Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Описание и краткое содержание "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать бесплатно онлайн.
Мы, беларусы, восстановили свою древнюю государственность и уверенно движемся в будущее. Мысль о том, что наше государство не может быть по-настоящему суверенным, если пользуется чужими историческими концепциями, становится популярной в обществе. В этой книге события отечественной истории показаны с национальной точки зрения.
Главное достоинство книги в том, что автор смог рассказать обо всех важнейших событиях, происходивших на территории расселения беларуского этноса за 12 столетий. Его рассказ начинается с возникновения древних племен, а завершается провозглашением независимости Беларуси. При этом автор опровергает многие мифы и заблуждения, распространенные как в массовом сознании, так и в современной историографии.
Структура книги удобна для использования ее в качестве схемы при самостоятельном изучении беларуской истории. Указаны 100 названий книг, рекомендуемых тля этого. Книга написана простым понятным языком и, несмотря на обилие фактических сведений, легко читается.
Впрочем, в сложившемся положении вещей виновата не только Россия, не только наш денационализированный чиновничий аппарат, но и Европа.
Европе нужна Беларусь как стабильное безопасное пространство с хорошими дорогами, по которым осуществляется транзит товаров из России и в Россию. И это Беларусь гарантирует Европе. Вопросы же русификации, уничтожения традиционной национальной культуры не вызывают в Европе никаких эмоций. Среднему немцу, чеху, ирландцу или голландцу, который старается свободно говорить по-английски вместо родного языка, русскоязычная Беларусь кажется совершенно нормальным явлением. В мире, движущемся по пути глобализации, утрата культурной идентичности не воспринимается как нечто ужасное.
Кроме того, чиновники Евросоюза категорически не желают вводить безвизовый режим для граждан Беларуси. А ввели бы — и сотни тысяч наших «гастарбайтеров» вместо России поехали бы в европейские страны. Вот тогда и вектор массового сознания всего за 5-10 лет изменился бы на 180 градусов.
Что я вижу хорошего? То, что времена торжества «твердой души прохвостов» мало-помалу уходят в прошлое. Как ни противятся этому процессу власть и большинство народа (да, и народа тоже!), но все наше общество медленно ползет к нормальному устройству.
Это значит: к конкуренции не только товаров, но также идей; не только дипломов, но и реальных знаний; к торжеству не кумовства и землячества, но индивидуальных способностей. Никакой альтернативы этому процессу нет.
А что касается темпов. Нам всего лишь 22 года, мы еще только вступаем «во взрослую жизнь». Пусть недовольные пересмотрят фотографии из семейных альбомов, возьмут в библиотеках подшивки газет и журналов 25-30 летней давности, хорошо пороются в своей памяти. Тогда и они увидят, как далеко ушли мы все за эти 22 года!
Для успеха в развитии общества в нем, по теории Тойнби, должно существовать единство между элитой (творческим меньшинством) и массой, разделенной на страты (слои, группы). Оно, в свою очередь, выражается в наличии силы, закона и веры.
Сила и закон у нас имеют место быть. Вот с верой дело обстоит значительно хуже. Элиту и массу «синеокой» республики объединяет жажда безудержного потребления. Это не вера, а новый вариант пути в тупик! Мы все уже налетели на бетонную стену, стоявшую в конце туннеля под названием «путь к коммунизму». Пора бы уже всем понять, что в туннеле «безудержное потребление материальных благ» нас ждет точно такая же стена.
2. Болезни национального движения
Коснусь теперь вопроса о национальном движении и «адраджэнцах». Да, был создан Беларуский народный фронт (БНФ). Да, за ним пошло — поначалу — немало людей. Да, БНФ долго проводил всевозможные массовые акции, среди которых самыми масштабными были Дни воли (годовщины провозглашения БНР) и «Чернобыльский шлях». Но все это «движение» и «волнение» не должно закрывать от нас главное.
Главным является грустный факт: независимость свалилась на беларусов внезапно, словно мешок картошки на голову человека в погребе. Все эти Бэ-Нэ-Фэ были следствием перемен, но не причиной. Поэтому нет смысла в том, чтобы рассматривать их историю: когда, куда и в каком количестве выходили жители Минска и некоторых других городов Беларуси под бело-красно-белыми флагами. Столь же бесполезно рассмотрение истории неформальных объединений конца 80 - начала 90-х годов. Где они сейчас? «Иных уж нет, а те далече»…
Имеет смысл выявление принципиальных недостатков и ошибок беларуского национального движения — чтобы не повторять ошибок. Здесь я нижу три главных обстоятельства.
Первое обстоятельство
В XIX веке и в первые три четверти XX века основную часть беларуского народа (82-70 %) представлял крестьянский «континент», а другую часть (18-30 %) — шляхта, горожане, служители религиозных культов. У этих двух неравных частей одного и того же народа не было ни единого самосознания, ни единых политических целей. Более того, они находились в постоянном конфликте базовых интересов — в полном соответствии с теорией Тойнби.
Поэтому все временные достижения на поприще становления беларуской политической нации становились возможными исключительно за счет внешних причин:
1) Поражение России в Крымской войне («Севастопольская весна») заставило царизм отменить рабство крестьян и осуществить ряд реформ в буржуазно-либеральном духе. Как следствие, в империи возникло движение народников, в т. ч. в Северо-Западном крае. Отсюда — группа «Гомон» и ее программа.
2) Поражение России в войне с Японией спровоцировало Революцию 1905 г. Как следствие, были разрешены политические партии, введены свобода вероисповедания и печати. Отсюда — Беларуская Социалистическая Громада, газета «Наша Ніва», другие национальные объединения и печатные издания.
3) Оккупация Германией Летувы и половины Беларуси в 1915 году вызвала к жизни Беларуский национальный комитет в Вильне, позволила создать сеть школ с беларуским языком обучения, а также новые национальные партии. Венец этой деятельности — провозглашение БНР.
4) Гражданская война в бывшей империи заставила большевиков искать союзников на колониальных окраинах. Отсюда — двойное провозглашение БССР (в 1919 и 1920 гг.), политика «коренизации» и «беларусизации» в 1924-30 гг.
5) В сентябре 1939 года СССР силой присоединил к себе Западную Беларусь и Западную Украину. Как следствие — произошло воссоединение территории и коренного населения Беларуси.
6) В 1941 году германские оккупационные власти создали Генеральный округ «Вайсрутения», где в течение трех лет происходила беларусизация школьного образования и сферы культуры.
7) В 1956 году осуждение так называемого «культа личности Сталина» на XX съезде КПСС и последовавшие за этим меры по ослаблению сталинской «давиловки» («Хрущевская оттепель») вызвали определенный всплеск национальных настроений и ожиданий в БССР. «Наследники» той эпохи — Владимир Короткевич и Николай Ермолович со своим творчеством.
8) Распад СССР в 1991 году и превращение бывших союзных республик в независимые государства позволил осуществить столетнюю мечту «тутэйшых» интеллектуалов о своем суверенном государстве. Реальной борьбы за него после 1920 года не было.
Вопрос: чего добились за 110 лет беларусы исключительно собственными усилиями? Ответ: ничего! Все временные достижения беларуского национального движения были обусловлены внешними факторами.
Второе обстоятельство
Все проекты беларуских националистов потерпели поражение.
Провалился национал-демократический проект БНР.
Провалился национал-коммунистический проект БССР.
Провалился национал-социалистический проект Генерального округа.
Провалился национал-демократический проект РБ.
Но вместо серьезного анализа пройденного пути нынешние «сьвядомые» потчуют самих себя и всех остальных сказками.
Одна из причин провала национальных проектов — ставка на создание государства, однородного в этническом и социальном аспектах. То и другое изначально было утопией!
Но ведь проповедовали «бацькі БНР» со всей серьезностью, будто бы беларуский народ — снизу доверху трудовой крестьянский; будто бы никакой эксплуатации друг друга среди беларусов нет и никогда не было; будто бы все «паны» (землевладельцы), фабриканты, финансисты, торговцы, чиновники, агрономы, врачи, инженеры, офицеры, полицейские — инородцы.
Непонятно только, как они собирались строить государство без этих категорий граждан?
Другая причина — неспособность интеллектуально ограниченных, нерасторопных и трусливых выходцев из деревень к полноценной политической деятельности.
Вспомним в качестве примера политиков-самоучек, находившихся во власти в начале 90-х годов — Шушкевича, Шарецкого и компанию. Вполне возможно, что на житейском уровне они — хорошие люди. Но «хороший человек» — не профессия. Общество не интересует то, каковы они в отношениях со своими друзьями и родственниками. Важно другое — на политической арене они показали себя безответственными болтунами и трусами, страдающими, к тому же, комплексом неполноценности. В отличие от покойного толстяка Егора Гайдара в России, они в принципе не были способны драться за власть, которая — замечу — уже была в их руках. Не просто выпустили ее, но отдали без малейших попыток борьбы (жалобные заявления в СМИ — это плач, а не борьба). Как пишут в рекламных объявлениях, «почувствуйте разницу»!
Третье обстоятельство
Название ему — острая нехватка национально сознательной интеллигенции.
Великий русский ученый-физиолог Иван Павлов еще в 1918 году в своей нобелевской лекции «О русском уме» утверждал, что задача интеллигенции состоит в том, чтобы просвещать и воспитывать народ, а не революционизировать его.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Книги похожие на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков", комментарии и мнения людей о произведении.