» » » » Александр Щипков - Во что верит Россия; Религиозные процессы в постперестроечной России


Авторские права

Александр Щипков - Во что верит Россия; Религиозные процессы в постперестроечной России

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Щипков - Во что верит Россия; Религиозные процессы в постперестроечной России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Во что верит Россия; Религиозные процессы в постперестроечной России
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Во что верит Россия; Религиозные процессы в постперестроечной России"

Описание и краткое содержание "Во что верит Россия; Религиозные процессы в постперестроечной России" читать бесплатно онлайн.








Не прелюбодействуй.

Почитай природу.

Приумножай свое хозяйство.

Не уничтожай (не убий).

Обрети свой талант.

Будь правдив.

Постигай истину (учись).

Храни свой кут.

Почитай заповеди Айыы.

Революционность учения Айыы в интерпретации неоязычников по отношению к традиционной религиозности якутов заключается не только в утверждении монотеизма, но и принципиальном разрыве с шаманизмом.

Они утверждают фактически сконструированную ими заново религию, "которая возвысит якутов духовно и морально", и пренебрежительно относятся к шаманским практикам. По уставу "Кут-Сюр" его членам запрещено шаманить. Они считают себя "исполняющими обязанности белых шаманов". На своих собраниях неоязычники совершают общую молитву Творцу-Айыы и приносят ему бескровную жертву.

Однако шаманизм, в отличие от учения Айыы, -- это реальная, действительно существующая форма языческой религиозной жизни якутов. И поэтому лидеры движения не могут просто отвергнуть шаманизм, их отношение к нему амбивалентно. Примечательно, что Уххан выбрал темой своей до сих пор незащищенной диссертации "Этику камлания шамана". Афанасьев и Уххан признают врачевательные способности шаманов. Шаман (строго говоря, "черный шаман") связан с силами смерти, уничтожения (в отличие от "белого шамана", связанного с творчеством и созиданием). Черный шаман способен управлять силами зла и отгонять их. Причем физическое тело человека, подверженное разрушению, в первую очередь доступно воздействию черного шамана. В основе представлений о механизмах воздействия шамана на организм человека находится понятие о некоем "белите", духовном поле, существующем вокруг всякого человека. Этот "белит" -- некоторый аналог "биополя" экстрасенсов. Не случайно якутские неоязычники с гордостью утверждают, что "все достижения современной экстрасенсорики известны любому из нас с детства". Считается, что шаманы способны воздействовать на "белит", перемещать и красть его. Причем преследовать они при этом могут как добрые, так и злые цели. Мир черного шаманизма, в отличие от белого, лишен духовного и нравственного начала, это некий мир темных, примитивных первичных духовных стихий.

Афанасьев и его соратники разработали и составили календарь "национальных" праздников, основанный на мифологии и языческих представлениях якутов. Этот календарь подробно описывает обряды различных по сути религиозных праздников, связанных со сменой времен года. Таким образом, идеологи неоязычества предложили своему народу не только разработанное вероучение и систему нравственных норм, но и кодифицированный богослужебный обряд.

Результаты своих трудов Афанасьев и его коллеги предложили Министерству образования в качестве основы для программ по изучению национальной культуры. Никаких альтернативных программ не существовало, и учение Айыы было введено в планы преподавания средних, средних специальных и высших учебных заведений. Колледж культуры, готовящий директоров домов культуры, фактически превратился в центр подготовки специалистов по проведению языческих обрядов, молений и праздников. Причем директор колледжа Вильям Яковлев именно так к нему и относится; он считает, что возрождает не фольклор, а религию. И если в самом Якутске власти до сих пор не допустили строительства языческих капищ, то в деревнях в русле "возрождения национальных обрядов и праздников" потихоньку возникают "Дома Айыы" и передвижные "Юрты Айыы".

Для якутского неоязычества характерно и почвенничество, и мессианская направленность. Согласно представлениям Афанасьева и Уххана, человечество состоит из 35 рас. Одна из них - якуты, избранный народ. Он единственный сохранил первичную, существующую от начала времен веру -- тенгрианство.

Особый интерес неоязычники испытывают к тюркскому миру. Они считают, что остальные тюрки, приняв ислам, губят свою душу, теряют свой национальный кут. Иван Уххан неоднократно посещал пантюркистские конференции в Казани, Стамбуле и Алма-Ате, где говорил о высокой миссии якутов, которые должны вернуть тюркам всего мира истинную веру их предков -- тенгрианство, религию Айыы. Но мечты якутских язычников не ограничиваются тюркским миром. Иногда в их речах звучат надежды на то, что и русских, и Европу, и Америку когда-нибудь удастся вернуть на путь истинный, и они откажутся от "выдуманных" религий, вернутся к духовным первоначалам, установят гармоничные отношения с природой и творцом-Айыы.

Одно из самых серьезных препятствий, с которым сталкиваются якутские неоязычники, -- это отсутствие у якутов навыков организационного оформления религиозной жизни. Традиционно патриархальная языческая религиозная жизнь в деревнях не имеет никаких форм институционального оформления. Многие сельские жители на чисто добровольной индивидуальной основе поддерживают своих религиозных лидеров не только морально, но и материально. Но этого сегодня явно недостаточно для эффективного становления религии Айыы.

В 1993 г. неоязыческие лидеры создали свою формальную зарегистрированную организацию "Кут-Сюр". Прошло четыре года, а в ней состоит не более 15 человек. Изучающих учение Айыы и распространяющих его по республике -- несколько сот человек. "Кут-Сюр" инициировал также создание общественно-политической организации "Саха кэскелэ", которую возглавил ближайший сподвижник Афанасьева Иван Уххан.

В политическом плане неоязычники считают себя идейными наследниками просветителя начала ХХ в. Алексея Кулаковского, "демократа и оппозиционера", которого они противопоставляют "оппортунисту" Дмитрию Ойунскому, порицая последнего за то, что "до революции он был апологетом православия, а после революции стал правоверным коммунистом" (что не спасло его, однако, от расстрела в 1937 г.).

"Саха кэскелэ", фактически являющаяся политическим крылом неоязыческого движения, блокируется с движениями и партиями демократической оппозиции президентам Николаеву и Ельцину. Социально-экономическая позиция этих оппозиционеров в московском раскладе ближе всего к "Яблоку". При обсуждении политической ситуации в Якутии Афанасьев и Уххан сетовали, что их русские политические единомышленники слишком расколоты и пассивны, поэтому демократическая оппозиция вынуждена опираться в основном на якутов.

Дважды, в 1993 и в 1996 гг., правительство пыталось запретить преподавание учения Айыы. В якутской прессе организовывались специальные кампании. Один из основоположников концепции культивизации Суорон Омоллоон выступил с рядом критических статей против Афанасьева и его единомышленников. В ответной статье Афанасьев заявил, что учение Айыы -единственный путь спасения нации, которую вслед за коммунистами продолжают разрушать культивизаторы. За оскорбление Суорона Омоллоона в этой статье Афанасьев был привлечен к суду и оштрафован на три миллиона рублей.

"Кут-Сюр" планировал поставить в центре Якутска скульптуру, изображающую "дерево жизни", вокруг которой намеревались проводить национальные праздники и мировые моления. В старину во время общинных молений народ собирался вокруг священного дерева, одновременно символизировавшего цикличность жизни (смерть -- оживление) и разрастание племени подобно ветвям. Это дерево украшалось цветными платками, каждый из которых посвящался одному из умерших предков. "Кут-Сюр" намеревался придать этому каменному изваянию общенациональное значение. Власти запретили установку этого памятника.

К 1996 г. конфликт между "Кут-Сюром" и президентом М. Николаевым приобрел характер открытого политического противостояния. В газете "Сахада", печатном органе "Саха кэскелэ", Иван Уххан опубликовал статью, в которой обвинил Николаева в том, что тот вознамерился отнять мировоззрение у народа, к которому сам практически не принадлежит: в крови имеет русскую примесь, а в области религии из утилитарных политических соображений ориентируется на православие. В действительности же, -- пишет Уххан про своего президента, -он и не православный, и не коммунист, и не тенгрист. У него мировоззренческий провал; М. Николаев потерял свой кут. Человек, потерявший свой кут, не имеет права быть президентом -- делает вывод Уххан. Статья о президенте, потерявшем кут, вызвала шок в якутском обществе.

Конфронтация между неоязычниками и культивизаторами в 1997 г. приобрела принципиальный политический и идеологический характер. В каком-нибудь другом субъекте федерации такая конфронтация могла бы вызвать политический кризис или откровенно диктаторские действия партии власти. Но следует учитывать политическую и идеологическую культуру Якутии, атмосферу терпимости и склонность основных идеологических сил к компромиссам. Политическая жизнь Якутии более цивилизованна, по сравнению с большинством республик в составе федерации и многими областями. Иван Уххан, несмотря на резкость его позиции, остается членом Консультативного совета при президенте. М. Николаев проводит с ним личные встречи для "выяснения отношений".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Во что верит Россия; Религиозные процессы в постперестроечной России"

Книги похожие на "Во что верит Россия; Религиозные процессы в постперестроечной России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Щипков

Александр Щипков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Щипков - Во что верит Россия; Религиозные процессы в постперестроечной России"

Отзывы читателей о книге "Во что верит Россия; Религиозные процессы в постперестроечной России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.