Андрей Кофман - Америка несбывшихся чудес

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Америка несбывшихся чудес"
Описание и краткое содержание "Америка несбывшихся чудес" читать бесплатно онлайн.
Занимательная книга А. Кофмана представляет историю исследования Америки в новом и необычном ракурсе — как историю поисков несуществующих чудес, которые оставили следы и на карте континента: Амазонка, Патагония, Бразилия, Калифорния, Антильские острова… Читатель узнает, откуда возникли представления о мифических землях и об их диковинных обитателях, ознакомится с любопытными выдержками из старинных хроник и документов, проследит захватывающие и трагические перипетии первопроходческих экспедиций и сможет глубже понять удивительный духовный склад людей эпохи великих географических открытий. Написанная живым языком, книга рассчитана на самый широкий круг читателей, при том, что многие из собранных фактов окажутся внове даже для профессиональных историков. Книга богато иллюстрирована старинными картами и гравюрами.
Людей этих называют эвайпанома; говорят, что глаза у них на плечах, а рты посреди груди и что меж плеч у них растут свисающие вниз длинные волосы. Сын вождя Топиавари, которого я привез с собой в Англию, рассказал мне, что сильнее их нет людей во всей стране, а луки, стрелы и дубинки у них в три раза больше, чем у кого бы то ни было в Гвиане; один туземец за год до нашего прибытия взял кого-то из этих людей в плен и привел его в пределы своей родной провинции Арромая. Когда я в этом усомнился, сын Топиавари сказал мне, что здесь такое не считается чудом и что это большой народ, столь же обычный для здешних земель, как и все остальные, и в прежние годы они перебили сотни людей из народа его отца и из других народов. Мне, однако, довелось узнать о них лишь перед отъездом; и если бы мне сказали хоть слово, пока я там был, я привез бы с собой хотя бы одного, дабы устранить все сомнения. Такой народ описан Мандевилом, рассказы коего долго почитались баснями, а теперь, когда Восточная Индия открыта, мы находим, что сообщения его о многом, что прежде считалось неправдоподобным, — правдивы. Так это или нет — не столь важно, да и выгоды мне эти домыслы никакой принести не могут — ведь сам же я их не видел. Но я считаю, что невозможно такому множеству людей сговориться между собою и распустить подобный слух.
Стетокефалы Нового Света. Эти образы с немецкой гравюры 1612 г. навеяны рассказами Уолтера РадиКогда я потом прибыл в Куману в Вест-Индии, то случайно разговорился с одним испанцем, который много путешествовал (он жил неподалеку оттуда). Узнав, что я был в Гвинее и к западу от нее, вплоть до Карони, он тут же спросил меня, видел ли я кого-нибудь из эвайпанома, людей без головы. Он сказал мне, что видел их множество, а его считают здесь честнейшим человеком, и речи его и дела — тому подтверждение»[43].
Рэли вдохнул новую жизнь в миф о стетокефалах. О популярности этих персонажей свидетельствует их упоминание в драме «Отелло» Шекспира, несомненно читавшего книгу Рэли. Описывая диковины далеких стран, герой между прочим говорит и
О каннибалах, то есть дикарях,
Друг друга поедающих. О людях,
Которых плечи выше головы.
На карте Америки 1599 г. ее автор, знаменитый гравер Теодор де Бри, изобразил в Гвиане стетокефалов и амазонок. Отныне безголовые становятся принадлежностью Нового Света и, судя по иллюстративному материалу XVII в., вполне по-свойски чувствуют себя среди прочих обитателей чудесных земель.
* * *Обнаружились в Америке и знаменитые энотокеты. Хуан де Грихальва, исследовавший полуостров Юкатан, узнал от индейцев, что эти существа обитают на близлежащих островах. Фрай Франсиско де Эскобар в 1604 г. сообщает, что среди туземцев Аризоны и Калифорнии есть целые племена людей, чьи уши волочатся по земле, — он называет этот народ эсмалка татанача. Хронист фрай Педро Симон уверяет, будто ушастые обитают в Калифорнии, где зовутся тусануча, и уточняет, что каждый из них легко способен укрыть ушами полдюжины испанцев. Как видим, необъятный Новый Свет диктует новые масштабы размеру ушей энотокетов.
Такой же эпический размах присущ другому аризонскому племени — медара куачокуата, о котором сообщает упомянутый францисканец Эскобар. Мужчины этого народа имеют детородный орган такой длины, что вынуждены четырежды оборачивать его вокруг пояса, и потому они могут любить своих дам не иначе как на значительном отдалении от оных. Эти сведения подтверждает фрай Антонио Дака в «Хронике Сан-Франсиско». Кроме того, он сообщает, что жители селения Шамокоуича «питаются лишь запахами цветов и трав, и посему они не имеют ни ртов, ни заднепроходного отверстия для выведения ненужных веществ из организма». А жители соседнего селения, по его словам, «спят всегда стоя и, дабы не упасть во сне, кладут всякие тяжести на головы, кои отличаются у них особой крепостью». Там же, в Мексике, в одном селении приходской священник нашел следы некогда живших здесь людей с двумя лицами, подобных римскому богу Янусу. «Однажды, — сообщает он, — здесь копали землю и нашли череп с двумя лицами: одно было спереди, другое на затылке, причем одно имело более суровый и мужественный вид, а второе, похоже, принадлежало женщине. У местных индейцев находка сия не вызвала удивления, поскольку, сказывали они, здесь издавна обитало племя таких людей».
О людях со ступнями, вывернутыми в обратную сторону, неоднократно упоминали античные и средневековые географы. Помпоний Мела поселил их в Африке, Плиний — в Азии, Исидор Севильский — в Ливии. А нашлись они, конечно, в Америке. Падре Кристобаль Акунья, совершивший путешествие по Амазонке, описывает индейцев племени тупинамба, которое действительно обитало в низовьях великой реки, и сообщает, что данниками этого могущественного племени были карлики и народ под названием мутайе — люди с вывернутыми ступнями. «И ежели вздумает преследовать сих людей всяк, не знающий таковой особенности, то пойдет по их следам прямо в противоположную сторону».
Нашлось в Америке место и гермафродитам, ранее обитавшим в Индии. Вот как описывает их Джон Мандевил: «А на другом острове живут люди, которые одновременно являются мужчинами и женщинами, совмещая телесные признаки тех и других. Они имеют только один сосок на одной стороне груди, а на другой нет ничего. У них есть и мужские и женские органы деторождения, и они используют и те и другие при совокуплении — когда одни, а когда другие. Для зачатия ребенка они используют мужской детородный орган, а для рождения ребенка — женский». Француз Рене де Лодоньер, исследовавший Флориду во второй половине XVI в., сообщал, что на полуострове, а также в Чикории (Каролина) живет множество гермафродитов. Им запрещено носить оружие, и потому они помогают женщинам выполнять тяжелые физические работы. Совсем в ином, устрашающем обличье гермафродит явился испанцам в южноамериканской сельве. Эту встречу со слов очевидцев подробно описал хронист Педро Симон: «Здесь солдаты наткнулись на спящего человека-монстра. Ростом он достигал пяти вар[44], и все члены тела были соразмерны его росту, лишь лицо отличалось от человеческого огромной пастью и торчавшими из нее длинными клыками, кои придавали его наружности преотвратный вид. То был гермафродит. Тело же его покрывала короткая бурая и не очень густая шерсть». Разбуженный, он поднялся и схватил дубину размером с мачту небольшого корабля — держал он ее одной рукой, играючи, словно тросточку. Испанцы не стали испытывать судьбу, тут же разрядили в монстра аркебузы и убили наповал. Затем они бросились звать соратников, находившихся неподалеку, желая показать им такое чудо; когда же вернулись вместе с капитаном отряда, тела уже не было, лишь на траве оставались следы крови. Видимо, убитого унесли его соплеменники. Во главе с капитаном конкистадоры пошли по следам, но вскоре заслышали впереди такой угрожающий рев, что не осмелились идти дальше и повернули назад.
* * *Хвостатые люди, как считалось, тоже жили на Востоке. Местом их обитания Плиний указывал восточные горы Индии. Птолемей поместил в восточных морях три острова хвостатых людей — по его объяснению, хвосты у них такие, какими их изображают художники у сатиров. Псевдокаллисфен повествует о встрече Александра в Индии «с одноногими человечками, у которых свисали хвосты, наподобие скотских, тогда как руки, голова и единственная нога были совсем как человечьи». Марко Поло, описывая королевство Лабрин на острове Малая Ява, сообщает: «Расскажу вам еще вот о какой диковине: в этом королевстве, по истинной правде, есть люди с немохнатыми хвостами, длиною в пядень. Их тут много, живут они в горах, а не городах. Хвост у них толстый, как собачий». Острова хвостатых людей обозначены и на глобусе Мартина Бехайма (1492).
По всему было ясно, что хвостатые люди не замедлят обнаружиться за Атлантическим океаном. Действительно, о них Колумб получил сведения во время своего второго путешествия в 1493 г. Тогда он уверял, что на Эспаньоле остаются две неисследованные «провинции, в одной из которых, по прозванию Ауан, родятся люди с хвостами». В том же году, когда он обследовал берега Кубы, до него дошли слухи о том, что «все жители провинции Магон имеют хвосты».
Педро Мартир вначале категорически отверг подобные сведения, назвав их «вздорными измышлениями», однако двадцать лет спустя сам же рассказал о людях с «берега Юсигуамина», которые имеют небольшие твердые, как у рыб или крокодила, хвосты и потому не могут сидеть иначе, как вырыв в земле углубление. Его убедили в этом в 1523 г. его давний знакомый Лукас Васкес де Айльон и его слуга, крещеный индеец Андрее, прибывшие из района нынешнего штата Каролина. По их заверениям, весь тот край был заселен хвостатыми людьми.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Америка несбывшихся чудес"
Книги похожие на "Америка несбывшихся чудес" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Кофман - Америка несбывшихся чудес"
Отзывы читателей о книге "Америка несбывшихся чудес", комментарии и мнения людей о произведении.