Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Описание и краткое содержание "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать бесплатно онлайн.
Мы, беларусы, восстановили свою древнюю государственность и уверенно движемся в будущее. Мысль о том, что наше государство не может быть по-настоящему суверенным, если пользуется чужими историческими концепциями, становится популярной в обществе. В этой книге события отечественной истории показаны с национальной точки зрения.
Главное достоинство книги в том, что автор смог рассказать обо всех важнейших событиях, происходивших на территории расселения беларуского этноса за 12 столетий. Его рассказ начинается с возникновения древних племен, а завершается провозглашением независимости Беларуси. При этом автор опровергает многие мифы и заблуждения, распространенные как в массовом сознании, так и в современной историографии.
Структура книги удобна для использования ее в качестве схемы при самостоятельном изучении беларуской истории. Указаны 100 названий книг, рекомендуемых тля этого. Книга написана простым понятным языком и, несмотря на обилие фактических сведений, легко читается.
Униатство Калиновский объявил «мужицкой» церковью. Православие же считал орудием в руках царского режима для духовного порабощения беларуского крестьянства и потому критиковал его резко и грубо.
Калиновский не создал своей партии, не разработал теоретической концепции, не имел последователей. Вскоре после казни о нем забыли. И только в связи с созданием Беларуской Революционный Громады о нем стали говорить и писать братья Луцкевичи, а затем Вацлав Ластовский и Александр Цвикевич.
Его деятельность знаменовала зарождение беларуского национального самосознания:
— Именно он положил начало соединению воедино социально-экономических (аграрных), политических и религиозных проблем национально-освободительной борьбы беларусов.
— С него началось оформление в русле освободительного движения собственно беларуских («литвинских») национальных требований (в т. ч. идеи автономии Беларуси в составе либо демократической Польши, либо России).
— Калиновский первым обратил внимание на крестьянство как главную дееспособную силу беларуской нации.
Он сыграл важную роль в процессе превращения революционного движения шляхты, ставившей целью восстановление унитарной Речи Посполитой в движение беларуского «возрождения», соединившего задачи национального освобождения с освобождением социальным. Именно акцент на проблемах социального неравенства стал определяющим для всей культурно-просветительской и политической деятельности «адраджэнцаў».
Калиновский в восприятии нынешней молодежи по-прежнему остается романтичным молодым шляхтичем, сумевшим первым сказать о «мужицком народе» (еще не беларусах, но уже не «тутэйшых») как о людях со своей честью, своим правом, своей верой и своей историей.
Деревня святых униатов
В январе 1874 года в селе Пратулин, стоящем на противоположном от Бреста берегу Буга (эту исконно беларускую территорию Сталин в 1945 г. подарил Польше), униатский священник Иосиф Курманович отказался переходить в «государеву схизму», т. е. в православие. Немедленно власти арестовали его и заключили в тюрьму г. Седлец.
Вместо него власти прислали православного попа. На коленях жители Пратулина умоляли нового батюшку не совершать службы. Староста прихода не отдал ему ключи от храма. Женщины говорили новому священнику, что не отступят от единства с Апостольским Римским престолом. Тогда «пастырь» подал жалобу по инстанции.
24 января в Пратулин пришла рота солдат во главе с офицером Котовым и полицейским урядником Кутаниным. Урядник уговаривал людей разойтись но домам и не чинить препятствий попу. Дело кончилось тем, что 26 января солдаты окружили храм, вокруг которого уже двое суток дежурили прихожане. Кутанин предложил им посетить Дрелов, где «истинное православие» уже было водворено штыками солдат и нагайками казаков.
«Зачем мы должны идти и на чужую кровь смотреть, — ответили ему, — пусть лучше они придут, и на нашу кровь посмотрят, тогда и поймут, что тот самый дух, который в них живет, и нас животворит, и та самая вера и нам дорога».
Офицер приказал штурмовать церковь. После первых выстрелов погибли сразу 9 человек. Солдаты избивали людей прикладами и кололи штыками. Раны получили 184 прихожанина, 4 умерли от ран дома. Всех взрослых мужчин урядник велел арестовать и отвести в Седлецкую тюрьму. Там места было недостаточно, поэтому арестованных распределили по тюрьмам Бреста, Седлеца и Бялой Подляски.
Убитых закопали в общей могиле. Это были: Андрекж Иван, Бойко Константин, Бойко Лука, Ваврищук Михаил, Василюк Онуфрий, Гаврилюк Максим, Герилюк Филипп, Грицук Никита, Кармаш Данил, Левонюк Викентий, Лукашук Константин, Осипук Варфоломей, Франчук Игнатий. Во всех остальных униатских селах было объявлено, что с ними поступят так же, если они откажутся от перехода «в святое православие». Чтобы устранить напоминание о подвиге пратулинских верующих, приходскую церковь снесли.
Таков истинный смысл надписи на медали царя Николая I «…воссоединены любовью».
В 1874 г. в России царствовал Александр II, которым сегодня многие восторгаются. Преступление в Пратулине наглядно показывает истинную суть этого «освободителя».
В 1990 г. Папа Иоанн Павел II причислил Пратулинских мучеников к сонму святых.
Мститель
1 марта 1881 г. бомбой, брошенной Игнатием Гриневицким в Санкт-Петербурге, на набережной Екатерининского канала, был убит царь Александр II. Погиб от своей бомбы и сам террорист.
Наш выдающийся писатель Вл. Короткевич утверждал, что убийство царя Гриневицкий считал местью за казненных беларуских и польских революционеров (в первую очередь за Калиновского), за запрет беларуского печатного слова, за закрытие Горы-Горецкого земледельческого института. Он ставил в вину царю и то, что после коронации (в феврале 1855 г.) тот на три года отменил рекрутские наборы в российских губерниях, а в Северо-Западном крае приказал немедленно забрать в армию несколько тысяч рекрутов.
Игнатий Гриневицкий родился в 1856 г. в имении Басин (Бобруйский повет) в семье мелкопоместного беларуского шляхтича. С отличием окончил гимназию в Белостоке. В 1875-80 гг. учился в Технологическом институте в Петербурге, на механическом факультете, участвовал в нелегальных революционных кружках.
В 1879 г. вступил в партию «Народная воля». Вел революционную пропаганду среди студентов и рабочих, собирал деньги в помощь политзаключенным, изготовлял паспорта для революционеров. Являлся наборщиком подпольной «Рабочей газеты».
В мае 1880 г. Гриневицкий покинул институт и, перейдя на нелегальное положение, превратился в «виленского мещанина Ельникова». Вместе с А. И. Желябовым, С. Л. Перовской и другими он вошел в центральный кружок пропагандистов. Был одним из создателей, авторов и наборщиков народовольческой «Рабочей газеты».
А 26 февраля 1881 г. на его квартире собрались участники покушения на царя. Гриневицкий стал одним из четырех исполнителей теракта. В своем завещании написал:
«Александр ІІ должен умереть. Он умрет, а вместе с ним умрем и мы, его враги, его убийцы… История свидетельствует, что роскошное древо свободы требует человеческих жертв».
Участники группы «Гомон» через три года назвали его «одним из основателей беларуской фракции революционеров».
Глава 10. БЕЛАРУСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
1. Социально-экономическое развитие беларуских губерний в 1861-1913 гг.
Сокрушительное поражение Российской империи в Восточной (или Крымской) войне 1853-56 гг. было обусловлено в первую очередь технической отсталостью Российской империи от Великобритании и Франции. Парусные корабли императорского флота не могли сражаться на равных с паровыми кораблями англичан и французов, а русскую пехоту, вооруженную гладкоствольными ружьями, англичане и французы расстреливали из нарезных штуцеров с безопасного для себя расстояния.
Всем стало ясно, что российская экономика, основанная на принудительном труде рабов, исчерпала возможности для дальнейшего развития. Правящей элите империи во главе со своим царем пришлось, «сжав зубы и скрепив сердце», пойти на отмену рабства крестьян, которое и в России, и в СССР стыдливо называли «крепостным правом». Как известно, соответствующий указ царя Александра II был опубликован 19 февраля 1861 года.
Ликвидация рабства — этого фундамента азиатского деспотизма — повлекла за собой серию реформ буржуазно-либерального типа.
Военная реформа (с 1862 г.) заменила рекрутчину воинской повинностью, а срок службы призывников сократила с 15 лет до 6-7.
Школьная реформа (с 1864 г.) отменила сословные ограничения для приема учащихся в народные и реальные училища, гимназии и прогимназии.
Судебная реформа (с 1864 г.) отменила раздельные суды для сословий, заменив их общим гражданским судом. Судьи стали выборными. Судебный процесс отныне представлял собой открытое состязание сторон с участием прокурора и адвоката. Но в губерниях Северо-Западного края судебная реформа была начата на 8 лет позже (с 1872 г.) и здесь не соблюдался принцип выборности судей.
В городах России с 1870 года было введено ограниченное самоуправление в форме городских дум, члены которых избирались с учетом имущественного ценза. В городах Северо-Западного края такое самоуправление вводилось с 1875 года.
В уездах российских губерний с 1864 года вводилось еще более ограниченное самоуправление в форме так называемых земств. Но в Северо-Западном крае земства появились только в 1911 году (на 47 лет позже, чем в России!) и только в Витебской и Могилёвской губерниях. В Минской, Виленской и Гродненской губерниях земства так и не были созданы. Царские чиновники панически боялись, что в них «восторжествует польский элемент».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Книги похожие на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков", комментарии и мнения людей о произведении.