» » » » Василий Васильевский - Печенеги


Авторские права

Василий Васильевский - Печенеги

Здесь можно скачать бесплатно "Василий Васильевский - Печенеги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Василий Васильевский - Печенеги
Рейтинг:
Название:
Печенеги
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-91678-089-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Печенеги"

Описание и краткое содержание "Печенеги" читать бесплатно онлайн.



В конце IX века в восточноевропейские степи из-за Волги нагрянул кочевой народ, доселе в тех краях неизвестный. Кочевники дошли до Крыма, оттеснили за Дунай венгров и по-хозяйски распространились на огромной территории между Русью на севере и Византией на юге. Около двух веков наводили они страх на придунайские народы, разоряли русские города и заставляли трепетать византийцев. Но 29 апреля 1091 года весь этот народ, как написала византийская принцесса Анна Комнина, «превышавший всякое число, с женами и детьми погиб в один день». Сведения об этих кочевниках сохранились в византийских, арабских и западноевропейских источниках, где они носят разные имена; русские называли их печенегами. Об истории печенегов, их появлении на мировой арене и страшной гибели рассказывает эта книга. В нее включены работа академика В.Г.Васильевского «Византия и печенеги» и главы из книги П. В. Голубовского «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар».






Примечания

1

Самуил (ум. 1014) — царь Болгарии с 980 г. из династии Комитопулов. На протяжении всего своего правления вел войны с Византией.

2

Ани — столица армянского Анийского царства, существовавшего в 885-1045 гг.

3

Васпуракан — одна из областей Великой Армении, где в 908 г. возникло Васпураканское царство. Не в состоянии противостоять нашествию тюркских племен, царь Сенекерим Арцруни в 1021 г. согласился присоединить свое царство к Византии, после чего оно прекратило самостоятельное существование.

4

Никифор II Фока (ок. 912-969) — военачальник, затем с 963 г. византийский император.

5

Иоанн I Цимисхий (ок. 925-976) — византийский император с 976 г.

6

Речь идет о победе византийцев над восставшими лангобарда ми в 1018 г. в сражении на реке Офанто, вблизи места так называемой «битвы при Каннах» (город в итальянской провинции Апулия), в которой Ганнибал разгромил римлян в 216 г. до н. э.

7

Имеется в виду ломбардский рыцарь Ардуин, бывший переводчиком в сношениях византийцев с франками. Он возглавил восстание против Византии в Мельфи, а затем заключил договор с норманнами, на основании которого норманнам причиталась половина завоеваний в Южной Италии.

8

Катапан (катепан) — наместник в округе (катапанате) Византийской империи, обладающий на территории округа всей полнотой военной и гражданской власти. Иногда катапанов называли дуками.

9

Роберт Отвиль (Готвиль) по прозвищу Гвискар (1016—1085) — первый герцог Апулии с 1059 г. из дома Отвилей. Окончательно изгнал из Италии византийцев (1071), захватил княжество Салерно (1077) и тем самым завершил завоевание норманна ми Южной Италии.

10

Константин IX Мономах (по другому счету X или XI; ок. 1000-1055) — византийский император с 1042 г.

11

Константин VII Багрянородный (Порфирородный, Порфирогенет; 905-959) — византийский император, номинально правил с 913 г., фактически — с 945 г.; автор ряда сочинений.

12

Общее название средневековых тюркских племен. Ныне обычно употребляется термин «огузы».

13

Феофилакт Болгарский мог иметь в виду одного из двух персонажей греческой мифологии: 1) Гигеса — одного из сторуких великанов-гекатонхейров, 2) Гигеса — пастуха на службе у лидийского царя, который, завладев волшебным кольцом, делавшим его невидимым, соблазнил царицу и убил царя, а затем завладел престолом Лидии.

14

Евстафий Солунский (ок. 1110-1198) — архиепископ Фессалоникийский, церковный писатель, автор знаменитого комментария к Гомеру.

15

Из речи Евстафия к Исааку Ангелу. Евстафий, кажется, имел под рукою речь Феофилакта: некоторые выражения Феофилакта повторяются буквально в дальнейшем описании кума- нов. — Прим. авт.

16

Имеется в виду историк и писатель Никита Хониат (Акоминат) (сер. XII в. — 1213) — автор «Хроники», в которой записана история Византии и соседних народов с 1118 по 1206 г.

17

Benisch, Travels of Rabbi Petachia of Ratisbon. London 1856. — Прим. авт. См.: П. Марголин. Три еврейских путешественника XI и XII вв.: Эльдад Данит, Р. Вениамин Тудельский и Р. Петахий Регенсбургский. Санкт-Петербург, 1881.

18

Куманский словарь обнародован был Клапротом [Юлиус Генрих Клапрот (1783—1835) — немецкий востоковед, путешественник], который следующим образом объяснял его происхождение:

«Куманы, или половцы, занимали в X веке страны на севере Черного моря и Меотийского озера, и простирались от Волги до устья Дуная. Едризи [Аль-Идриси (Эдризи, Едризи) (1100-1161 или 1165) — арабский географ и путешественник] и другие географы арабские называют их землю Ал-Камания. Куманы принадлежали к той же турецкой расе, как узы и печенеги, потому что, по свидетельству Анны Комнины, они говорили одним языком с последними, и этот язык был турецким наречием, как мы узнаем от Рюисбрека (Рубрука), посетившего их страну в 1253 году. Рюисбрек выражается таким образом в восьмой главе: “У уйгуров находим мы происхождение и источник языка турецкого и куманского”.

Куманы и печенеги составляли народ, называемый кипчаки или капчаки. Рюисбрек говорит, что первые давали себе имя Capchat; в другом месте он называет их Coman-Capchat… После поражения кипчаков монголами (в 1237 году) часть куманов переселилась в Венгрию, а другая осталась в старом отечестве, между Доном и Волгой, и нечувствительно смешалась с ногаями, которые, подобно им, были турецкого происхождения….

В эпоху монгольского владычества миссионеры, посылаемые в Татарию для обращения народов этой обширной страны, совершали свой путь обыкновенно через прежнюю Куманскую землю — на севере Черного моря. Турецкий диалект, которым говорили куманы, давал им возможность быть понятными во всей Средней Азии до гор Алтайских, где начинались жилища монгольских колен. Итак, кажется, что эти монахи знакомились с куманским наречием прежде, чем пуститься в длинное и тяжелое путешествие.

Генуэзцы, утвердившиеся в Крыму, также находились в прямых сношениях с куманами; они имели поэтому особый интерес изучать то наречие, знание которого облегчало торговое знакомство с самыми отдаленными странами Азии. Нужно, следовательно, предполагать, что значительное число европейцев, и в особенности итальянцев, занимались в XIII и XIV веках изучением куманского языка…

Пробегая, несколько лет тому назад, биографию Петрарки, написанную Томазини и озаглавленную «Petrarka redivivus» (напечатана в Падуе, в 1650 году), я нашел в ней указание, что в числе манускриптов, завещанных этим знаменитым поэтом Венецианской республике, находился “Alphabetum persicum comanicum et latinum”, написанный в 1303 году».

Когда Клапрот получил из Венецианской библиотеки копию этой рукописи, то оказалось, что она заключает в себе целый словарь в 2500 слов. Словарь написан тремя колоннами: первая заключает латинское слово, вторая — персидское и третья — куманское. На первых 58 страницах идут существительные и прилагательные в порядке латинского алфавита, последние отчасти со своим склонением. Дальнейшие страницы, до конца, содержат слова, расположенные по семействам, по порядку материй. Нужно предполагать, что словарь составлен не монахом, а купцом, потому что здесь с особенным вниманием собраны названия различных тканей и товаров, которые отправлялись в Татарию в эпоху господства генуэзцев на Черном море. — Прим. авт.

19

Георгий Кедрин — византийский историк конца XI или начала XII в., автор компилятивного «Обозрения истории».

20

Георгий Кедрин.

21

Тогрул-бек (ок. 990-1063) — основатель султаната Сельджукидов, султан с 1038 г.

22

Это слово встречается у Льва Дьякона [(до 950 — ок. 1000) — византийский писатель и историк]: Святослав, в армии которого было много печенегов, собирает комент. Св. Бруно в своем письме также говорит о печенежском коменте. — Прим. авт.

23

Кедрин говорит о стычке при Топлице прежде случая под Хариуполем и вообще расставляет события несколько иначе, чем Атталиота [Михаил Атталиат — византитйский историк и правовед XI в.]. Мы следуем более последнему, так как это самостоятельный писатель, а Кедрин — компилятор не всегда искусный. — Прим. авт.

24

Синкелл — взантийский титул, чаще всего жаловался высшим духовным лицам столицы и провинций.

25

Иоанн Скилица (XI — нач. XII в.) — сановник Алексея Комнина, хронист, автор труда «Обозрение истории», послужившего основой для хроники Георгий Кедрина.

26

Исаак I Комнин (ок. 1005-1061) — византийский император с 1057 г.

27

Никифор III Вотаниат (ок. 1002-1081) был императором в 1078-1081 гг.

28

Речь идет о мифическом путешествии, которое совершил греческий бог виноградарства и виноделия Дионис (Бахус) после того, как богиня Гера наслала на него безумие.

29

Михаил Атталиат (см. прим. 21).

30

Никто другой, кроме русского князя, не может разуметься под князем мирмидонов уже потому, что он живет за Дунаем. Мадьяры у Атталиоты называются сарматами, а имя русских он ни однажды не употребляет, говоря о русской земле и русских князьях. Сверх того (указание, сделанное нам А. А. Куником [(1814-1899) — русский историк]), к объяснению, почему Атталиота русских называет мирмидонами, быть может, служит то место у Льва Диакона, где он говорит о сходстве погребальных обрядов у воинов Святослава и у древних гре ков. Эти обычаи ведут свое начало от спутников Ахиллеса. Ахиллес был скиф родом из Мирмикиона, города на Меотийском озере (между Керчью и Еникале по П. С. Палласу [(1741 — 1811) — немецкий и русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник]): светлые волосы, голубые глаза и другие признаки служат доказательством, что Ахиллес был скиф и даже тавроскиф, то есть русский. — Прим. авт.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Печенеги"

Книги похожие на "Печенеги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Васильевский

Василий Васильевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Васильевский - Печенеги"

Отзывы читателей о книге "Печенеги", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.