» » » В. Сахаров - У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания


Авторские права

В. Сахаров - У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания

Здесь можно скачать бесплатно "В. Сахаров - У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военное, издательство Военное издательство Министерства обороны СССР, год 1967. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Сахаров - У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания
Рейтинг:
Название:
У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания
Автор:
Издательство:
Военное издательство Министерства обороны СССР
Жанр:
Год:
1967
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания"

Описание и краткое содержание "У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания" читать бесплатно онлайн.



73 дня обороны Одессы и 250 дней обороны Севастополя вошли в летопись Великой Отечественной войны, в историю нашей Родины как бессмертный массовый подвиг советских людей. Оба города защищала вместе с моряками Черноморского флота Отдельная Приморская армия. Авторы книги — участники этих легендарных боев, ветераны–приморцы.

Читатель найдет в сборнике много нового об Одесской и Севастопольской обороне, узнает о героях и подвигах, долго остававшихся неизвестными.






К началу декабря весь личный состав армии получил теплую одежду, и у нас остался даже кое–какой запас. Лучших работников мастерских, обеспечивших срочный пошив обмундирования, Военный совет армии наградил медалями.

К декабрю создались и некоторые продовольственные запасы. Хуже было с боеприпасами и горюче–смазочными материалами: возможности доставки их с Большой земли оставались ограниченными. И самым сложным во всей работе тыла была разгрузка прибывающих кораблей, равно как и эвакуация раненых бойцов, севастопольских женщин и детей, вывоз ценного, но ненужного для обороны оборудования.

По пути с Кавказа в Севастополь корабли подвергались атакам фашистских бомбардировщиков и торпедоносцев, а впоследствии еще и катеров. Многие суда по-. лучали повреждения. В Севастополь они приходили обычно в темное время. Но и это не избавляло их от новых бомбежек во время стоянки. Нередко причалы подвергались артиллерийскому обстрелу.

От нас требовалось за три–четыре часа, в темноте, обеспечить выгрузку нескольких тысяч тонн груза и перевезти его в укрытия, а затем доставить на причал раненых бойцов или эвакуируемых севастопольцев — в некоторых случаях до 3 тысяч человек. И все это — под бомбежкой или обстрелом. Каждый раз нужны были огромные усилия, чтобы драгоценный груз, доставленный героическими моряками, не погиб в последний момент, уже в Севастополе, и чтобы корабль мог до рассвета уйти в обратный рейс.

Когда теперь вспоминаются эти разгрузки под огнем, то порой просто не представляешь, как они удавались нашим работникам и экипажам кораблей.

Памятен мне один из приходов транспорта «Серов». Он вез боеприпасы, а также горючее и продовольствие. Когда мне сообщили, что транспорт на подходе к Севастополю, я, распорядившись об отправке на причал рабочей роты и машин, поспешил и сам встречать корабль.

Уже стемнело, а «Серова» нет и нет. Потом выяснилось, что транспорт, атакованный немецкими самолетами, получил повреждения, из‑за которых не смог при–быть в срок. Дождались мы его только к утру. Пришвартовав судно, команда приступила к устранению повреждений, а мы — к разгрузке. Но едва развернули работу, как налетела группа пикирующих бомбардировщиков.

За первым налетом последовал второй, за ним третий… И так — в течение почти всего дня. Иногда бомбы рвались настолько близко от судна, что на палубу и в открытые трюмы падали осколки. Были и раненые, и убитые. Но ни ремонтные работы, ни разгрузка не прекращались. Прервать их означало бы еще дольше задержать транспорт у стенки, в опасном положении неподвижной мишени.

Одна бомба угодила‑таки прямо в трюм. Транспорт получил пробоину, накренился. Должно быть, вражеские летчики, зафиксировав прямое попадание, решили, что с судном покончено. Так или иначе, они прекратили бомбежку. А пробоину удалось заделать, разгрузка была доведена до конца. И «Серов», хотя и имел значительный крен, ушел под покровом ночи к берегам Кавказа. Потом он еще не раз приходил в Севастополь. Какого мужества и выдержки требовали от моряков такие рейсы!

В мае 1942 года положение с боеприпасами и горючим сделалось особенно напряженным — подвоз их с Кавказа сократился. Кораблям становилось все труднее прорываться к Севастополю. Командование флота использовало для перевозки боеприпасов и горючего подводные лодки, но это не решало проблемы: грузоподъемность лодок невелика.

С продовольствием дело обстояло лучше — у нас еще имелись запасы. Конечно, мы расходовали их экономно, помня, чего стоит доставка любого груза с Большой земли.

И вдруг я узнал: прямо у причала потоплен небольшой транспорт с продовольствием, к разгрузке которого еще не успели приступить. Судно погибло, но, может быть, еще можно спасти то, что оно доставило? Я приказал срочно отобрать в дорожном батальоне человек двадцать, умеющих хорошо плавать, и вместе с ними и начальником продфуражного снабжения товарищем Смещуком отправился к месту гибели транспорта.

Лежал он на глубине около 10 метров. Значит, люки, ведущие в грузовые трюмы, вполне досягаемы для ныряльщика средней руки. Я неплохо плавал и, чтобы раззадорить молодых ребят, нырнул первым.

Потом все по многу раз ныряли в трюмы с тросом, заканчивавшимся железным крюком, и подцепляли им в трюме все, что попадалось под руку. Работа продолжалась три дня. Все продовольствие, доставленное судном, было извлечено из воды, переработано и использовано.

Драматически проходила разгрузка транспорта «Абхазия», в прошлом пассажирского теплохода, когда он в последний раз—10 июня — пришел в Севастополь в сопровождении эсминца.

«Абхазию» мы ждали с величайшим нетерпением: шел третий штурм города, враг наседал, а боеприпасы у наших частей иссякали. Положение было настолько напряженным, что имел значение каждый час. Уже когда «Абхазия» прибыла и встала под разгрузку, которой руководил начальник артснабжения интендант 1 ранга В. Н. Салаутин, мне позвонил командующий армией и потребовал выяснить, почему снаряды с транспорта еще не поступают на огневые позиции батарей. Помню, это было в 5 часов утра.

Чтобы как‑то ускорить дело, я вместе с комиссаром тыла Я Г. Мельниковым и тремя работниками нашего штаба отправился к месту разгрузки на катере. Еще издали мы увидели такую картину: две группы самолетов бомбят «Абхазию» и миноносец, стоявший у берега под маскировочной сетью. Транспорт сильно накренился, около него что‑то горит. Потом миноносец у нас на глазах получил прямое попадание и начал быстро оседать в воду.

Воспользовавшись наступившей наконец паузой в бомбежке, мы приблизились к «Абхазии». На палубе никого не было видно, да там, наверное, и невозможно было находиться. А у борта-—две баржи со снарядами в ящиках, и некоторые ящики горят, угрожая взрывом…

Я попросил полкового комиссара Мельникова пройти на катере по бухте, отыскать какой‑нибудь буксир и любой ценой пригнать его сюда за баржами. А сам вместе с другими нашими товарищами перескочил на баржу, и мы начали тушить горящие ящики. Этим же занялся появившийся около нас начальник артснабжения Салаутин. Он рассказал, что рабочая рота и гражданская команда судна потеряли немало людей от бомбежки и пулеметного обстрела с воздуха и вынуждены были укрыться.

Минут через тридцать Мельников вернулся на портовом буксире, который, несмотря на возобновившуюся бомбежку, повел баржи с боеприпасами в Артиллерийскую бухту. Мельников встал на мостике рядом с капитаном буксира, а я остался на одной из барж, где продолжал с товарищами из штаба заливать еще тлевшие ящики. Снаряды удалось благополучно довезти до места.

«Абхазия» была последним транспортом, который доставил в Севастополь боеприпасы. После этого они доставлялись еще несколько раз лишь на быстроходных боевых кораблях.

Блокированный уже и с моря, отрезанный от источников снабжения, Севастополь не мог долго сдерживать яростный натиск врага.

30 июня рано утром Иван Ефимович Петров сообщил мне по телефону, что немцы прорвали нашу оборону на Сапун–горе и продвигаются к городу. Он сказал также, что переносит свой командный пункт. Мне было приказано оставаться со вторым эшелоном на прежнем месте, но к вечеру быть готовым перейти в другое.

В течение дня мы стягивали в район Карантинной бухты разные тыловые подразделения и уцелевший автотранспорт, готовили к уничтожению документы. Из Карантинной было видно, как бой приближается к городу, как потом идет уже в городе. К вечеру бой, казалось, начал стихать. Мы не получали никаких распоряжений о дальнейших действиях — с новым КП армии связи не было.

В сумерках я, оставив за себя полковника Меграбяна, отправился сам на армейский КП. По пути выяснил, что он — на 35–й береговой батарее у мыса Херсонес.

На батарее мне сразу встретился начальник штаба армии Н. И. Крылов, и от него я услышал, что мы оставляем Севастополь и есть приказ — начать эвакуацию.

— Вы назначены старшим на первый отлетающий самолет, — тут же сообщил мне Николай Иванович. — Вот список лиц, которые летят с вами.

— А наши люди на КП тыла? — спросил я. —Они еще ничего не знают об эвакуации, о месте сосредоточения.

Начальник штаба ответил, что туда уже послан офицер связи, но это меня не успокоило. Я вернул список и сказал, что, не известив своих товарищей о положении дел, лететь не могу.

Вернувшись на КП тыла, я собрал личный состав и, объяснив обстановку, приказал уничтожать документы и запасы продовольствия, а затем следовать в Камышевую бухту. Все это было выполнено.

Уже ночью меня разыскал какой‑то моряк, передавший, что меня и комиссара тыла срочно вызывают на Херсонесский аэродром. Когда мы с полковым комиссаром Я. Г. Мельниковым туда добрались, на аэродроме стоял всего один самолет. Кто‑то сказал, что самолеты, выделенные для штаба армии, уже улетели. Готовился к вылету и этот. Дверца в пассажирскую кабину была уже закрыта.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания"

Книги похожие на "У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Сахаров

В. Сахаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Сахаров - У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания"

Отзывы читателей о книге "У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.