Тур Хейердал - В погоне за Одином

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "В погоне за Одином"
Описание и краткое содержание "В погоне за Одином" читать бесплатно онлайн.
Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал на этот раз приглашает читателей отправиться в глубины истории, в эпоху Великого переселения народов. И это далекое и такое еще не изученное время на страницах книги оживает во всей своей многогранности.
…Не покорившийся Риму царь Понта Митридат покончил с собой, и это стало огромным потрясением для всего Древнего мира. Не желая становиться римскими подданными, многие свободолюбивые племена устремились кто на Север, кто в степи, кто в Индию и Китай. В Древнем мире не было границ, не сформировались еще нации, но у каждого народа — свои традиции, свои боги… Развиваются ремесла, земледелие, расцветает торговля. Читатель узнает, как возник путь «из варяг в греки», почему в Китае жили светловолосые, голубоглазые люди, что такое «раковинные деньги» с Мальдивов, почему многие сказания кавказских народов так похожи на скандинавские саги, кто такие асы, где проходил Великий шелковый путь.
Рассказ обо всем этом построен в виде беседы Тура Хейердала и его друга — историка и археолога Пера Лиллиестрёма. Внимательно изучив королевские саги скандинавского скальда Снорри Стурлусона, они как бы услышали его подсказку, что его мифы и саги — это прообраз реальности. И поверив Снорри, они не ошиблись. Мифический материал, переплетаясь с реальными историческими фактами, увлекает и волнует.
Тур. И тут следует очень важный вывод для нас, участвовавших в раскопках в Азове и слышавших, как местные археологи поочередно упоминали названия «аорс» и «ас», говоря о сарматском коренном населении, что вызывало недоумение у нас, скандинавов, изначально считавших аорсов и асов совершенно различными племенами. По Гаглойти: «Название племени „язиг“ — это всего лишь латинский вариант этнического названия „ас“ („яс“). Появление названия аланасов в названиях сарматских племен доказывает, что этнический элемент „алан-ас“ существовал в степях Северного Причерноморья и прилегающего Кавказа задолго до того, как появился термин „алан“. Ни один из античных летописцев не связывает название алан с каким-то миграционным процессом. Мы видим, что они только подчеркивают генетическое родство алан с массагетами, скифами и сарматами, т. е. с родственным кругом североиранских племен. Это заслуживает особого внимания при сопоставлении с миграционными процессами сираков и аорсов на Северный Кавказ, упоминаемыми Страбоном, а также с более поздними сведениями о подобных миграциях гуннов и других кочевых племен из центральноазиатских степей в Восточную Европу».
Пер. Да, теперь система племен Приазовья приобретает более четкую и ясную форму.
Тур. Иными словами, асы были народом, известным под разными именами. Гаглойти считает, что «яз», «язус» и «язон» — примеры названий, которые Элий Геродиан дал одному и тому же племени асов. Геродиан был известным лингвистом, современником Птолемея Александрийского и жил во II в. н. э. Он также показывает, что название народа асов присутствует в таких названиях, как «асиак» и «азиат», согласно Меле и Солину: «асиак» — это форма множественного числа от «ас» на иранском языке, а «азиат» — форма множественного числа от «ас» на языке осетин.
Пер. Это очень напоминает Снорри, хотя Мела жил в I в., а Солин — в III в. н. э.
Тур. Согласно Ю. С. Гаглойти: «Соотношение между Аланией и Азией в таком случае — это соотношение части и целого…»
Пер. Это новый триумф Снорри Стурлусона, который жил 800 лет назад в Исландии и пытался рассказать нам о связи между названием народа асов и Азией. А нам последние двести лет в Скандинавии внушали, что Снорри сидел в Исландии и сочинял сказки…
Тур. Прежде чем мы с тобой или кто-нибудь в Скандинавии поняли, что Снорри знал, о чем писал, осетинские ученые это доказали. Все дело лишь в том, что осетинские специалисты не были знакомы с подробностями исландских саг Снорри.
Пер. Таким образом, потомкам асов из Танаиса, живущим на их собственной родине, удалось наконец снять маску со своих далеких предков, о которых писал Снорри. Асы, которыми правил Один, были обычными людьми, как и все остальные, которых завоевали или вытеснили римляне, когда пришли на Кавказ. И именно это пишет о них Снорри в своих королевских сагах.
Кто такой Тор — бог-громовержец или правитель тюрков?
Тур. Мало кто обратил внимание на то, что хотя Тор и Один были главными божествами викингов, но только Один жил среди асов и ванов как обычный человек в районе Танаиса, когда пришли римляне. Только Один заключил мир с ванами путем обмена заложниками и взял с собой хёвдинга ванов Ньёрда и его семью, отправившись через страну саксов и страну данов на Север. А где же был Тор, когда пришли римляне?
Пер. Он, наверное, сидел со своими козлами среди туч и метал гром и молнии, а до римлян ему не было дела.
Тур. А ведь никто из историков религии не заинтересовался, почему всемогущий бог викингов Тор, который побеждал драконов и мог выпить до дна море, оставил в беде своего собрата Одина, когда тот решил бежать из своего земного царства от превосходящих сил врагов?
Пер. Наверное, именно этому небесному богу Тору поклонялись предводитель асов Один и его жрецы как в Асгарде, так и в Швеции до конца своих дней?..
Тур. Если только это не был тот самый мистический Хрофт, на которого Один ссылается в «Речах Высокого».
Пер. Единственный Тор, кого упоминает в королевских сагах Снорри, — это один из жрецов, и его наверняка назвали в честь этого бога, который появляется в «Эдде» в фантазиях конунга Гюльви.
Тур. Да кому они еще могли приносить жертвы, если Один все еще был жив? Здесь нам трудно ответить… Пришел ли культ Тора в Скандинавию вместе с Одином, который пытался пометить себя копьем, чтобы возвыситься до ранга богов после своей смерти? Может быть, культ Тора — бога грома и войны принесли в Северную Европу более ранние переселенцы, которые следовали тем же путем — по рекам зимой и летом и ставшие частью коренного населения Скандинавии? Трудно сказать. А ты как думаешь?
Пер. Понятия не имею.
Тур. И я не знаю, но мне хотелось бы найти хоть малейшую зацепку, чтобы дать историкам религии пищу для размышлений. Я уверен, что Снорри в своем повествовании о хёвдинге асов, который пришел на Север незадолго до Рождества Христова и стал вместе со своими жрецами предметом божественного почитания, пользовался источниками с Кавказа. А может быть, и Тор когда-то тоже жил как человек, а затем благодаря легендам и мифам, благодаря жрецам и, возможно, благодаря смене имени занял небесный престол какого-нибудь божества — бога солнца, луны или грома?..
Пер. Похоже, что христианин Снорри был недалек от этой мысли в своей «Эдде».
Тур. Вот именно! В королевских сагах он строго придерживается генеалогии, не имеющей ничего общего с богами. Он даже не упоминает имени отца Одина, но это делают англичане в «Англосаксонских хрониках», откуда мы узнаём о четырех поколениях предков Одина, и в различных вариациях они оказываются идентичными с именами, которые называет Снорри в своей «Эдде». В Прологе «Эдды» Снорри говорит то же самое, что и англичане, а именно, что Один был королевского рода. А для каждого королевского рода или правящего рода хёвдингов считалось очень важным связать возникновение своего рода с наиболее известными бессмертными правителями в мировой истории. То же самое делает и Снорри с родом Одина в «Эдде», причем неважно, откуда он берет свой список имен. Мы уже об этом говорили раньше, поэтому краткого обзора будет достаточно.
Снорри (из «Эдды»): «Вблизи середины Земли был построен град, снискавший величавую славу. Он назывался тогда Троя, а теперь страна турков… Одного конунга в Трое звали Мунон или Меннон. Он был женат на дочери верховного конунга Приама, ее звали Троан. У них был сын, по имени Трор, мы зовем его Тором. Он воспитывался во Фракии у герцога, по имени Лорикус. Когда ему минуло десять зим, он стал носить оружие своего отца… Двенадцати зим от роду он был уже в полной силе. В то время он поднимал с земли разом десять медвежьих шкур, и он убил Лорикуса герцога, своего воспитателя, и жену его Лору, или Глору, и завладел их государством Фракией. Мы зовем его государство Трудхейм. Потом он много странствовал, объездил полсвета… В северной части света он повстречал прорицательницу, по имени Сибилла (а мы зовем ее Сив), и женился на ней. Никто не ведает, откуда Сив родом… Сына их звали Лориди, он походил на своего отца. У него был сын Эйнриди…»[333]
Тур. И тут Снорри перечисляет 18 имен от Тора до Фриалава, которого в Скандинавии называли Фридлейвом.
Снорри: «А у того был сын Воден, а мы зовем его Один…»[334]
Пер. Фракия, где, по Снорри, вырос Тор, в то время находилась на западной стороне Дарданелл, примерно там, где сейчас находится Болгария. Таким образом, по Снорри, получается, что Тор фактически вырос в Европе, в то время как Один почти 18 поколений спустя родился на азиатской стороне реки Дон.
Тур. Однажды русский антрополог Александр Давыдов положил передо мной в библиотеке Азова книгу под редакцией A. B. Виноградовой «Этнография и археология Средней Азии», изданную в Москве в 1979 г. Он раскрыл ее на главе A. C. Толстовой «Предания подгруппы массагетов-алани в традициях тюркоязычных народов Хорезма»[335]. Прежде чем взяться за эту книгу, я подумал, не теряет ли всякий смысл погоня за Одином: слишком далеко и слишком много новых имен. Однако Александр Давыдов сказал: «Ты знаешь, что массагеты и аланы — или близкие родственники, или просто различные названия племени асов, а Хорезм — известный археологический район к востоку от Каспийского моря, где живут народы, пришедшие из Турана. В книге ты найдешь предания о Торе. По-русски мы его пишем через „у“, точно так же, как и твое имя, но произносим его точно так же, как и вы в Скандинавии». И я стал читать эту книгу. Вот что пишет Толстова: «Среди каракалпакских и узбекских племен в Хорезме широко распространены генеалогические легенды о разделении Земли между тремя сыновьями Перидона (или Феридона). К тому сыну Перидона, которого звали Тур, относится народ, живущий в районе к северу от реки Амударьи. Эту территорию в древние времена населяли кочевники, говорящие на восточноиранских языках, — саки и массагеты, с которыми было связано имя Туран, или Тур, в древние времена». А в одной из сносок она ссылается на В. И. Абаева, который писал: «Сегодня мы не сомневаемся, к какой этнической семье и к какому географическому региону принадлежал народ Тура. Это были иранские племена, мигрировавшие на север из района Хорезма — Согдианы[336], Маргианы[337] и Бактрии[338]. Короче говоря, это были скифские племена (саки и массагеты)…»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "В погоне за Одином"
Книги похожие на "В погоне за Одином" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тур Хейердал - В погоне за Одином"
Отзывы читателей о книге "В погоне за Одином", комментарии и мнения людей о произведении.