платон. Горгий // Указ. изд. С. 287.
168
См. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 92.
169
Платон. Горгий // Указ. изд. С. 304.
170
Платон. Горгий // Указ. изд. С. 364–365.
171
Перфекционистские понятия «совершенство», «аскеза» и др. представлены и объяснены в теме 26: «Совершенствование».
172
См. Легенда о Великом Инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991.
173
Альтруизм (от лат. alter — другой) — термин, введенный О. Контом для выражения нравственной позиции, противоположной эгоизму (от лат ego — я, самость).
174
Договоримся никак не ассоциировать слова «этическая прагматика», как термин во многом условный, с знакомым уже нам выражением «нравственный прагматизм».
175
Бердяев А.Н. философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. С. 24.
176
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Кн. V, гл. IV. (Далее при ссылках на роман в тексте в скобках будут указываться римские цифры, обозначающие книгу и главу).
177
Кант И. Метафизика нравов // И. Кант. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4 (2). С. 337.
178
Дао (кит.) — божественный и разумный путь к всеединому. См. Дао де цзин // Древнекитайская философия. М., 1972. Т. I. С. 129.
179
Платон. Политик // Соч. В 3 т. М., 1972. Т. 3 (2). С. 62.
180
См.: Швейцер А. Письма из Ламбарене. Л., 1978. С. 84.
181
Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974. С. 49.
182
См.: Кант И. Метафизика нравов // Указ. изд. С. 328.
183
«И если есть у тебя страдающий друг, то будь для страдания его местом отдохновения, но также и жестким ложем, походной кроватью: так будешь ты для него более полезен. И если друг делает тебе что-нибудь дурное, говори ему: «Я прощаю тебе, что ты мне сделал; но если бы ты сделал это себе, как мог бы я это простить!». Так говорит всякая великая любовь: она преодолевает даже прощение и жалость» {Ницше ф. Так говорил Заратустра // Указ. изд. Т. 2. С. 63.).
184
Аристотель. Никомахова этика // Указ. изд. С. 91–92, 287–288.
185
Кант И. Религия в пределах только разума //Трактаты и письма. М., 1980. С. 129.
186
От греч. soteria — спасение, оздоровление, освобождение от порчи.
187
Соловьев B.C. Оправдание добра //.Указ. изд. С. 259.
188
Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // З. Фрейд. Основной инстинкт. М., 1997. С. 431–512.
189
Кинизм — философская школа в древнегреческой философии, основателем которой был Антисфен (IV в. до н. э.). Согласно киникам, высшее благо и цель жизни заключается в невозмутимости, в свободе одновременно и от наслаждений, и от страданий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Этика"
Книги похожие на "Этика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Абдусалам Гусейнов - Этика"
Отзывы читателей о книге "Этика", комментарии и мнения людей о произведении.