» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






Особенно часто в живописи изображаются восемь основных типов Наика. Это: Свадхинапатика Наика — молодая жена, чей муж абсолютно ей покорен и выполняет любые желания (на картине он моет ей ноги или красит ей ногти на ногах). Уткантхита Наика — мечтает о встрече с возлюбленным или мужем. Васакасадджа Наика — ждет возвращения мужа или возлюбленного домой из похода или путешествия, вся нарядная и с приготовленной постелью. Абхисандхита Наика — осталась «сама по себе», одна из-за ссоры: сначала она отталкивала своего мужа или возлюбленного, пока он старался ее утешить, и раскаивается в этом теперь, когда уже поздно. Кхандита — Наика, которой изменили. Ее муж или возлюбленный провел ночь без нее с другой женщиной, и она горько его упрекает, когда он вернулся утром с цветочком в руках для нее (на картинах этот раскаивающийся всегда несет цветочек для героини). Прошитапатика Наика, чей муж или возлюбленный уехал далеко. Випралабха Наика — разочарованная героиня, которая напрасно прождала возлюбленного всю ночь. Абхисарика Наика — импульсивная и решительная, которая идет искать своего возлюбленного даже в темную, грозовую ночь или через дикий лес. Теперь, я думаю, многие миниатюры станут вам гораздо понятнее.

Рагамала, или «Гирлянда раг». Следующая традиция живописных серий на классический сюжет. Рага — сложное понятие классической индийской науки о музыке. В самом общем виде, рага — особая мелодия, которая исполняется в определенное время и по определенному поводу, создает определенное настроение (которое называется «раса») или вызывает в воображении слушателя тот или иной образ. Как результат всех этих «определенностей» — число раг велико. Каждая рага создает эстетический настрой. В Индии музыка издревле использовалась как фон для речитативного исполнения гимнов и стихов — до, во время и после чтения. Поэтому определенные раги связаны с образами определенных индуистских богов. И они ценятся и как средства, вызывающие настроенность на тему медитации, например, и как своеобразные молитвы без слов, обращенные к определенным богам — буквально «божественные звуки». Эти мелодические типы, как полагают в Индии, могут быть мужского (рага) и женского (рагини) рода, что связано, с одной стороны, с их музыкальным строем и ладом, и с другой — со звучанием и воздействием на слушателя. Со временем эти настроения в индийской эстетике стали связываться с настроениями и ожиданиями любящих сердец и параллельно с понятиями любовной науки и лирики. Все в индийском искусстве символично и полно намеков. Три стадии любви: встреча взглядов, общение и разлука иллюстрируются с помощью раг. Взаимоотношения Наики и Наяка успешно иллюстрируют раги. Для раскрытия «гаммы чувств» в серии иллююстраций к рагам хорошо подошли образы страстно влюбленных и очень непросто общающихся между собой Кришны и Радхи. С этой тематикой связана эротическая живописная миниатюра.

Стандартная живописная Рагамала («гирлянда раг») состоит из 36 картин, описывающих различные стадии или состояния отношений между мужчиной и женщиной — в зависимости и под влиянием времени дня (рассвет или закат), сезонов года (весна или муссон), и каждое это настроение и есть «рага», или «рагини», которая художественно обыгрывается в живописи так же, как в музыке и в поэзии. Рагамала связана с мистическим направлением религиозной практики — бхакти, при котором почитатель, даже поклонник божества ищет душевного и даже физического контакта с божеством, как если бы божество было таким же человеком со всеми присущими ему особенностями поведения, как он сам. Особенности поведения при этом могут быть самые разные, даже и не слишком целомудренные, за что раджпуты порицают эту культовую практику. Но как тема в искусстве и как своеобразная теория психологии любовных отношений Рагамала всегда очень привлекала их. Сезоны (Барахмаса, Двенадцать месяцев). Иллюстрации к этой теме тоже составляют целые серии. Учение о сезонах связано с сельскохозяйственными занятиями и календарем. В то же время индийцы убеждены, что ритм сезонов — ритм жизни. Сезонные песни, очень популярные у женщин, посвящены каждому месяцу года и поются когда полагается. В этом прослеживается особая магическая практика, но женщины, наверное, воспринимают их как обычные грустные песни о любви и разлуке. В песнях поется о том, почему каждый месяц оказывается самым подходящим как раз для любви и почему именно сейчас надо быть вместе, не расставаться. Месяц чайт: все расцветает в природе, и не надо тратить силы и внимание ни на что, кроме любви. Байсакх — все в природе полнится ароматом цветов, буйством красок, жужжанием опьяневших от меда пчел, и во всем этом слышится страстный призыв к любви. Джетх — земля и небо, и воздух между ними превратились в один большой раскаленный шар, и только дом — прохладное и ласковое убежище. Ашадх — нещадное безжалостное лето. Даже птицы не покидают гнезд, не покидай и ты наш дом. В месяцах саван и бхадон дожди орошают иссохшую землю. Беспрерывно сверкает молния, и даже лианы крепче обнимают молодые деревья. Днем темно как ночью, и дома лучше всего, не оставляй меня теперь, поется в этих песнях. Ашвин и картик: в природе царит сияющая осень, лотосы в цвету, небо прояснилось, ночью светит луна; и нам так хорошо рядом. Адхан — ночи уже прохладные, и в месяце пуш приходит зима. Дни короткие, а ночи длинные, и это время любви. Магх — робкие первые шаги весны, новые надежды в сердце. В месяце пхальгун начинается буйство цветения природы. Не покидай меня в это веселое и радостное время. Эти настроения и призывы женского сердца иллюстрируются в раджпутской живописи чаще всего сюжетами из жизни Рамы и Ситы во время изгнания в лесах, когда они под открытым небом на фоне природы посвящают друг другу все свое время.

Повседневная жизнь людей, жанровые сцены составляют обширный круг тем для раджпутской миниатюры. Это особенно проявилось в период, когда художники стали зарисовывать жизнь при дворах правителей. Своеобразное преломление этой тематики замечается в изображении жизни богов на земле — прежде всего, конечно, в рассказах о жизни Кришны. Изображаются, например, счастливые моменты жизни его приемной матери Яшоды с ним и Баларамой. В жизни богов все, как у людей. Обращает на себя внимание выразительность в передаче настроений персонажей и самого сюжета. Иногда божественные герои в своей земной жизни выглядят как участники жанровой сценки из современной жизни, и это особенно привлекает зрителя.

Традиционная раджпутская тематика со временем не исчезла, она стала основной для школ Мевара, Бунди и Кота, Кишангарха, и особенно горных школ.

Во второй половине XVII в. могольская школа начала клониться к упадку. А раджпутская, напротив, окрепла и развилась при покровительстве князей. Картин стало много. От моголов раджпутские художники научились использовать более изысканные технологии изготовления картин, расширился ассортимент и цветовая гамма красок, появилась более изящная прорисовка деталей, но общий характерный очень легко узнаваемый стиль и традиционная тематика сохранились во всех раджпутских школах. Большое впечатление на зрителя производит то, каким функциональным стало со временем это искусство, главным образом в тех школах, где влияние Могольской школы живописной миниатюры прослеживается особенно сильно. Оно стало использоваться для фиксации событий жизни правителей и целых княжеств — буквально как фотография или видеосъемка в наши дни. Несмотря на то, что многие картины уже утрачены, а другие хранятся в частных собраниях в Индии и за ее пределами и не все опубликованы, все же можно заметить, что часто художники буквально месяц за месяцем следили за деятельностью правителя и жизнью всего его двора: вот правитель посещает праздничное мероприятие, вот он же обедает, вот наслаждается музыкой или танцами, вот он же отправился на прогулку верхом на коне в сопровождении своей свиты, вот они все в экспрессивных позах героически охотятся, и кровь льется рекой. Рассматривая эти картины, легко начать узнавать отдельных персонажей — мастера явно стремились точно передавать особенности облика правителя и его подданных. Известно даже кто из правителей, по единодушному признанию современников, считался самым красивым. Иногда создается впечатление, что картины эти играли ту же роль, что и современные комиксы — только выполненные на несравненно более высоком художественном уровне и с целью запечатлеть для потомков (прежде всего прямых потомков и для истории рода и княжества) все деяния славных предков. Остается пожалеть, что этот столь полюбившийся раджпутам способ «останавливать мгновение» не был им известен ранее — многих героев древности мы бы сейчас знали «в лицо». Вернее, он был известен, но не применялся к живым людям, к современникам.

Изучая раджпутскую миниатюру в ее историко-познавательном аспекте, можно лучше понять особенности их образа мысли и в целом мировоззрения, узнать многое об их жизни. Информативными оказываются даже костюмы героев и весь антураж, включая архитектурные детали, предметы интерьера и даже посуды, особенности пейзажа, образы второстепенных персонажей. Все это неслучайные изображения, реалистичные и узнаваемые, несмотря на всю художественную условность жанра миниатюры. Раджпутская миниатюра служит прекрасным историческим и этнографическим источником и по ней можно судить об образе жизни раджпутов с большой долей достоверности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.