» » » » Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории


Авторские права

Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории

Здесь можно купить и скачать "Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Орува»30433eff-4aaa-11e3-a335-0025905a0812, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории
Рейтинг:
Название:
Угреша. Страницы истории
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-900999-22-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Угреша. Страницы истории"

Описание и краткое содержание "Угреша. Страницы истории" читать бесплатно онлайн.



Сборник посвящен 625–летию Куликовской битвы и Николо – Угрешского монастыря, основанного святым благоверным князем Дмитрием Донским на месте явления ему иконы святителя Николая Чудотворца. В книгу вошли очерки угрешских краеведов Е.Н. Егоровой и И.В. Антоновой (1938–2001), посвященные отдельным страницам истории прославленной обители и творившим эту историю людям.

В центре внимания авторов происхождение древнего названия Угреша, многократно упоминающегося в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и трудах других отечественных историков, предание об основании Николо – Угрешского монастыря, архивные документы о насельниках обители, о строительстве храмов и других знаменательных событиях. Популярные по форме изложения очерки подготовлены с использованием результатов последних архивных изысканий. Читатели узнают много интересного об архимандрите Пимене (Мясникове), ныне канонизированном в лике общерусских святых, о целой плеяде его учеников и последователей, управлявших Николо – Угрешским и другими подмосковными монастырями на рубеже XIX–XX веков.

Особое место занимают в книге очерки о литераторах, подвизавшихся в монастыре во второй половине XIX века: Константине Леонтьеве, Николае Соловьеве, Дмитрии Благово (впоследствии архимандрите Пимене), Алексее Бочкове (впоследствии игумене Антонии). Картины монастырской жизни дополняют документальные повествования об архиепископе Леониде (Краснопевкове), близком друге архимандрита Пимена (Мясникова), об опальном митрополите Московском Макарии (Невском), проведшем в стенах Угрешской обители последние годы своей жизни.

В приложении даны краткая летопись Николо – Угрешского монастыря, охватывающая события 1380–2005 годов, и некоторые статистические данные об окрестных селениях и численности угрешской братии.

Книга предназначена для широкого круга читателей.






Под свои кельи архиепископ Ириней оборудовал три комнаты, в которых проживало в 1812 году московское духовенство.

В 1876 году там побывал преподобный Пимен Угрешский и описал их в своих «Воспоминаниях»: «Помещение очень хорошее, просторное и со сводами по – старинному… Одна из комнат расписана, но далеко не художественно, картинами, изображающими сотворение мира. С одной стороны пристроена терраса, с которой открывается вид на всю Вологду и окрестности…»

Далее о. Пимен рассказывает, что на косяке одного окна преосвященнейший Ириней нашел стихи, написанные карандашом угрешским игуменом Павлом в 1812 году. Владыке они понравились, он поновил их чернилами и обвел клеймом для назидания потомству. В «Воспоминаниях архимандрита Пимена» приводится неполный текст этого стихотворения, поэтому воспользуемся «Памятными заметками вологжанина» Ф.Н. Фортунатова10:

В то время, в грозную для Церкви ту годину,
Как новый Юлиан, в надменности своей
Безбожною рукой коснулся алтарей,
(Разбойник, взяв царя подложную личину),
В то время, в лютый час пылающей Москвы,
Как сорван крест с Ивановской главы,
Как града жители от буйств врага страдали,
(Их крыло рубище – тирана вечный стыд),
В то время в сих стенах спокойно пребывали
Игумен и Архимандрит:
Один монастыря Угрешского Николы,
Другой святителя, что в Греции глаголы
В железные сердца златые изливал,
И Златоустым свет которого назвал.
О, адских замыслов коварный исполнитель!
Прерви змеиный тон, Парижани́н Лессепс!
Нас гласом матерним Москва к себе зовет.
Прости, священная обитель!
Как ты покоила, как ты хранила нас,
Так да покоит Бог тебя на всякий час!

Стихи эти, написанные тяжеловатым шестистопным ямбом в стиле XVIII века, имеют больше не литературную, а историческую ценность и для современного читателя нуждаются в пояснениях. В первом четверостишии французский император Наполеон, войска которого грабили и оскверняли православные святыни, сравнивается с римским императором Юлианом Отступником, правившим в 331–363 годах. Он был воспитан в христианских традициях, но объявил себя язычником и, вступив на престол в 361 году, издал законы против христиан.

В. Гольдберг. Пожар Москвы в 1812 году

Игумен Павел считал незаконным воцарение Наполеона, который взял «царя подложную личину». В следующем четверостишии говорится о снятии креста со знаменитой звонницы Ивана Великого в Московском Кремле, которую французы безуспешно пытались взорвать. «Парижан`ин Лессепс» – это барон Жан – Батист Бартелеми Лессепс, французский путешественник и дипломат, который в 1812 году был комендантом Москвы во время французской оккупации. Он квартировал в Китай – городе близ Знаменского монастыря11. Однако Лессепс не давал, по – видимому, прямого распоряжения грабить храмы и монастыри. Известно, что он разрешил совершать службы в теплой церкви Знаменского монастыря и даже приставил к ней охрану.

Игумен Павел, преподававший некогда риторику, обладал даром красноречия и определенным литературным талантом, что само по себе в кругу просвещенного духовенства не было редкостью. Хорошие духовные стихи писали, например, преподобный Симеон Полоцкий и святитель Дмитрий Ростовский.

В «Памятных записках вологжанина» Ф.Н. Фортунатов пишет, что долгое время в Спасо – Прилуцком монастыре оставался еще один памятник Отечественной войны 1812 года: кровлю корпуса, где жил архиепископ Ириней, украшали три урны с цветами. На одной из них было изображение Всевидящего Ока в цветочном обрамлении и надпись «1812 год». Под изображением помещалось двустишие:

Безбедно Бог меня в сей лютый год хранил,
Москве разсеянной убежищем я был.

Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что это двустишие сочинено угрешским игуменом Павлом: тот же шестистопный ямб, сходный стиль, да и по содержанию есть явная перекличка со стихами, написанными на косяке окна в келье.

Надпись эта, конечно, до наших дней не уцелела. Спасо– Прилуцкая обитель, подобно другим монастырям и церквям, многое пережила в XX веке: в 1924 году ее закрыли. Впоследствии в Прилуках был филиал Вологодского историко – краеведческого музея, что способствовало во многом сохранению архитектурных и художественных памятников обители. В 1991 году монастырь был вновь открыт, и мы имеем счастливую возможность посетить богослужение в тех местах, где в грозном 1812 году сохранялись угрешские святыни.

Елена Егорова

Ссылки и комментарии

1. Архимандрит Лаврентий (Лука Николаевич Бакшевский) родился в 1774 году в семье священника села Ивановского Владимирской губернии, окончив Троицкую духовную семинарию в 1799 году, поступил в Николо – Перервинский монастырь, где был пострижен 2 марта 1800 года, 26 марта возведен в сан иеродиакона, 6 декабря 1802 года – в сан иеромонаха. Много лет он преподавал в Перервинской духовной семинарии разные предметы сначала младшим, а позднее старшим учащимся: грамматику, арифметику, историю, географию, риторику и словесность, в 1804–1813 годах он был также префектом этой семинарии. В 1806 году его назначили настоятелем Николо – Перервинского монастыря и возвели в сан игумена. Одновременно с 26 мая 1807 года он стал настоятелем Николо – Угрешского монастыря. 14 октября 1808 года о. Лаврентий стал архимандритом Московского Златоустовского монастыря, одновременно оставаясь перервинским настоятелем и префектом семинарии (Историческое описание Московского Златоустовского монастыря. – М.: Типолитография И. Ефимова, 1914). На Угрешу тогда назначили ректора Троицкой семинарии игумена Антония, который формально числился на этой должности менее года.

2 Шумилин Алексей Федорович (в монашестве Авраам) родился в 1761 году в семье священника, окончил Крутицкую духовную семинарию, рукоположен в сан иерея в 1782 году. В 1811 году стал протоиереем Архангельского собора Кремля, членом Московской духовной консистории и благочинным кремлевских соборов. Пострижен он был 2 апреля 1813 года в Чудовом монастыре, 6 апреля возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Златоустовского монастыря. В 1816 году он управлял Богоявленским монастырем, в 1817 году – Спасо – Андроньевым монастырем. В 1818 году он хиротонисан в епископа Тульского и Белевского, в 1821 году стал архиепископом Астраханским, а спустя три года занял Ярославскую и Ростовскую кафедру. В 1836 году архиепископ Авраам уволился с кафедры по собственному прошению и был назначен настоятелем Толгского монастыря, где окончил свои дни 14 апреля 1844 года в возрасте 83 лет (Историческое описание Московского Златоустовского монастыря. – М.: Типолитография И. Ефимова, 1914).

3 Архимандрит Симеон впоследствии был архиепископом Ростовским и Ярославским.

4 Ныне действует Никольский собор Перервинского монастыря, расположенный на Шоссейной улице в г. Москве.

5 Подробнее см. очерк «Угреша в архивных документах».

6 Ныне эта икона Дмитрия Прилуцкого находится в фондах Вологодского историко – краеведческого музея.

7 Фортунатов Ф.Н. Памятные заметки вологжанина. Вологда в 1812 году // Русский архив, 1867. С. 1646–1707.

8 Архимандрит Феофилакт (Ширяев) был настоятелем Вологодского Спасо – Каменного монастыря, в 1811 году назначен архимандритом Спасо – Прилуцкого монастыря, 17 сентября 1814 года переведен настоятелем Пафнутьева Боровского монастыря и одновременно назначен ректором Калужской духовной семинарии. 23 июля 1821 года хиротонисан в епископа Тамбовского. Скончался 20 мая 1824 года (П. Саваитов, В. Суворин. Описание Вологодского Спасо – Прилуцкого монастыря. – Вологда, 1884).

9 Свято – Введенский Толгский монастырь, основанный в начале XIV века, был закрыт в 1926 году и возобновлен в 1987 году как женская обитель.

10 Фортунатов Ф.Н. Памятные заметки вологжанина. Вологда в 1812 году // Русский архив, 1867. С. 1658.

11 Знаменский монастырь основан в Китай – городе инокиней Марфой Ивановной Романовой в 1831 году незадолго до ее смерти. Ныне на ул. Варварка действует Знаменский собор, построенный в 1679–1684 годах.

Угреша в архивных документах

В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) и Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ) хранятся многие документы по истории Угрешской обители. На первый взгляд эти пожелтевшие от времени бумаги скучны и малоинтересны, но если вчитаться внимательнее, перед глазами встают интереснейшие факты и судьбы людей, некогда живших на Угреше.

Претендент на патриаршую кафедру

Таким претендентом в 1690 году был архимандрит Викентий, который управлял Николо – Угрешским монастырем в 1666–1672 годах. Имя его часто упоминает Д.Д. Благово в «Историческом очерке Николаевского Угрешского мужского общежительного монастыря». Однако некоторые интересные подробности об этом игумене остались в черновиках1.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Угреша. Страницы истории"

Книги похожие на "Угреша. Страницы истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Инесса Антонова

Инесса Антонова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории"

Отзывы читателей о книге "Угреша. Страницы истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.