Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Описание и краткое содержание "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать бесплатно онлайн.
Мы, беларусы, восстановили свою древнюю государственность и уверенно движемся в будущее. Мысль о том, что наше государство не может быть по-настоящему суверенным, если пользуется чужими историческими концепциями, становится популярной в обществе. В этой книге события отечественной истории показаны с национальной точки зрения.
Главное достоинство книги в том, что автор смог рассказать обо всех важнейших событиях, происходивших на территории расселения беларуского этноса за 12 столетий. Его рассказ начинается с возникновения древних племен, а завершается провозглашением независимости Беларуси. При этом автор опровергает многие мифы и заблуждения, распространенные как в массовом сознании, так и в современной историографии.
Структура книги удобна для использования ее в качестве схемы при самостоятельном изучении беларуской истории. Указаны 100 названий книг, рекомендуемых тля этого. Книга написана простым понятным языком и, несмотря на обилие фактических сведений, легко читается.
Самые древние города княжества — Лукомль (основан в IX веке), Заславль (около 985 г.), Друцк (с конца X века), Менск (впервые упомянут под 1067 годом) и Логойск (первое письменное упоминание под 1078 годом).
Полоцкое княжество — первое государство на землях современной Беларуси. Оно существовало более 400 лет, пока в 1307 году не вошло в состав Великого княжества Литовского.
Рогволод и Рогнеда
С этих двух людей начинается письменная беларуская история. Рогнеда (Ронгхильда) — дочь Рогволода (Ронгвальда). Известно, что она стала первой из жен киевского великого князя Владимира.
Традиционная версия такова: Владимир Святославич с 969 или 970 г. был князем-наместником в Новгороде (вероятно, ему было тогда 13-15 лет). В 972 году, после смерти отца, он вступил в борьбу с братьями за киевский престол. Поначалу проиграл и бежал в Швецию. Там набрал дружину из добровольцев, с которой по Западной Двине пошел на Киев. Прибыв в Полоцк, посватался к Рогнеде, а получив отказ, захватил Полоцк, убил Рогволода, его жену, сыновей Раальда и Свена, изнасиловал Рогнеду и забрал ее в свой гарем. Через 14-15 лет, приняв христанство, отправил надоевшую и постаревшую супругу в Полоцк, а Изяславу, своему сыну от Рогнеды, дал в удел Полоцкое княжество.
Однако, как показал Вацлав Пануцевич в своей работе «О началах христианства на наших землях» (1959 г.), этот трагический сюжет придумали безымянные компиляторы намного позже упомянутых событий и вставили в текст одного из вариантов ПВЛ (Лаврентьевского списка).
В тот период, о котором идет речь, Владимир упорно стремился отобрать Киев у своего брата Ярослава. У него не было ни времени, ни сил на то, чтобы воевать еще и с Полоцком. Он женился на Рогнеде с той целью, чтобы увеличить свои военные и финансовые возможности. Следует напомнить в этой связи, что варяги были наемниками, служившими князьям за плату. Поэтому более правдоподобна другая версия, согласно которой в Полоцке Владимир получил подкрепление от Рогволода[31]. После этого он захватил Киев и убил брата Ярополка.
Рогволод правил Полоцком до своей смерти в 988 году, а Изяслав был его сыном. После смерти отца Изяслав (младший брат Рогнеды) занимал трон 13 или 15 лет — до 1001 либо до 1003 года. После него князем стал его сын Брачислав (соответственно, с 1001 или с 1003 г.), а после Брачислава — Всеслав (с 1043 либо с 1044 г.). Подтверждается это расчетом времени жизни Изяслава и его сыновей.
Рогнеда — лицо историческое, жена Владимира и мать Ярослава. Она действительно была первой женой Владимира. Возможно, что Рогнеда не хотела выходить за Владимира, но этого требовали интересы Полоцка. За 14 лет она родила ему троих сыновей (Мстислава, Ярослава, Всеволода) и двоих дочерей[32].
В 987 году Владимир принял в Корсуни (в Крыму) христианство и обвенчался с Анной, сестрой византийского императора Василия II. После этого он отправил назад по домам своих языческих жен (якобы их было четыре), в том числе Рогнеду. Она вернулась в Полоцк, постриглась в монахини под именем Анастасии и в 1000 году умерла в возрасте 40-45 лет.
Брачислав и Всеслав
Князь Брачислав Изяславич, который правил около 40 лет (с 1001 или 1003 по 1043 или 1044 гг.), настойчиво расширял границы своего княжества, прежде всего в западном и северном направлениях. В 1021 году Брачислав пошел войной на Новгород, подвластный киевскому великому князю Ярославу Всеволодовичу (тому самому, которого Карамзин через 800 лет назвал Мудрым). Новгородцы пытались сопротивляться, но потерпели поражение. Брачислав захватил Новгород, предал его огню, ограбил Софийский собор, увел много пленников.
Киевские летописи утверждают, будто бы Ярослав, находившийся в это время в Киеве, собрал войско и двинулся против Рогволодовича. Преодолел за 7 дней расстояние около 800 км (это 114 км каждый день по лесному бездорожью, пусть даже верхом на лошадях, что абсолютно невозможно!) и настиг войско полочан, возвращавшееся в Полоцк с множеством пленных. В битве на реке Судомир полочане, ясное дело, были разбиты, пленники освобождены, а коварный Брачислав в панике бежал в Полоцк. Благородный Ярослав не преследовал его.
Однако по мирному договору вассальные земли Ярослава с городами Видбеск (Витебск) и Усвят (Усвяты) почему-то отошли к Полоцку[33]. Вероятно, добрый Ярослав подарил их Брачиславу в утешение. В летописи дословно сказано: «Ярослав призвал к себе полоцкого князя Брячеслава и дал ему два града: Въсвячь (Усвяты) и Вибдеск (Витебск)».
Видите как? «Призвал» и «дал». Чему верить? Фактам, конечно. А фактом является присоединение к Полоцкому княжеству двух городов с землями. Где это видано, чтобы победитель дарил города побежденному врагу? Но такова «достоверность» сообщений пресловутых «русских летописей».
Брачислав построил две крепости на среднем течении Двины — Кукейнос и Герцике, предназначенные для контроля этого важного водного пути. А в качестве форпоста на северо-западном направлении он основал город, которому дал свое имя — Брачиславль (современный Браслав).
С конца 1043 или с начала 1044 года, после смерти Брачислава, в Полоцке княжил его сын, знаменитый Всеслав, прозванный Чародеем. При нем Полоцк достиг наибольшего расцвета и стал соперником Киева. Как написал минский историк Олег Слука, время расцвета Полоцка — наш «золотой век».
Витебск находится в 120 км на юго-восток от Полоцка, а Усвяты в 165 км на северо-восток. С 1021 по 1320 гг. город Усвяты входил в состав сначала Полоцкого, а затем Витебскою княжеств. Ныне центр Усвятского района Псковской области.
Всеслав родился в начале 1029 года, когда на небе была комета, а его тело имело родимые пятна причудливой формы (то и другое зафиксировано в летописи). Во времена жизни Всеслава (и даже через 100 лет после него) большинство полочан были одновременно и христианами, и язычниками. Ученые полагают, что Всеслав являлся князем и жрецом в одном лице, и, вероятно, обладал недюжинными экстрасенсорными способностями. Всё это сильно поражало современиков. Отсюда его прозвища в народных былинах и сказках — чародей, кудесник, волхв, ведьмак и даже волколак (оборотень).
«…Скокнул к граду Киеву и коснулся палицей золотого престола киевского; прянул от полков лютым зверем в полночь из Белгорода и окутался синею мглою, а наутро вонзил секиры, открыл ворота Новгорода — расшиб славу Ярославову. Скокнул волком до Немиги из Дудуток. На Немиге снопами головы стелют…
Всеслав-князь горожанам суд судил, князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал, из Киева волком дорыскивал, до петухов в Тмутаракань; великого Хорса в пути обгонял-перерыскивал. Ему в Полоцке рано к заутрене позвонили в колокола у Святой Софии, а он в Киеве звон слышал!…» («Слово о полку Игореве»).
Став князем в 15 лет, Всеслав продолжил строительство собора Святой Софии, начатое его отцом в конце жизни. За 11 или 12 лет собор был построен из тесаного природного камня и кирпича-плинфы, еще столько же времени заняло украшение его фресками, позолота куполов и крестов. Возведение этого собора имело колоссальное значение: храм Св. Софии исполнял роль духовно-мистического центра полоцкой державы. Строительство этого храма осуществлялось с благословения патриарха Константинопольского. Отметим, что в Московском государстве храма Св. Софии никогда не было.
После смерти в 1054 году киевского великого князя Ярослава Владимировича (которому Н. М. Карамзин в начале XIX века присвоил эпитет «Мудрый») начался долгий период междоусобных войн между его сыновьями (их было 7) и внуками, «сидевшими на столах» в различных княжествах.
Всеслав решил использовать эту ситуацию в своих целях. С 1065 до 1078 года он вел упорную борьбу с сыновьями Ярослава Владимировича за Псков, Новгород и Смоленск.
В 1065 году Всеслав напал на Псков. Город он не взял, зато на реке Переса разбил дружину новгородского князя Мстислава. В следующем 1066 году Всеслав захватил Новгород, где взял богатые трофеи (в том числе колокола с новгородской Софии), а часть города сжег. Сведения об этом скудны, так как киевские и новгородские летописцы всегда скрывали военные поражения своих князей. В ответ на это трое князей Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), объединив силы, в январе 1067 года совершили поход в полоцкие земли и захватили Минск: «…посекли всех мужчин, а женщин и детей взяли на щит (в плен)».
Всеслав пошел на помощь минчанам, но опоздал. Уже после разгрома Минска произошла битва на реке Немига (3 марта 1067 года). Летописец писал:
«На Немиге снопы головами стелют, молотят цепами харалужными (булатными), на току живот (жизнь) кладут, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не бологом были засеяны — посеяны костьми русских сынов».
Существует традиционное мнение о том, что Всеслав потерпел поражение в этой битве. Однако элементарная логика подсказывает, что на самом деле все было не так. Об этом свидетельствует дальнейшее поведение киевских князей (напомню — свирепых варягов, весьма далеких от гуманизма).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Книги похожие на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков", комментарии и мнения людей о произведении.