» » » » Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории


Авторские права

Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории

Здесь можно купить и скачать "Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Орува»30433eff-4aaa-11e3-a335-0025905a0812, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории
Рейтинг:
Название:
Угреша. Страницы истории
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-900999-22-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Угреша. Страницы истории"

Описание и краткое содержание "Угреша. Страницы истории" читать бесплатно онлайн.



Сборник посвящен 625–летию Куликовской битвы и Николо – Угрешского монастыря, основанного святым благоверным князем Дмитрием Донским на месте явления ему иконы святителя Николая Чудотворца. В книгу вошли очерки угрешских краеведов Е.Н. Егоровой и И.В. Антоновой (1938–2001), посвященные отдельным страницам истории прославленной обители и творившим эту историю людям.

В центре внимания авторов происхождение древнего названия Угреша, многократно упоминающегося в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и трудах других отечественных историков, предание об основании Николо – Угрешского монастыря, архивные документы о насельниках обители, о строительстве храмов и других знаменательных событиях. Популярные по форме изложения очерки подготовлены с использованием результатов последних архивных изысканий. Читатели узнают много интересного об архимандрите Пимене (Мясникове), ныне канонизированном в лике общерусских святых, о целой плеяде его учеников и последователей, управлявших Николо – Угрешским и другими подмосковными монастырями на рубеже XIX–XX веков.

Особое место занимают в книге очерки о литераторах, подвизавшихся в монастыре во второй половине XIX века: Константине Леонтьеве, Николае Соловьеве, Дмитрии Благово (впоследствии архимандрите Пимене), Алексее Бочкове (впоследствии игумене Антонии). Картины монастырской жизни дополняют документальные повествования об архиепископе Леониде (Краснопевкове), близком друге архимандрита Пимена (Мясникова), об опальном митрополите Московском Макарии (Невском), проведшем в стенах Угрешской обители последние годы своей жизни.

В приложении даны краткая летопись Николо – Угрешского монастыря, охватывающая события 1380–2005 годов, и некоторые статистические данные об окрестных селениях и численности угрешской братии.

Книга предназначена для широкого круга читателей.






По возвращении же благоверного князя с битвы с преславною победою он достиг снова того места, где образ чудесно в честные руки к нему снизошел, и о дарованной ему победе, благодарив Бога и Угодника Божия Николая, совершил молебен со своим воинством. И в то время сам благоверный великий князь Дмитрий Иванович с благоверными князьями и боярами нарек это место именем Угреша, которым оно зовется до сего дня, и повелел на этом месте соорудить храм во имя и в честь святителя угодника Христова Николая Чудотворца и воздвиг тут обитель славную и удовольствовал ее щедро всем необходимым к пропитанию».

Предание, записанное неизвестно кем и когда, издавна хранилось в обители. Оно изложено в рапорте, отправленном игуменом Варнавой4 в духовную консисторию в августе 1781 года в ответ на указ представить данные по истории монастыря. Резкое стилевое различие текста предания и остальной части рапорта говорит о том, что Варнава воспользовался более ранним источником, не дошедшим до нас. Оригиналы многих древних документов Николо – Угрешского монастыря не сохранились из – за многочисленных набегов и пожаров. Кроме того, во время эпидемии чумы в 1771 году умерли почти все угрешские монахи, а часть документации была сожжена из боязни заражения. Однако в отделе рукописных книг Российской государственной библиотеки хранится сделанный в первой трети XVII века список хронографа, датируемого 1599 годом, где изложено предание об основании Николо – Угрешского монастыря.

Явление иконы святителя Николая великому князю Дмитрию Донскому. Гравюра XIX века

К этому преданию во многих источниках добавляется радостное восклицание Дмитрия Донского при виде чудесной иконы: «Сие вся угреша сердце мое!» («Это все согрело мое сердце!»). Явление образа Николая Чудотворца накануне Куликовской битвы укрепило дух князя, придало ему уверенности в победе над Мамаем. Слово «угреша», представляющее собой форму глагола «угреть» (буквальный перевод «угрели»), отражало настроение князя в момент явления иконы, и, по преданию, он нарек место, точнее урочище, Угрешей.

Угрешская икона свт. Николая в окладе. Фото 1894 г.

О речке Угреше в предании умалчивается. Между тем ее название очень древнее и определяет иную версию происхождения топонима Угреша. Вот что пишет известный специалист по топонимике Е.М. Поспелов: «Название урочища обычно связывают с рекой Угреша. Возможность былого существования этой речки косвенно подтверждается наличием гидронимов Угра, Угричка и Угреша в верховье бассейна Оки; Угриня в бассейне Западного Буга, Угр в бассейне Западной Двины, Ugra в Литве. Размещение этих гидронимов свидетельствует о вероятности их балтийского происхождения»5.

Речь здесь идет о финно – угорском происхождении всех названий, приведенных выше. Обширные местности Восточно – Европейской равнины с VII века до н. э. по VII н. э. были заселены финно – угорскими племенами, относящимися к дьяковской культуре, названной так по деревне Дьяково близ Коломенского, где впервые археологи раскопали древнее городище. Позже нашли подобные городища в районе Капотни и Нижних Котлов. В ходе археологических раскопок в Томилинском лесопарке, проведенных в 1950–е годы при строительстве испытательного полигона, были открыты культурные слои городища, относящиеся к IV в. до н. э. – XI в. н. э., более ранние из которых принадлежат дьяковской культуре.

В V–VI веке сюда пришли первые славяне – вятичи, от которых ныне остались селища и курганы с захоронениями. Немало курганов находилось в Орехово – Борисове и Царицыне, но самый древний был найден у села Беседы. В 1970–е годы при ведении работ на территории Николо – Угрешского монастыря под руководством архитектора О.Б. Морозова было обнаружено захоронение богатой вятичанки, относящееся ко времени основания Москвы. Великолепные ювелирные украшения были переданы в музей истории и реконструкции Москвы6.

Славяне вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством. Несмотря на суровость нрава, вятичи спокойно уживались с финно – угорскими племенами, мирно разделив с ними территории. Может быть, поэтому и сохранились на многие века древнейшие балтийские названия. Племена балтийского происхождения, называемые «голядь», жили в подмосковных краях вплоть до XIV века. О них напоминает название речки – Голяденка. На этой речке, ныне заключенной в трубу, стояло село Выхино, волостной центр в XIX – начале XX века. Речка имела еще несколько названий: Чурилиха, Люблинка, Пономарка.

Предположительно Угреша – это трансформировавшееся с течением времени финно – угорское выражение «унгур ша», что означает «луговая река». Великолепные заливные луга в нашей местности действительно были, что подтверждает и предание об основании Николо – Угрешского монастыря, где говорится, что стан Дмитрия Донского был на месте, поросшем густыми травами.

Аргументом в пользу финно – угорского происхождения названия Угреша является существование речки Угреша в верховьях Оки и, возможно, в Ярославской области, где до сих пор есть деревня Угреша. В этой деревне побывал осенью 2001 года глава подмосковного г. Дзержинского В.И. Доркин, но узнать происхождение названия ему тогда не удалось7. Как выяснилось из исторических и статистических изданий, в XIX – начале XX века деревня имела также название Спирово8, под которым обозначалась на картах. По данным переписи, в 1859 году в казенной деревне Спирово – Угреша в 37 верстах от г. Ярославля, близ р. Сотьма, было 13 дворов, где проживало 89 человек: 30 мужчин и 59 женщин9. Известный ярославский ученый и краевед А.А. Титов в своем исследовании по Ярославскому уезду10 писал, что в 1880–е годы деревня Спирово – Угришь, расположенная в живописной местности при прудах, входила в Шопшинскую волость, в ней было 14 дворов. Жители занимались в основном земледелием (главной культурой был овес), в зимнее время ткали холсты, валяли валенки.

По переписи 1923 года, в деревне Угреша – Спирово11 Великосельской волости Ярославского уезда насчитывалось 19 хозяйств, население составляло 102 человека, в том числе 42 трудоспособного возраста. Постепенно название Спирово вышло из употребления. Ныне деревня Угреша входит в сельский округ Татищев Погост Ростовского района. Постоянно в ней проживает несколько человек, на лето приезжают дачники. В пользу самостоятельного происхождения названия деревни Угреша говорит наличие финно – угорских топонимов в округе, например, Шопша, и гидронима Угра12.

Таким образом, версия о финно – угорском происхождении гидронима Угреша, появившегося предположительно в конце I тысячелетия до н. э., хорошо аргументирована. Однако это вовсе не ставит под сомнение достоверность предания об основании Николо – Угрешского монастыря, а свидетельствует о переосмыслении названия Угреша, совпавшего по звучанию с древнерусским словом. В словаре «Географические названия России» предание приводится как одна из версий происхождения названия Угреша13.

Урочище у слияния рек Угреши и Москвы было удобным местом поселения, поэтому здесь существовало древнее селище вятичей, от которого остался курган с женским захоронением. Название селища неизвестно: оно могло совпадать с именем одной из рек или нет, могло неоднократно меняться. Скорее всего, к XIV веку исходный смысл древнего гидронима Угреша забылся, и, возможно, урочище стали называть Угрешей после явления иконы Николая Чудотворца Дмитрию Донскому, придавая этому слову новое, «славянское» значение.

В свою очередь, Угрешский монастырь получил название по местности, где был основан. Не случайно в летописях XV–XVI веков и в более поздней литературе довольно часто встречаются выражения: «к Николе на Угрешу», «от Николы на Угреше», «монастырь Николы, что на Угреше».

С появлением служебного поселения близ монастыря начинают употребляться топонимы, производные от слова «Угреша». Населенный пункт называли «Угрешская слобода» или просто «Угреша». Из переписной Ландратской книги 1713 года известно, что в слободе было 16 дворов, где проживало 53 человека.

Один двор пустовал, потому что его хозяин, подьячий Карп Борисов, умер; в двух дворах жили конюхи, в двух других – повара, в четырех – дворовые крестьяне. Еще были дворы служебника, солодовника и мыльника (то есть банщика). В монастыре в то время было 33 насельника в основном пожилого и старческого возраста: самым молодым был 50–летний игумен Мефодий, самым старым – 85–летний хранитель архива и письмоводитель Моисей14.

На карте15, составленной Иваном Мичуриным в 1739 году, обозначено: «Николо – Угрешский монастырь и слобода». В штате монастыря тогда числилось 25 работников: стряпчий – 1, подьячие – 3, дворовые – 6, конюхи – 3, сторожа – 4, повара – 2, истопник, огородник, садовник, скотник, дворник и часовод16.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Угреша. Страницы истории"

Книги похожие на "Угреша. Страницы истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Инесса Антонова

Инесса Антонова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Инесса Антонова - Угреша. Страницы истории"

Отзывы читателей о книге "Угреша. Страницы истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.