» » » » Велвл Чернин - Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность


Авторские права

Велвл Чернин - Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность

Здесь можно купить и скачать "Велвл Чернин - Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Гешарим, Мосты культуры, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Велвл Чернин - Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность
Рейтинг:
Название:
Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-93273-31
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность"

Описание и краткое содержание "Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о современном израильском поселенчестве, о его истории и современном состоянии. Особое внимание автор, израильский исследователь доктор Велвл Чернин, родившийся в Москве и окончивший кафедру этнографии истфака МГУ, уделил роли русскоязычных евреев в израильском поселенческом движении.






Гордиться предками имеют право те,

Стыдиться за кого их предки бы не стали [29] .

Малочисленные поселенцы движения БИЛУ воспринимались в качестве тех, кто действует от имени миллионов евреев, остающихся в диаспоре, но целиком поддерживающих их. В стихотворении «Сеятелям», сопровожденном подзаголовком «Посвящается колонистам Св. Земли», Фруг, в частности, писал:

Я не был меж вами в то время, когда

От родных берегов, где кипела вражда,

Уносило вас бурное море, —

Но меж вами и мною незримой струной

В те мгновенья звучало молитвой одной

Наше общее жгучее горе.

Я не был меж вами в то время, когда

Средь тяжелых невзгод, для борьбы и труда

Вы вступали на берег угрюмый, —

Но незримой струной между вами и мной

Протянувшись, звучали надеждой одной

Наши общие светлые думы [30] .

Эти строки Фруга отражали общее настроение российской еврейской интеллигенции рубежа XIX – ХХ вв. по отношению к новому поселенчеству в Эрец Исраэль. В 1894 г. начинающий поэт Хаим Нахман Бялик, впоследствии ставший национальным поэтом Израиля, писал, сравнивая поселенцев БИЛУ с теми, кто в V в. до н. э. во главе с князем Зерубавелем бен Шалтиэлем из дома Давида первыми вернулся из Вавилонского изгнания, чтобы восстановить Иудею:

Привет вам, родимые, где бы вы ни были,

Вам, сохранившим к отчизне любовь!

Народ возрождайте, спасайте от гибели,

Стяг наш упавший воздвигните вновь!..

Нам дороги в нашей борьбе возродительной

Слезы и пот ваш на ниве родной, —

Упали их капли росою живительной

В душу, убитую рабством и тьмой.

Пусть вами лишь первые камни положены, —

Верьте, он был не напрасен, ваш труд, —

По славной дороге, впервые проложенной,

Дальше отважно другие пойдут.

Под гнетом вражды и презрения злобного

Вера горит путеводным огнем, —

Со дней Зерубавела дела подобного

Мы не ковали в скитаньи своем!.. [31]

Столкновение поселенцев из Восточной Европы с мрачной реальностью османской провинции, которой была тогда Эрец Исраэль, было тяжелым. От распада новые поселения были спасены благодаря помощи барона Биньямина Эдмонда де Ротшильда, создавшего для управления сельскохозяйственными поселениями в Эрец Исраэль большой административный аппарат. Новые репатрианты из Восточной Европы, объединенные идеологией национального возрождения и модернизации, сформировали так называемый «новый ишув», модернизированную еврейскую общину страны, противопоставленную традиционному «старому ишуву».

Внутри Яффы возникли два новых еврейских квартала: Неве-Цедек и Неве-Шалом. В Яффе в 1891 г. был создан объединительный общинный совет, включавший как сефардов, так и ашкеназов. Тогда же был основан первый еврейский квартал в Хайфе. В 1897 г. Теодором (Биньямином Зеевом) Герцлем было основано сионистское движение, поставившее своей задачей массированное заселение Эрец Исраэль еврейскими репатриантами из диаспоры и восстановление еврейской государственности. На протяжении ХХ в. именно это идеологическое движение определяло основные направления развития еврейской истории в Эрец Исраэль [32] .

Поля и дома новых еврейских сельскохозяйственных поселений подвергались частым нападением арабских грабителей. Для защиты от них в 1907 г. репатриантами из России (часть из которых была в прошлом боевиками российской партии эсеров) была создана организация «Бар-Гиора», взявшая на себя охрану некоторых поселений Галилеи. С прибытием новых групп репатриантов из России в 1909 г., часть из которых принимала участие в еврейской самообороне во время погромов, на базе «Бар-Гиоры» была создана организация «ѓа-Шомер» («Страж»), распространившая свою активность из Галилеи на поселения Прибрежной равнины. «Ѓа-Шомер» занимался и созданием новых поселений. В частности, этой оргранизацией были основаны галилейские поселения Тель-Адашим, Тель-Хай и Кфар-Гилади [33] .

Прибытие новых репатриантов (прежде всего из России) способствовало и основанию первого поселения городского типа. В 1909 г. внутри древнего города Яффа был основан квартал Ахузат-Баит, который быстро развивался и превратился в чисто еврейский город Тель-Авив. Однако усиление влияния социалистически ориентированных новых репатриантов привело к напряженности внутри самого еврейского населения Эрец Исраэль. Между представителями нового и старого ишува возникли трения, вызванные нежеланием новых поселенцев следовать традиционному образу жизни и подчиняться ришон ле-циону.

Прогрессивное развитие Эрец Исраэль было прервано Первой мировой войной, вспыхнувшей в правление последнего хахам-баши Хаима Моше Элисара. Страна была втянута в непосредственные военные действия во время битвы за Суэцкий канал, за которой последовало вторжение британских войск, оккупировавших сначала южную (1917 г.), а затем северную часть страны (1918 г.). Во время войны население страны страдало от недостатка продовольствия, от высоких налогов и конфискаций. Наряду с массовой мобилизацией турецкие власти широко практиковали принудительную трудовую повинность на прокладке дорог, рубке леса и т. п. Развал экономики, инфляция турецкой валюты вызвали к концу 1917 г. острую нехватку продовольствия. Тысячи жителей Иерусалима и Цфата погибли от голода. Положение нового ишува было несколько лучшим: его экономическими проблемами занимался специальный комитет, представлявший все его секторы и организации.

Экономические бедствия сопровождались политическими потрясениями. С начала военных действий власти конфисковали оружие жителей Тель-Авива. В декабре 1914 г. 700 евреев – иностранных подданных были задержаны в Яффе и депортированы в Египет. Этот акт вызвал массовую эмиграцию евреев – иностранных подданных (большая часть новых репатриантов были поданными враждебных Турции стран Антанты, прежде всего России), продолжавшуюся весь 1915 г. Основная масса евреев, вынужденных покинуть Эрец Исраэль, сосредоточились в лагерях беженцев в Египте; около 500 человек вступили в сражавшийся на Галлиполийском фронте «Отряд погонщиков мулов» в составе британской армии. В свете сказанного выше естественно, что уже весной 1915 г. турецкие власти заняли враждебную позицию по отношению к сионизму. Несколько активных сионистских деятелей (в том числе будущий премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион и будущий президент Израиля Ицхак Бен-Цви) были высланы из страны.

В связи с приближением линии фронта к Эрец Исраэль весной 1917 г. была организована эвакуация гражданского населения. Практически все еврейские жители Яффы и Тель-Авива были депортированы; они нашли убежище в сельскохозяйственных поселениях Галилеи и Самарии. Несмотря на помощь, которую ишув оказывал беженцам, сотни их погибли от голода, холода и болезней. После раскрытия турецкими властями в сентябре 1917 г. подпольной еврейской организации НИЛИ, занимавшейся разведывательной деятельностью в пользу Великобритании, были проведены массовые обыски и аресты.

К концу октября 1917 г. англичане начали наступление и овладели Беэр-Шевой, а затем Газой и Яффой. Еврейский легион, действовавший в составе британской армии, принял участие в боях в Заиорданье и Иорданской долине. 11 декабря 1917 г. генерал Алленби вступил в Иерусалим. Жители севера страны оставались под турецкой властью до сентября 1918 г., после чего вся Эрец Исраэль была оккупирована британской армией.

Еврейское население Эрец Исраэль в период правления ришон ле-ционов было разноязычным. До конца XVIII в. его основными языками были ладино и арабский. Затем в связи с волнами репатриации из Восточной Европы резко усиливаются позиции разговорного языка ашкеназских евреев – идиша. На протяжении XIX в. складываются общины репатриантов, использовавшие собственные языки: еврейско-персидский, еврейско-бухарский, грузинский, новоарамейский (курдистанские евреи) и др. Во второй половине XIX в. в связи с просветительской деятельностью французской еврейской организации «Всемирный израиэлитский альянс» в Эрец Исраэль распространяется французский язык. На рубеже XIX–XX вв. некоторое распространение получает и русский язык. Разноязычие еврейского населения страны способствует попыткам возрождения иврита в качестве разговорного языка, обслуживающего все этнолингвистические группы еврейского населения и служащего символом национального возрождения. К концу рассматриваемого периода в Эрец Исраэль уже сложилась еще сравнительно небольшая группа населения, для которой иврит стал основным разговорным языком.

В начале периода правления ришон ле-ционов одна за другой исчезают древние сельские еврейские общины Галилеи и Самарии («общины не знавших Изгнания»). К концу его сохраняется лишь община галилейской деревни Пкиин. Однако во второй половине XIX в. – начале ХХ в. одно за другим возникают новые еврейские сельские поселения – Моца, Петах-Тиква, Ришон ле-Цион, Рош-Пина. Метула, Реховот и др. Еврейская поселенческая активность концентрировалась в этот период в первую очередь в Верхней Галилее, на Прибрежной равнине и в Башане (на юге нынешней Сирии). Резко возрастает еврейское население городов страны. К концу рассматриваемого периода евреи составляли абсолютное большинство жителей Иерусалима и Тверии. Чисто еврейским был новый город Тель-Авив, основанный к северу от древней Яффы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность"

Книги похожие на "Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Велвл Чернин

Велвл Чернин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Велвл Чернин - Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность"

Отзывы читателей о книге "Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.