Диодор Сицилийский - Историческая библиотека

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Историческая библиотека"
Описание и краткое содержание "Историческая библиотека" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый Вам труд древнегреческого историка Диодора Сицилийского (ок. 90-30 гг. до н.э.) — один из основных античных исторических трудов, труд энциклопедический, включивший в себя работы предшествующих авторов. Диодор посвятил 30 лет созданию своих исторических сборников (Bibliotheca Historia) и предпринял для этого ряд путешествий. Диодор собрал сведения от многих авторов, известны Гекатей из Милета, Геродот, Дионисий, Эфор, Феопомп, Гиероним из Кардии, Полибий, Посидоний и др. — всего известно 87 имен древнегреческих авторов, на которых он ссылается в своем труде.
«Историческая библиотека» Диодора состоит из 40 книг, разделенных на 3 части:
1 ЧАСТЬ Первые 6 книг обзорные, описывают географию, культуру и историю древних государств: Египта (книга I); Месопотамии, Индии, Скифии (книга II); Северной Африки (книга III); Греции и Европы (книга IV—VI).
2 ЧАСТЬ (книги VII—XVII) Диодор излагает историю мира от Троянской войны до смерти Александра Великого.
3 ЧАСТЬ с эпохи диадохов (книги XVIII—XX) и до галльской войны Юлия Цезаря (сохранились фрагменты до XXXIII кн.), то есть до событий, очевидцем которых был сам Диодор.
Последнее полное собрание сочинений исчезло, когда турки разграбили византийский Константинополь в 1453 г. Многие книги сейчас известны по фрагментам, которые цитировали в своих трудах византийские авторы (Евсевий, Олимпиадор. Иоанн Цец и др.).
Музы - все девять - сменяяся, голосом сладостным пели[37].
А Гесиод даже сообщает их имена:
Девы Клио и Эвтерпа, и Талия, и Мельпомена,
И Эрато с Терпсихорой, Полимния и Урания,
И Каллиопа,- меж всеми она выдается[38].
(3) С каждой из них связывают особый вид имеющих отношение к музыке искусств, как то поэтику, песню, пляску и танец[39], астрологию и прочие искусства. Большинство [мифографов] придерживается мнения, что девами они [стали] потому, что связанные с искусствами добродетели считаются непорочными. (4) Музами же они названы по той причине[40], что посвящают (μυειν), т.е. обучают прекрасному, полезному и непонятному для необразованных. Каждая из Муз получила имя, якобы указывающее на соответствующее искусство: имя Клио происходит от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (κλέος); Эвтерпа - от наслаждения (τέρπειν) слушателей, которые получают блага образования; Талия от процветания (θάλλειν) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях; Мельпомена - от мелодии (μελωδία), радующей слушателей, Терпсихора - от наслаждения (τέρπειν) зрителей являемыми в искусстве благами; Эрато - от умения обученных становиться желанными для страсти и любви (ἐπεράστους), Полигимния - от создания многими восхвалениями (πολλῆς ὑμνήσεως) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия, Урания - от устремленности к небу (οὐρανόν) тех, кто постиг ее искусство и чьи души своей славой и помыслами уносятся к высям небесным (οὐράνιον), Каллиопа - от возглашения прекрасного слова (καλὴν), т.е. такого, которое силой своего красноречия (εὐεπείᾳ) вызывает восторг слушателей. Рассказав об этом достаточно, перейдем теперь к деяниям Геракла.
Примечания
[1] Эфор. свид. 8 Якоби.
[2] За эти свершения… стали почитать наравне с богами… — основной принцип эвгемеризма. Об эвгемеризме см. V, 41—46, VI, пг.1.
[3] В трех предыдущих книгах… Первые три книги «Исторической библиотеки» посвящены мифологии и этнографии стран Востока. Схожий (в самых общих чертах) принцип расположения материала наблюдается у Геродота, где основной части (греко-персидским войнам) предшествует история стран Востока.
[4] Наш рассказ мы начнем с Диониса… Повсеместное почитание Диониса в греческом мире особенно возросло в эллинистическую эпоху, когда происходит и систематизация дионисийской мифологии, претендующей на особо значительное место в общей системе греческой мифологии. Яркий пример тому — «ключевое» место традиции о Дионисе в труде Диодора.
[5] Египтяне говорят, что под именем Диониса у эллинов известен бог, именуемый у них Осирисом. Традиция отождествления Диониса с Осирисом восходит к Геродоту (II, 42, 144, 156), В частности у Геродота один из основных элементов этого тождества — фаллический символ бога. Тождество Осириса-Диониса особенно подчеркивалось в эллинистическую эпоху. На этом тождестве в духе эвгемеризма и греко-египетского синкретизма Диодор подробно останавливается в книге о Египте (I, 11—15).
[6] …индийцы утверждают, будто этот бог родился в их стране… См. Диодор, I, 19; III, 63.
[7] Начало дионисийского цикла с деяний Кадма (ближайшего смертного предка Диониса и основателя Фив — родины бога) неоднократно встречается в эллинистической литературе.
[8] Гармония: См. V, 48.
[9] …в пещеру, находившуюся в Нисе, между Финикией и Нилом: Сказочную страну Нису помещали в самых разных местах греческого (и вообще известного грекам) мира. О Нисе между Финикией и Египтом сообщает в частности Антимах (помещая ее предположительно в Аравии) (Схолии к Аполлонию Родосскому II, 1211; ср. в этой связи отождествление с Дионисом арабского Дусара (Гесихий, Стефан Византийский, s.v. Νύσα). В Аравию Антимах переносит и фракийского Ликурга, что повторяет затем Нонн («Деяния Диониса», XX, 143 — XXI, 169). О Нисе Аравийской (и Египетской) см. также Диодор, I, 15; 19; III, 64—66; о Нисе Индийской — I, 19. Особенно подробно останавливается Диодор на Нисе Ливийской (на крайнем западе Ливии, у Океана) III, 67—72. Там же Диодор дает подробное описание Нисейской пещеры (III, 69). О Нисе ср. также Геродот (II, 146; III, 97 — Эфиопия).
[10] …получил свое имя от Дия (Зевса) и Нисы. Дий — русский вариант имени «Зевс», образованный от его основы Diw-. Эта основа указывает, что греч. Зевс был ипостасью общеиндоевропейского бога неба. Та же индоевропейская основа Diw- присутствует и в славянском «день».
[11] «Гомеровский гимн к Дионису», 8—9, пер. В. Вересаева. Те же стихи приводятся в рассказе Диодора о рождении Осириса (Диодор, 1, 15).
[12] «пиво»: Пиво (ξυθος) имело распространение во всем древнем мире (в Греции — приблизительно после 700 г. до н.э.) В качестве культового напитка пиво известно у египтян, фракийцев и кельтов (см. в частности V, 26). Впрочем, согласно тому же Диодору (IV, 3; 39) изготовляемое из ячменя пиво по логике вещей является «изобретением» богини земледелия Деметры.
[13] Город Элевферы, уже само название которого говорит о его самоуправлении: έλεύθερος «свободный». Элевферы — город в Беотии, неподалеку от границ с Аттикой. Предположительно, именно отсюда культ Диониса и получил распространение в Аттике. Одним из эпитетов Диониса было Элевферей, т.е. Элевферский.
[14] Поход против Индии: Традиция о походе Диониса в Индию сформировалась под влиянием похода Александра Македонского, хотя миф о походе Диониса на Восток существовал (напр., Еврипид, «Вакханки», 13—16). См. Мегасфен (Арриан, «Индия», V, 8—9; Арриан, «Поход Александра», V, 1; 2; Плиний, «Естественная история» VI, 49; 79).
[15] Триумф, сидя верхом на индийском слоне: Триумф (греч. Θρίαμβος; отсюда, через этрусский, лат. triumphus). О триумфе Диониса см. Диодор, III, 65, а также Гесихий, s.v. θρίαμβος и др. В подражание Дионису триумф справлял Александр Македонский (Арриан, «Поход Александра», VI, 28; Плутарх, «Александр», 67), а после него бактрийские цари, Селевкиды, Птолемеи и, наконец, римские полководцы и императоры.
[16] «трехлетние» жертвы. Речь идет о т.н. «триэтеридах» — «трехлетиях» — знаменитых праздниках, которые справляли во многих городах Греции, а также в Дельфах. Триэтериды фактически были «двухгодичными» праздниками и справлялись через год, поскольку первый год (начало похода) совпадал с третьим годом (возвращение из похода). Эти празднества символизировали уход и возвращение (смерть и возрождение) Диониса.
[17] Толпы женщин… славят пришествие Диониса, подражая менадам: ср. Диодор, III, 65.
[18] Самыми знаменитыми из которых были Пенфей и Ликург. Пенфей — царь Фив, сын Агавы, дочери Кадма, оказавший сопротивление культу Диониса в Фивах и покаранный за это Дионисом смертью от рук менад (в том числе своей матери Агавы). Мифу о Пенфее посвящена трагедия Еврипида «Вакханки». Ликург — фракийский царь, оказавший сопротивление культу Диониса во Фракии, и покаранный за это Дионисом (безумием и самоубийством). Изложение мифа о Ликурге у Диодора — III, 65.
[19] Существует обычай вспоминать на пиру имя этого благого бога за чашей неразбавленного вина. Когда же после пира вино подают уже разбавленным водой, принято взывать к Зевсу Спасителю. В Афинах возлияние в честь «благого бога» совершали неразбавленным вином после ужина, когда стол отодвигали, а в честь Зевса Спасителя — перед уходом гостей. (Схолии к Аристофану, «Всадники», 85; «Мир», 300.)
[20] Разбавленное Зевсовым ливнем, т.е. водой, поскольку Зевс был богом грозы и дождя.
[21] Лучший из видов растительной пищи: зерно.
[22] Дионис, которого некоторые называют Сабазием, был сыном Зевса и Персефоны. Сабазий — схожее с Дионисом фригийское божество. Некоторые античные авторы подчеркивают иноземный характер культа Сабазия, другие — его тождество с Дионисом. Диодор, придерживающийся взгляда о существовании нескольких Дионисов, отождествляет с одним из них Сабазия. Ср. Страбон, X, 3, 15: «Сабазий также принадлежит к числу фригийских божеств, и некоторым образом он — дитя Матери богов, так как тоже передал таинства Диониса».
[23] Вооружены копьями, имевшими вид тирсов: См. Диодор, III, 65. Тирс — атрибут Диониса, посох из тростника или дерева, увитый плющем или виноградной лозой (и увенчанный сосновой шишкой). Впервые слово засвидетельствовано в «Дионис-Александре» Кратина (430 г. до н.э.), затем неоднократно встречается в «Вакханках» Еврипида (407 г. до н.э.) и у Калликсена в описании шествия Птолемея Филадельфа (Афиней, V, р. 196 с. 198 с1) и входит в широкое употребление в эпоху империи.
[24] Двухматеринский: Ср. другое объяснение этого прозвища (Диодор, III, 62): «Древние называют Диониса двухматеринским, считая, что одно, первое, его рождение происходит, когда посаженное в землю растение прорастает, а второе — когда оно расцветает и дает гроздья, так что одно рождение бога считается из земли, а второе — из виноградной лозы».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Историческая библиотека"
Книги похожие на "Историческая библиотека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Диодор Сицилийский - Историческая библиотека"
Отзывы читателей о книге "Историческая библиотека", комментарии и мнения людей о произведении.