» » » » Александр Яковлев - Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии


Авторские права

Александр Яковлев - Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Яковлев - Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Яковлев - Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии
Рейтинг:
Название:
Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии"

Описание и краткое содержание "Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии" читать бесплатно онлайн.








В 1949 г. правительство по предложению Абдель Азиза приняло решение о выделении государственной земли любому жителю королевства, желающему её обрабатывать, выращивать финиковые пальмы и другие сельскохозяйственные культуры. Правительство предоставляло семена и денежные ссуды. Лица, получившие участок земли, обязывались пробурить артезианский колодец и получали право лишь через десять лет расплачиваться с государством в натуральной форме, отдавая 25% урожая. В районах Даммама, Катифа, Джубейха в том же году среди зажиточных крестьян и работников Арамко было распределено 4800 га земли.

В то время с наибольшей очевидностью кризис был виден в скотоводстве. Дж. Филби писал в одной из своих книг: «Лошади давно перестали быть обычным товаром Неджда, использование верблюдов значительно сократилось. Но наиболее удивительное явление, появившееся в экономике пустыни в последнее время, — это ввоз овец в значительном размере из Сомали и соседних районов. Рынки больших городов завалены низкосортной бараниной вместо той баранины, которая в своё время экспортировалась в Египет из портов Красного моря». Численность сельскохозяйственных животных оставалась на уровне четвертьвековой давности: в 1953 г. в стране имелось 265 тысяч верблюдов, 3 572 тысячи овец, 1900 тысяч коз, 56 тысяч коров, 224,9 тысяч ослов. Превращение Саудовской Аравии из экспортёра в импортёра скота, и упадок экстенсивного животноводства были во многом следствием длительной засухи в 1945–1953 гг.

Указанное выше и другие обстоятельства привели к тому, что в 1948-1950 гг. среднегодовой сбор пшеницы составлял всего около 15 тысяч тонн, и это вынуждало импортировать дополнительно от 40 до 70 тысяч тонн пшеницы.

Между тем, отмечала 20 марта 1949 г. газета «Умм аль-Кура», «природа нашей страны создаёт весьма благоприятные условия для развития земледелия, которое может с избытком обеспечить нас продуктами сельского хозяйства, в которых мы в данное время испытываем большой недостаток, находясь в зависимости от их ввоза из-за границы. В Саудовской Аравии имеются большие площади земли, которые могут быть превращены в поля для выращивания различных сельскохозяйственных культур. Первым шагом в этом направлении должна явиться реализация проектов по обеспечению постоянного снабжения водой, так как большинство наших сельскохозяйственных районов испытывает большую нужду в дополнительном орошении. Наша страна богата подземными водами, колодцами и источниками. Существует возможность сбора дождевых вод в резервуары и запруды». Но в то время страна не имела своих специалистов.

Американцы располагали в этом отношении многими возможностями. В 1942 г. по приглашению короля в Саудовскую Аравию прибыла американская сельскохозяйственная миссия. Вскоре в районе эль-Хардж начали создавать фермы и разбивать сады. Проведение работ взяла на себя сама Арамко. В 1944 г. министерство сельского хозяйства послало в королевство другую специальную миссию, продолжившую работы по ирригации и дренажу этого района. Там к 1946 г. было создано крупное сельскохозяйственное производство, на трёх фермах которого общей площадью в 1200 га работали 1452 наёмных работника. Для питания ирригационной сети использовались карстовые источники и артезианские колодцы. Выращивались зерновые культуры — пшеница, ячмень, кукуруза. Широко использовались машины. В том году объём производства достиг хорошего уровня и составил 240 т овощей и 719 т кормовых трав для скота. Благодаря применению новых технологий производительность в 5-10 раз превышала средние урожаи мелких хозяйств, а сбор фиников в три раза превышал обычные, причём качество плодов было лучше. Продукция фермы использовалась в основном для удовлетворения нужд американцев, работавших в Саудовской Аравии. Ферма в эль-Хардже стала моделью для развития в будущем всего сельского хозяйства.

Тем не менее, при жизни короля Абдель Азиза важнейшее значение в земледелии по-прежнему имела финиковая пальма. Плантации финиковых пальм занимали 90% возделываемых земель в оазисах и насчитывали около 9 миллионов стволов. В послевоенные годы спрос на финики упал, так как основным внешним рынком сбыта были страны Восточной Африки, а они сами начали производить этот продукт. Падали цены: в 1948 г. мешок фиников (96 кг) стоил в эль-Хасе 50 риалов, в 1949 г. — 30, 1950 г. — 15, 1951 г. — 10 риалов. Лишь после строительства американцами железной дороги, давшей возможность вывозить продукцию в центральные районы страны, цены на финики стали расти. Другим невольным следствием деятельности американцев стало возрастание спроса на финики из-за притока на работу в Арамко бедуинов, для которых финики были основным продуктом питания.

В столь же большой степени велико оказалось значение Арамко и для развития транспортной системы королевства. Компания построила несколько автомобильных дорог на побережье Персидского залива, связывающих районы нефтепромыслов, а также автодорогу вдоль Трансаравийского нефтепровода. Важное значение имело строительство железной дороги от порта Даммам до эр-Рияда протяженностью 571 км. Компания строила эту дорогу в счёт концессионных платежей, работы обошлись в 20 млн. долларов. В восточной провинции были построены нефтяной порт Рас-Таннура и грузовой порт Даммам, модернизирован имевший порт эль-Хубар. По соглашению с правительством американцы построили в годы войны несколько аэродромов, самым крупным из которых был аэродром в Дахране, использовавшийся как база ВВС США.

Создание современной транспортной инфраструктуры стало необходимым условием социально-экономического развития страны, для объединения восточного, центрального и западного её районов в единое хозяйственное целое. С формированием единого внутреннего рынка возникал и рынок рабочей силы, создавались новые стимулы для развития капиталистических отношений.

Ранее отмечалось, что импорт играл главную роль во внешней торговле королевства, причём он был рассчитан преимущественно на удовлетворение нужд паломников, а не местных жителей, и главными торговыми партнёрами были Индия и Великобритания. По мере развития нефтедобывающей промышленности и роста концессионных отчислений происходила ломка экономической замкнутости и интенсивное втягивание страны в мировой товарооборот.

В Джидде ещё до Второй мировой войны была создана первая торговая ассоциация Саудовской Аравии — Торговый Совет. В 1946 г. она была реорганизована в Торгово-промышленную палату, члены которой стали пользоваться наиболее благоприятными условиями для торговли. В дальнейшем такие палаты были созданы в Мекке и Даммаме.

В 1951–1952 гг. финансовая миссия США провела в королевстве реформу местного денежного обращения и финансовой системы. Было создано Валютное агентство, в функции которого входит контроль за обращением саудовской валюты как внутри, так и за пределами страны, ведение финансовых операций и управление государственными фондами, включая концессионные платежи Арамко. В дальнейшем агентство стало осуществлять все функции центрального банка страны.

В стране имелись отделения американских, английских и других западных, а также индийских и пакистанских банков. В 1953 г. правительство учредило первый в стране Национальный коммерческий банк, большая часть акций которого принадлежала государству. Банк имел отделения в Мекке, Медине, эр-Рияде, эль-Хубаре, Даммаме и других городах страны, а также за рубежом.

Национальный коммерческий банк был создан на основе частной компании, основанной в 1938 г. Салемом Сумой Кааки и Салемом ибн Ахмедом ибн Махфузом. Так постепенно происходила трансформация традиционных торговцев и ростовщиков в современную финансовую буржуазию.

Этот путь был уже известен в других странах Востока. Питательной средой новой буржуазии были не процессы перерастания мелкотоварного производства в крупное, от ремесленной лавки к фабрике. Их формирование шло не в промышленности, а в сфере обращения, торговли и ростовщичества, как правило, идя через начальный этап компрадорства. Основную роль в первоначальном накоплении играли источники доходов, возникшие благодаря деятельности в стране западных компаний: их обслуживание, посреднические операции, представительство, торговля. Это давало возможность саудовской буржуазии сразу подключиться к современному предпринимательству, увеличить свой капитал, приобрести опыт и важные связи.

Примером этого служит деятельность семьи Алиреза, известной с середины XIX в. При турках её представители были депутатами меджлиса от Джидды, губернаторами Джидды. В начале 30-х годов семья Алиреза стала представлять компанию «Дженерал Моторс», что заложило основу её дальнейшего процветания.

Формировался пролетариат. Среди первых рабочих на нефтепромыслах были палестинцы и египтяне, йеменцы и суданцы, индийцы и пакистанцы, итальянцы и голландцы. Разорившиеся саудовские кочевники и крестьяне также шли на заработки в восточную провинцию. Американцы и европейцы поражались физическому состоянию бедуинов, приходивших наниматься на нефтепромыслы. Врачи после обследования и проведения анализов заключили, что их состояние от постоянного недоедания и трудного климата значительно хуже того, которое принято считать минимальным для поддержания жизни. Но таковы были жестокие условия существования в пустыне. Те, кто пришёл на нефтепромыслы, получали не только работу, но и крышу над головой (хотя некоторые предпочитали жить в палатках), а также калорийное питание и медицинское обслуживание. Для желающих были открыты курсы ликвидации неграмотности, школы, профессионально-техническая подготовка.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии"

Книги похожие на "Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Яковлев

Александр Яковлев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Яковлев - Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии"

Отзывы читателей о книге "Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.