Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Описание и краткое содержание "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать бесплатно онлайн.
Мы, беларусы, восстановили свою древнюю государственность и уверенно движемся в будущее. Мысль о том, что наше государство не может быть по-настоящему суверенным, если пользуется чужими историческими концепциями, становится популярной в обществе. В этой книге события отечественной истории показаны с национальной точки зрения.
Главное достоинство книги в том, что автор смог рассказать обо всех важнейших событиях, происходивших на территории расселения беларуского этноса за 12 столетий. Его рассказ начинается с возникновения древних племен, а завершается провозглашением независимости Беларуси. При этом автор опровергает многие мифы и заблуждения, распространенные как в массовом сознании, так и в современной историографии.
Структура книги удобна для использования ее в качестве схемы при самостоятельном изучении беларуской истории. Указаны 100 названий книг, рекомендуемых тля этого. Книга написана простым понятным языком и, несмотря на обилие фактических сведений, легко читается.
Сторонник версии о «пришельце Миндовге» В. В. Деружинский заявляет (см. стр. 211 в его книге), что речь идет о дате окончательного ухода в Литву, а до этого перехода он лет 15 бегал туда-сюда. По моему мнению, это огромная «натяжка». Мендольф и Миндовг — разные люди.
По 4-й версии Миндовг — жамойт. Это одна из многих выдумок летувисов. Будь он жамойтом, ему бы пришлось захватывать Новгородок с боем. Это наверняка отразили бы летописи. Но нет нигде таких сообщений. Не горел Новгородок, не уводили его жителей в плен. На престол в нем сел князь, приглашенный местными жителями. О пришествии чужого князя (даже мирным путем) летописи и хроники сообщили бы непременно.
По 5-й версии род Альгимунта - Рингольта - Миндовга берет начало от полоцких Изяславичей. Эта версия не подтверждается никакими документами. Ее сторонник Здислав Ситько ссылается на сообщение «Воскресенской летописи», составленной в Москве в первой трети XVI века. Крайне сомнительно, что московские монахи могли быть осведомлены о событиях, происходивших 300 лет тому назад в маленьком княжестве, не имевшем ни малейшего отношения к Владимиро-Суздальским землям.
В любом случае Миндовг входил в круг «старших князей» Литвы. Какие «старшие князья» Литвы? Чтобы княжить, надо иметь свое княжество. Какие княжества в тот период существовали на территории современной Беларуси и рядом с ней?
На западе — Польское королевство. На северо-западе племена пруссов и жамойтов. На севере — Ливонский орден и Вилейское княжество, удел Полоцка. На востоке — княжества варяжской Руси (Минское, Заславское, Полоцкое, Витебское, Друцкое, Логожское, Лукомльское, Мстиславское, Смоленское). С южной стороны — Туровское, Пинское, Слуцкое, Галицко-Волынское и Киевское княжества.
В Новогородском княжестве, по свидетельству источников, до 1238 года княжил некий Изяслав. И вдруг здесь появился «литовский» князь Миндовг.
Ни о каких военных столкновениях в Новогородском княжестве в то время источники не сообщают. Нет упоминаний о завоевании его пришельцами. А все достаточно просто — Миндовг не был пришельцем. Как мы уже выяснили, это соседи именовали данную территорию Литвой.
Выходит, что загадочная Литва со своими «старшими князьями», о которых упоминал Генрих Латвийский, это конгломерат мелких местных княжеств во главе с так называемыми «старшими князьями». Миндовг — один из них.
Лично я убежден в том, что Миндовг (ок. 1195-1263) — «тутэйшы». Его «домен» находился где-то в районе между линиями Скидель - Щучин - Лида (на юго-востоке) и Друскеники - Меречь - Ораны - Олькеники (на северо-западе)[56]. Некоторые авторы утверждают, что конкретное местоположение «литвы Миндовга» — район современных Барановичей.
Альгимунт, Рингольт, Миндовг, Ягайло, Ольгерд, Витовт и прочие — все это прусские или готские имена. У жамойтов таких никогда не было. Так что напрасно они пишут сейчас в своих исторических сказках Миндаугас, Альгирдас, Витаутас. Это не поможет им скрыть историческую правду.
Вот имена, созвучные Миндовгу — Мираног, Милонег, Предраг, Свидраг, Свенторог, Витенег…
Деяния Миндовга
Примерно к 1236 году Миндовг установил единоличную власть в «летописной Литве» (или на большей ее части). В ходе борьбы за верховенство он, в частности, истребил род Булевичей, чья земля (племенное княжение) находилась между его доменом и Новгородком. Поэтому «Ливонская рифмованная хроника» (1244-46 гг) называет Миндовга «великим князем литовским» (Myndowe, hoeste konic der Littowen kunic rich). Этот титул указан также в Ипатьевской, Густынской и Новгородских летописях.
В том же 1236 году во главе объединенного войска литвинов, жамойтов и земгалов Миндовг разбил войско Ливонского ордена в сражении при Сауле (ныне Шауляй).
Около 1238 года «Литва Мендога» находилась в союзных отношениях с Галицко-Волынским князем Даниилом Романовичем (1201-1264) и вместе с ним Миндовг ходил походом на Конрада Мазовецкого.
В 1245 году Миндовг помог Даниилу в его борьбе с претендентами на Галицко-Волынский престол, а вскоре после этого присоединил к Литве Новгородок с окрестностями, в Полоцке посадил своего ставленника. Именно эти два деяния стали фактическим началом ВКЛ. Поэтому за «точку отсчета» можно взять 1246 год.
По другой версии, Миндовгу в результате внутренних распрей в конце 1245 или начале 1246 года пришлось бежать из своего наследственного княжества в Новгородок вместе с семьей и дружиной. Поразмыслив, жители Новгородка избрали его своим князем.
Правда, чтобы утвердиться на престоле Новгородка, Миндовгу, членам его семьи и дружинникам (боярам) пришлось в том же 1246 году креститься. Традиционно пишут: «в православную веру». На самом деле никто не знает, какая вера в то время доминировала здесь. Наиболее вероятно, что это было арианство, принесенное варягами, либо христианство восточного обряда, которое распространяли на наших землях миссионеры из Великой Моравии.
Так или иначе, в 1246 году Миндовг стал полновластным хозяином Новгородка и его окрестностей. Затем силой вернул свой домен и безжалостно расправился с врагами из числа соплеменников. В это время его власть признавали Слоним, Волковыск, Гародня (Гродно), Зельва, Здитов, Свислочь, а также Скидель, Щучин и Лида.
В 1248 или 1249 году Миндовг отправил своих племянников Эдзивида и Тавтивила (сыновей старшего брата Довспрунка) в поход на Смоленск, а сам захватил их вотчины и пытался организовать убийство. Куда подевался Эдзивид — неизвестно, а вот Тавтивил бежал в Галицкое княжество. Миндовг потребовал выдать беглеца, но Даниил отказался. Возвышение Миндовга ему явно не нравилось. Даниил также договорился о поддержке со стороны Ордена.
В декабре 1249 или январе 1250 года Даниил и его брат Василько Романович (князь Волыни; жил в 1203-1269 гг.) начали войну. Василько атаковал Волковыск, Роман (сын Даниила) — Слоним, Даниил — Здитов. Поход был успешный, взяли добычу и пленных.
Однако немцы не спешили вступать в войну. Тогда Тавтивил приехал в Ригу, принял католичество и много чего наобещал Рижскому архиепископу, магистру Ордена и, заодно, литовскому князю Выкинту (дяде Миндовга по матери и его наместнику в Жамойтии). Только тогда немцы пошли на Миндовга и осенью 1250 года нанесли ему поражение.
Видя, что войну на два фронта не осилить, Миндовг решил подкупить магистра ливонцев Андреаса фон Штирлянда[57], тайно послал ему богатые подарки и передал: «Если убьешь Тавтивила (или выгонишь его), получишь еще больше». Магистр подарки принял, но ответил, что Орден не видит смысла помогать схизматику (именно схизматику, т. е. раскольнику, а не язычнику; это свидетельствует в пользу того, что Миндовг исповедал арианство или даже православие). Тогда Миндовг в конце 1250 или начале 1251 года принял католичество[58]. Вместе с ним крестились около 600 бояр и ближайших сподвижников.
Узнав об этом, Папа Иннокентий IV приказал Ливонскому магистру и Рижскому архиепископу не обижать новообращенного «брата во Христе», а Кульмскому (Хелмскому) епископу Генриху — учредить епископию в Новгородке и короновать Миндовга. Коронация состоялась в июле 1253 года. Орден превратился в союзника.
После этого Тавтивилу пришлось покинуть Ригу. Он прибыл к Выкинту, собрал войско из жамойтов, пруссов и ятвягов, и пошел в поход против дяди. Поход был неудачным, но детали нам неизвестны.
Тем временем Даниил разорил земли вокруг Новгородка, а Василько с Романом захватили Городец.
Тогда Миндовг послал к Даниилу своего сына Войшелка для переговоров о мире. Условия предлагались выгодные. Роману, старшему сыну Даниила — Новгородок, Волковыск и Свислочь в удел (на правах вассала Миндовга). Шварн, младший сын Даниила, получал в жены дочь Миндовга и обещание престола королевства Литовия после смерти тестя.
Даниил согласился. В начале 1254 года был заключен мир. Так Миндовг выпутался из трудной ситуации. Войшелк остался заложником при Данииле. В 1255 году Миндовг хотел короновать Войшелка королем Руси (земель вдоль Двины и Днепра), для чего написал письмо Папе римскому.
Но Войшелк, отказавшись от королевского титула, постригся в Полонинский монастырь в Галиче, где провел более двух лет.
Тавтивилу не осталось ничего иного, кроме как помириться с Миндовгом. Он перешел из католичества в православие (взяв имя Филофей) и женился на дочери витебского князя Брачислава. В 1257 году Миндовг назначил его своим наместником в Полоцке (по другим данным — служилым князем, т. е. предводителем дружины).
К 1255 году Литва уже была состоявшимся государством со столицей в Новгородке. Как видно из сообщений летописей и некоторых документов, на севере Миндовг владел землями до реки Вилия. На востоке — до линии Могильно - Койданово. На западе — землями до Мазовии с городами Гродно, Брест, Дорогичин, Бельск, Сураж. На юге ему принадлежало Полесье с городами Пинск, Туров, Мозырь. Это примерно четверть территории нынешней Беларуси, а также южная часть современной Летувы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Книги похожие на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков", комментарии и мнения людей о произведении.