Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Описание и краткое содержание "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать бесплатно онлайн.
Мы, беларусы, восстановили свою древнюю государственность и уверенно движемся в будущее. Мысль о том, что наше государство не может быть по-настоящему суверенным, если пользуется чужими историческими концепциями, становится популярной в обществе. В этой книге события отечественной истории показаны с национальной точки зрения.
Главное достоинство книги в том, что автор смог рассказать обо всех важнейших событиях, происходивших на территории расселения беларуского этноса за 12 столетий. Его рассказ начинается с возникновения древних племен, а завершается провозглашением независимости Беларуси. При этом автор опровергает многие мифы и заблуждения, распространенные как в массовом сознании, так и в современной историографии.
Структура книги удобна для использования ее в качестве схемы при самостоятельном изучении беларуской истории. Указаны 100 названий книг, рекомендуемых тля этого. Книга написана простым понятным языком и, несмотря на обилие фактических сведений, легко читается.
Великий князь Ольгерд продолжил попытки своего отца Гедимина получить отдельного митрополита для подвластных ему земель. В 1352 году он послал в Константинополь некоего Феодорита с целью посвящения в сан литовского митрополита. О происхождении Феодорита ничего не известно. Но в это время был жив митрополит Киевский Феогност, поэтому просьбу Ольгерда в столице империи отвергли. Тогда Феодорит, воспользовавшись раздорами между Византией и Болгарией, получил посвящение от болгарского патриарха в Тырново.
Он занимал кафедру примерно два года. По свидетельствам источников, Феодорит «разбойнически присвоил себе Киев и находился в нем». В ответ на столь дерзкие действия константинопольский патриарх заявил о низложении Феодорита с престола и даже… об отлучении его от церкви! Как видим, перед лицом угрозы своим интересам патриархи не церемонились[93].
В 1353 году Константинопольский собор постановил, что Русская (Киевская) митрополия не должна делиться на Литовскую, Московскую и Киевскую, и что митрополитов для Руси следует назначать из греков.
Но вскоре в Византии на императорский престол при поддержке генуэзцев взошел Иоанн V Палеолог, а на патриарший — Филофей Коккин. После этого Ольгерд оставил Феодорита в покое и выдвинул нового кандидата в митрополиты — тверича Романа, родственника своей второй жены Юлиании. В результате Роман около 1354 года был посвящен патриархом Филофеем в сан «митрополита Литовского», тогда как митрополитом Киевским и всея Руси стал Алексий[94]. Далее началась цепь конфликтов между Романом и Алексием. Роман, подобно Феодориту, засел в Киеве, где совершал службы и посвящения. Для расследования споров между митрополитами из Константинополя отправили послов, но Роман неожиданно скончался в 1362 году.
Патриарх Филофей призывал Ольгерда примириться с митрополитом Алексием. Но Ольгерд был согласен на мир только в том случае, если митрополит будет жить в Киеве, принадлежащем ВКЛ. Митрополит отверг ультиматум и в 1364 году сообщил в Вильню о своем решении:
«Литовская страна и все то, что есть в ней самой и находится под ее властью (…) должны признавать своею митрополиею Киев (…) и входить в пределы Киевской митрополии».
Такое решение проблемы не устраивало Ольгерда. Он отправил в Константинополь грамоту с требованием особого митрополита для своих земель. После этого на русские земли посылались две миссии (иеромонахов Иоанна в 1364, Киприана в 1373 гг.), не давшие положительных результатов. Впрочем, болгарин Киприан пришел к выводу о том, что земли ВКЛ не могут подчиняться Москве. После этого Ольгерд послал грамоту патриарху, в которой потребовал посвящения Киприана в митрополиты, в противном случае он обещал обратиться за митрополитом в Рим. Этот сильный аргумент подействовал, и Киприан получил сан литовского митрополита с тем условием, что по смерти Алексия он займет киевскую кафедру, объединив под своим началом церковь «всея Руси».
Ольгерд умер в 1377 году, но Киприана в Константинополе не спешили признавать митрополитом «всея Руси». Тогда он стал посматривать на Москву и в 1390 году уехал туда. ВКЛ снова осталось без своего митрополита.
Великий князь Витовт прекрасно понимал значение православного населения в Литве и Руси, составлявшего во время его правления абсолютное большинство. Поэтому в 1415 году он созвал в Новгородке литовский православный Собор, участники которого избрали митрополитом Киевским, Литовским и «всея Руси» болгарина Григория Цамблака (ок. 1364 - ок. 1420) — племянника бывшего митрополита Киприана. Константинопольский патриарх сначала негодовал в связи с таким поворотом событий, но потом вынужден был согласиться. Резиденцию митрополита перенесли из Киева в Новгородок, а кафедру — в Вильню.
Собор 1415 года стал первым в истории Беларуской православной церкви, на нем была установлена своя митрополия и сформулированы правовые основы автокефалии. С этого времени она оставалась независимой от Москвы и фактически и канонически, вплоть до заключения Брестской церковной унии 1596 года.
Витовт, кстати говоря, считал наилучшим компромиссом между православными и католиками объединение церквей — унию. Но его попытки в этом направлении не дали практических результатов.
2. Победа над крестоносцами (Грюнвальд, 1410 г.)
Как уже сказано выше, Витовт в 1388 году начал вооруженную борьбу против Ягайло. Она завершилась Островским соглашением 1392 года. Рыцари снова пошли войной на Литву, а некий Андреас Саненберг отравил в Кёнигсберге сыновей Витовта — Ивана и Юрия.
Не буду рассматривать Салинский договор (1398 г.), по которому Ягайло передал Жамойтию Ордену. Отмечу лишь то, что Родиной не торгуют. Сам факт торговли Жамойтией ясно показывает ее «роль и значение» для ВКЛ — это была чужая земля для литвинов, колония.
Наконец, разразилась Великая война. Первый ее этап занял немногим более двух месяцев, с августа по октябрь 1409 года. В это время сражались только немцы и поляки, Литва не участвовала. Потом было заключено перемирие на 8 месяцев, до июня 1410 года. Теперь уже в войну вступило и ВКЛ, что оказалось неприятным сюрпризом для орденского руководства, которое до последнего момента не верило в возможность совместного военного выступления Витовта и Ягайло. Более того, Витовту удалось подкупить верхушку ливонского рыцарства и оно ограничилось «вооруженным нейтралитетом» вместо того, чтобы ударить в спину ВКЛ.
Знаменитая Грюнвальдская битва произошла 15 июля 1410 года на тогдашней орденской территории (ныне это польская земля).
Несмотря на то, что силы союзников (32 тыс. чел.) превосходили орденское войско (27 тыс. чел.) как минимум на 5 тысяч воинов, победа досталась с трудом и ценой огромных потерь. Это не удивительно: Тевтонский орден был тогда самой мощной военной машиной в мире, но наши предки вместе с поляками вдребезги размолотили этот страшный механизм.
Ян Длугош указал потери Ордена в 50 тысяч убитых и 40 тысяч пленных, что очень далеко от правды. Войска обеих сторон вместе с обозниками и слугами (еще 11-12 тыс.) насчитывали максимум 72 тыс. чел.
Ныне историки полагают, что Орден потерял убитыми до 13 тысяч человек (рыцари, солдаты, обозники), около 14 тысяч попали в плен. Примерно 1400 человек добрались в Мариенбург (ныне Мальборк в Польше). Остальные разбежались кто куда. Хоругви ВКЛ потеряли убитыми и умершими от ран до 10 тысяч человек, поляки — до 8 тысяч, остальные (татары, чехо-моравы, молдаване, армяне) около 2 тысяч. В сумме на 7 тысяч человек больше, чем у орденского войска.
Анализируя факторы, обеспечившие победу союзного войска над Орденом, укажем следующие.
а) Ложное отступление правого крыла войска ВКЛ (татар и литвинов), вследствие чего 4 тевтонские хоругви увязли в бою за вагенбург и понесли серьезные потери;
б) Создание по приказу Витовта вагенбурга (полевого лагеря из повозок, связанных цепями), позволившего литвинам остановить наступление колонны Конрада фон Валленрода.
в) Стойкое сопротивление четырех хоругвей ВКЛ (Смоленской, Оршанской, Мстиславской, Новгородской) под командованием князя Симеона (Лугвена) Ольгердовича, которые прикрыли в этот момент польское войско от удара во фланг;
г) Численное преимущество союзников над Орденом, позволившее создать два тактических резерва, сыгравших очень важную роль в ходе битвы;
д) Ложный сигнал к отступлению, поданный кульмским знаменосцем Никкелем фон Ренисом. Т. е. предательство в войске противника, заранее оплаченное все тем же Витовтом;
е) Полководческое искусство Витовта, сумевшего нанести удар во фланг и тыл резервной группе верховного магистра;
ж) Мужество и стойкость большинства участников сражения.
Победа при Грюнвальде — одна из самых великих страниц в истории Беларуси и беларуского народа! Но что знают сегодня беларусы об этой битве? Почти ничего. Зато проворные соседи создали мифы, в которых возвеличили себя. Например, выдающийся польский писатель Генрик Сенкевич в своей трилогии «Крестоносцы» (1897-1900 гг.) убедительно показал, что победа — заслуга исключительно поляков. Истинного героя-победителя — великого князя Витовта — Сенкевич изобразил хотя и храбрым, но бестолковым предводителем «крепкого рослого народа верхом на маленьких лошадях, покрытых одними звериными шкурами».
Восточная соседка трезвонит, что решающую роль в битве сыграли «железные русские полки» из Смоленска. И это несмотря на то, что до XVI века Смоленск не имел к Московии абсолютно никакого отношения. Только беларусы стыдливо молчат, делая вид, что ВКЛ — не их Отечество.
Но разве воины хоругвей из Бреста и Быхова, Витебска и Волковыска, Гродно и Дрогичина, Друцка и Заславля, Кобрина и Кревы, Кричева и Лиды, Лукомля и Минска, Могилева и Мстиславля, Несвижа и Новогрудка, Орши и Ошмян, Пинска и Полоцка, Слонима и Слуцка состояли не из предков беларусов? А из кого? Неужели из жамойтов? Или, быть может, из татар?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Книги похожие на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков", комментарии и мнения людей о произведении.