Алексей Лосев - Мифология греков и римлян

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мифология греков и римлян"
Описание и краткое содержание "Мифология греков и римлян" читать бесплатно онлайн.
А. Ф. Лосев "Античная мифология в ее историческом развитии", "Теогония и космогония". В конце книги - статья Тахо-Годи, посвященная изысканиям Лосева в области античной мифологии и история создания означенных текстов.
А. Ф. Лосев - Юбилейное собрание сочинений в 9-и томах. Том 5. Исходный PDF -http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3478966.
Гимн музе Каллиопе следующий:
«Пой, милая Муза, и возглавь мою песнь. Ветерок с твоих рощ пусть действует на мой разум. О Каллиопа, мудрая предводительница восхитительных Муз, и ты, мудрый дарователь тайн, дитя Латоны, делосский Пеан, предстаньте мне благосклонно».
По поводу обоих гимнов необходимо сказать, что их красоты и изысканные выражения указывают на чисто эстетическое понимание Аполлона и Муз. Здесь уже не чувствуется древнего мифологического реализма; и Ме–сомед пользуется именами Аполлона и Муз приблизительно так же, как всегда пользовались ими в новое время многие поэты, реально не верившие ни в какого Аполлона и ни в каких Муз.
в) В поэме Квинта Смирнского «Постгомерика» Аполлон также является помощником героев, но только героев Троянской войны (VIII 390).
Он нисходит с Олимпа в образе зверя (здесь черта явно хтоническая), чтобы помочь троянцам (III 30—34), убивает Ахилла (35—67), и, Сребролукий (IV 40), мечет стрелы в греков (79, 87). Когда же Гера бранит его за подобное злодеяние (96—128), он отвечает молчанием (129 и сл.).
Тело Главка бог уносит в Ликию (IV 1—6), Деифоба спасает от Неоптолема (IX 256—258), в тучах и молнии является на помощь троянцам (291—298), в образе Полиместора направляет в бой Энея и Ев–римаха (XI 129—142), радуясь подвигам героев (169 и сл.). Грекам зато он вредит всюду и всегда. Выше мы говорили, что он убивает Ахилла, а также пытается убить Неоптолема (IX 304—312) и разрушает стены греческих укреплений (XIV 639). Храмы бога в Пергаме упоминаются несколько раз (XII 481, 517; XIII 434), известен также Аполлон Смин–фей (XIV 413) и его пророчества через Калханта (XII 103).
У Трифиодора во «Взятии Илиона» лишь несколько раз упоминается Аполлон. Он дает пророческий дар Кассандре (417), уходит в Ликию в связи с угрожающей Трое гибелью (509) и убивает в Дельфах Неоптолема (641—646).
Колуф в своем небольшом «Похищении Елены» вспоминает, как Аполлон пас стада у троянцев (308, 310) и строил им с Посейдоном стены (279, 288, 306). Упоминаются история любви Аполлона к Гиацинту (240—245) и песнопения бога на свадьбе Пелея (24).
г) Рассмотрим материалы, касающиеся Аполлона, которые в большом количестве предоставляет нам Нонн в своей поэме о Дионисе.
Больших отрывков, могущих подробно обрисовать образ Аполлона, в этой поэме немного. Среди них есть такие, которые представляют этого бога в виде еще диком и стихийном, наделенным губительными свойствами.
Рассказывается (XIX 317—327) о состязании Аполлона с Марсием и о страшной каре, постигшей этого последнего. В нескольких строках рисуется выразительная сцена сдирания кожи с Марсия и последующего его превращения в реку. Связь Аполлона с растительной стихией в образе Гиацинта и Дафны также имеет место у Нонна. Аполлон (XIX 102—105) передает Эагру, отцу Орфея, скорбные песни о своей любви к Гиацинту, о воскресении его в Амиклах; Марон (181 —188), служитель Вакха, не знает печальных историй Атимния, Фаэтона и Гиацинта, любимых Фебом. Аполлон (XXIV 99—101) любит лавр в память своей любви к Дафне, историю которой Афродита рассказывает Моррею. Лавр (XXXIII 210—224; XVII 339—342) — дерево Аполлона. Аполлон оплакивает Гиацинта так же, как Вакх Гименея.
Есть тексты, говорящие о связи Аполлона с гиперборейскими выходцами и их пророками: рассказывается (XIII 300—309) об Аристее, сыне Феба и Кирены, которому Аполлон дарит стрелы и лук; Аполлон дает летящую стрелу (XI 132 и сл.) Абарису; Аполлон (XXIV 82— 85) провозит Аристея на влекомой лебедями колеснице через море. Аполлон принимает участие в сражениях. Гермес (XXXVI 110—128) увещевает Аполлона, натиск Феба (89—92) подобен грому. Однако Аполлон не только мечет стрелы, но и дарит на свадьбу Гармонии свою лиру (I 425—427), а также исцеляет Ино от безумия (IX 276—289).
Дается замечательный синтетический образ Аполлона (XXVI 251—277). Зевс просит его помочь Вакху и называет Феба пастушеским богом Номием, стрелком, светильником, пророком, богом наук, хозяином земной оси. Феб, по словам Зевса, разделяет с Дионисом владычество над Парнасом, две вершины которого посвящены этим двум братьям. Здесь собраны воедино все основные функции Аполлона: наиболее древние — световая, скотоводческая и стихийно–оргиастическая, далее — пророческая, военная и связанная с науками и, наконец, универсально–космическая, в которой Аполлон выступает как устроитель и организатор движения мира.
Перейдем к более мелким упоминаниям об Аполлоне у Нонна.
Аполлон — в связи с Гиацинтом, полустихийным существом (III 153, 156), ревнует Зефира к юноше, (161) он оплакивает его, (XII 208) Аполлон не сделал напитка из лавра и гиацинта, (XI 330) Аполлон именуется Гиацинтием, (XIII 82) Аполлон — бог лавра, (129) у Аполлона Дафния общий с Вакхом Парнас, (XLVIII 300) упоминается Аполлон и Дафна–лавр.
Связан Аполлон с животным миром: (XVI 104) в Спарте он покровительствует собакам, (XLVI 338) Аполлон и Артемида могут превратить Автоною в оленя. Аполлон наделен губительными функциями: (V 101) он не спасает Актеона, (X 303) он губит Марсия. Всё небо принадлежит Аполлону, он — бог космоса (XXXI 51).
Военные и героические функции тоже присущи Фебу: (VII 105) он мечет стрелы, (XIII 28) убивает чудовище Дельфиния, (XX 62) дротик его покрыт кровью Гигантов, детей Ифимедии, в честь убийства Пифона учреждены Пифийские игры (XXXVII 145). Он помогает героям: (V 130) Кадма одаряет луком, (XXVII 332) помогает Вакху, (XXXIII 340) помогает Астерии, бегущей от Посейдона, (XXXVII 736) направляет в цель стрелу Гименея, угождая Вакху, (XXXVIII 60) помогает Эрехтею в битве.
Аполлон — бог искусства: (II 218) он бросает свою лиру, завидевши Тифона, (333) на этой лире воспевает Зевсу битву с Тифоном, (V 101) Исменийский Аполлон на свадьбе Гармонии играет на лире и (576) дарит свою лиру Персефоне, (XI 112) по мнению Вакха, Ампе–лос поет лучше Аполлона, (XLVI 300) он один сможет спеть песнь о страданиях Автонои.
Аполлон — пророк и тесно связан с Дельфами и далекими гиперборейцами, (XXXVIII 206) он правит колесницей, запряженной лебедями, (XL 401) он дельфийский бог, (XLVIII 708) бог скалистого Пифона, (XLI 222) нимфа Берое пьет воду из святилища Аполлона в Дельфах.
Следует отметить также целый ряд текстов общего содержания: (II 590) Аполлон — служитель богов, (IV 95) он сватает Гармонию, и его (91) принимают во дворце; (97 и сл.) Песиноя хочет стать женой Аполлона, (101) девушка последует за ним, бросив свою родню; (105 и сл.) статуя Феба имеет золотую корону; (VIII 79) Аполлона когда–то преследовала Гера; (VIII 226) он подозревается в соблазнительстве Семе–лы;(Х 197) Ампелос кажется Вакху сыном Аполлона; (323) Вакх просит отдать молнии Зевса Аполлону; (XI 328) этот последний — счастливее Вакха в любви; (XIII 33) только пострадав, как Аполлон, Вакх сможет попасть на небо; (ΧΧΪΧ 27) колесницей Феба управлял Атимний; (XXXIII 163) Аполлон боится стрел Эрота; (XXXV 114) влюбленный Марс появляется, как Аполлон, в белых одеждах; (332) своей красотой Аполлон не сравнится с Вакхом; (XLV 89) сияющий Аполлон является без рогов быка; (XLVIII 978) Вакх восседает на небе рядом с Аполлоном.
Маститый вождь позднего античного декаданса Нонн в своей концепции Аполлона и в своих многочисленных высказываниях о нем прекрасно демонстрирует все особенности этого последнего периода античной литературы, ее реставрирующий характер, ее импрессионистскую выразительность, тщательную отделку деталей, нарочитый хтонизм, ее вполне свободную и произвольную фантастичность вместе с огромной ученостью и субъективизмом. Вскрыть все это в подробностях, конечно, могло бы только специальное исследование, для которого мы сейчас привели почти исчерпывающий материал.
10. Поздний эллинизм. Проза греческого Возрождения. Историки и философы, а) Из историков второй софистики, или греческого Возрождения, у Арриана (Anab. Ill 27, 5) сообщается об одном жертвоприношении Аполлону и еще одно (VII 29, 3) простое упоминание.
Дион Кассий (XLV 1, 2) сообщает слух о рождении Октавиана от Аттии, которая якобы забеременела от Аполлона, принявшего вид дракона. Калигула (LIX 26, 6) считал себя связанным с разными богами, и в том числе с Аполлоном. Встречаются у Диона Кассия эпитеты Аполлона: (LXIII 14, 2) «Пифийский», (LI 1, 3) «Актийский», (XXVII 15, 6) «Граннский» (редчайший эпитет кельтского Аполлона–Целителя). Упоминается (LIII 1, 3 и LVIII 9, 4) храм Аполлона на Палатине; во фрагменте 84, 2 описывается интересный случай, как однажды при Гракхах с неба попадали камни, разрушили храмы и поубивали людей, и как статуя Аполлона по этому поводу три дня плакала, и как по совету оракула она была брошена в море.
Аппиан ни разу не упоминает имени Аполлона, и только встречается несколько упоминаний Дельф, например (Bell. Annibal. 27) о посылке римским сенатом Квинта Фабия в Дельфы за советом или (Bell. Maced. 19) о жертвоприношении в Дельфах. По Геродиану (истор.) (VIII 3, 8 и сл.), италийцы во времена Максимина называли бога, обещавшего победу, то Белом, то Аполлоном.
б) Философы греческого Возрождения, кроме Плутарха, говорят об Аполлоне мало. Эпиктет (III 1, 16—18) говорит о пророчестве Аполлона Лаю. Подчеркивается, что Аполлон пророчествовал, несмотря на нежелание Лая подчиниться этому пророчеству. Также и Сократ давал наставления своим посетителям, хотя те не всегда его слушали. Говорится (III 13, 4) о Зевсе, что при мировом пожаре он остался бы один и жаловался бы на отсутствие своих родственников, таких, как Гера или Аполлон; (III 10, 4) упоминается «Пайан Аполлон!» — как призыв.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мифология греков и римлян"
Книги похожие на "Мифология греков и римлян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Лосев - Мифология греков и римлян"
Отзывы читателей о книге "Мифология греков и римлян", комментарии и мнения людей о произведении.