» » » » Сборник - История Угреши. Выпуск 1


Авторские права

Сборник - История Угреши. Выпуск 1

Здесь можно купить и скачать " Сборник - История Угреши. Выпуск 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Орува»30433eff-4aaa-11e3-a335-0025905a0812, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник - История Угреши. Выпуск 1
Рейтинг:
Название:
История Угреши. Выпуск 1
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-900999-59-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Угреши. Выпуск 1"

Описание и краткое содержание "История Угреши. Выпуск 1" читать бесплатно онлайн.



В первый выпуск альманаха вошли краеведческие очерки, посвящённые многовековой истории Николо – Угрешского монастыря и окрестных селений, находившихся на территории современного подмосковного города Дзержинского. Издание альманаха приурочено к 630–й годовщине основания Николо – Угрешского монастыря святым благоверным князем Дмитрием Донским в честь победы на поле Куликовом и 200–летию со дня рождения выдающегося религиозного деятеля XIX столетия преподобного Пимена, архимандрита Угрешского.

В разделе «Угрешский летописец» особое внимание авторы очерков уделяют личностям, деятельность которых оказала определяющее влияние на формирование духовной и природно – архитектурной среды Угреши и окрестностей: великому князю Дмитрию Донскому, преподобному Пимену Угрешскому, архимандритам Нилу (Скоронову), Валентину (Смирнову), Макарию (Ятрову), святителю Макарию (Невскому), а также поэтам и писателям игумену Антонию (Бочкову), архимандриту Пимену (Благово), Ярославу Смелякову, Сергею Красикову и другим. Завершает раздел краткая летопись Николо – Угрешского монастыря, охватывающая события 1380–2010 годов.

Два заключительных раздела «Поэтический венок Угреше» и «Духовный цветник Угреши» составлены из лучших поэтических произведений авторов литобъединения «Угреша». Стихи, публикуемые в авторской редакции, посвящены родному краю и духовно – нравственным проблемам современности.

Книга предназначена для широкого круга читателей.






В 1–ом часу ночи с 20 на 27 июня 1877 года из кельи, в которой остановился строитель коломенского Бобренёва монастыря иеромонах Каллист, были украдены вещи: монастырская печать, золотые карманные часы на цепочке, медная посеребрённая подставка для лампады16. Келейник о. Каллиста спугнул вора, выпрыгнувшего в выходящее на пруд окно со 2–го этажа. Часть краденого преступник бросил, унёс только вышеперечисленное. Второпях он оставил и свои вещи: синюю поддёвку, картуз и железный шкворень, которым открывал окно. Иеромонах Каллист (Никифор Степанов) подвизался на Угреше в 1857–1873 годах и был здесь пострижен архимандритом Пименом. С 1873 года он настоятельствовал в Бобренёве монастыре, но часто приезжал на Угрешу.

Беседка-ротонда, которая была ограблена в 1862 году. 2008 г.

Результатов следствия по ограблению о. Каллиста в архивном деле нет, но, возможно, вора поймали, поскольку он оставил много вещественных улик.

4. Строения и земельные угодья

В выписках, сделанных Д.Д. Благово при составлении монастырской летописи17, содержатся некоторые факты, не упомянутые духовным писателем в своих исторических трудах. Из них мы узнаём, что по указу Петра I от 31 мая 1706 года при игумене Дионисии (Воробьёве) в 1706–1708 годах велись работы по постройке на Успенском храме каменной главы и покрытию её белым железом, также чинили кирпичом и камнем стены и паперти Успенского и Никольского храмов. Денег на это было выделено 25 рублей – значительная по тем временам сумма.

Д.Д. Благово успешно продолжил и в 1872 году довёл до публикации18 работу по изучению истории обители, которая началась задолго до его прихода на Угрешу. В 1853 году были сделаны выписки из многочисленных приходно – расходных тетрадей19, охватывающие период 1736–1830 годов. Из них следует, что 14 августа 1736 года вышел указ МДК о перестройке ветхого двухэтажного братского корпуса. Этот корпус со временем снова обветшал, а 1824 году пострадал от сильной бури. Указом МДК от 24 мая 1827 года было дозволено разобрать это здание, а кирпич использовать на починку башен и стен монастыря. Корпус был разобран, но кирпич настоятель Аарон продал, присвоив себе выручку20. Справедливости ради отметим, что при этом настоятеле, в 1833 году отрешённом от должности за нерадение и пьянство, некоторые работы по поддержанию строений обители в порядке всё же проводились. Так, в 1828 году исправляли колокольню, красили соборную церковь, в 1830 году перестилали пол в Никольском соборе и поправили плотину на среднем пруду. С назначением игумена Илария восстановление монастыря началось с расчистки стен и покрытия башен тёсом21.

Земельные угодья обители после акта секуляризации земель в 1764 году были очень невелики и в основном ограничивались её стенами, что очень препятствовало развитию оскудевшего монастырского хозяйства. Спустя 15 лет положение улучшилось. Указом МДК от 26.11.1779 года в пользование монастыря было передано три пруда за его стенами для разведения рыбы и рыбной ловли22.

В 1796–1803 годах угрешский игумен Ионафан терпеливо вёл переписку23 с Казённой палатой, МДК и разными судебными инстанциями о возвращении отобранных у обители земель. Ему удалось вернуть более 40 десятин земли и некоторое другое имущество, в частности, мельницу в деревне Ванилово.

Позднее владения монастыря увеличивались за счёт богатых пожертвований купцов, завещавших обители каменные дома в Москве, и пожалованных казной лесных дач в Рузском и Александровском уездах. Из трудов Д.Д. Благово известно, что у крестьян деревни Гремячево монастырь приобрёл земли на пригорке для строительства народного училища. Переписка по этому вопросу хранится в РГАДА24. Прижимистые и несговорчивые гремячевские мужики тогда хотели продать землю подороже. Однако в другом случае крестьяне окрестных селений Капотня, Кишкино, Гремячево, Рязанцево и Алексеевка проявили щедрость: в конце 1861 – начале 1862 года они пожертвовали монастырю неудобные для сельскохозяйственных работ земли близ его стен площадью 2 десятины 845 саженей и даже согласились платить подати за эти земли, находя их необременительными для общин25.

План владений Николо-Угрешского монастыря. 1877 г. Фрагмент. РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 62 Обозначения: 1. Никольский собор. 2. Казанская церковь. 3. Скорбященская церковь. 4. Колокольня, Успенский храм, настоятельские кельи. 5. Святые ворота. 6. Гостиницы. 7. Архиерейский дом. 8. Скит с Петропавловской церковью. 9. Кладбище. 10. Средний пруд. 11. Верхний пруд. 12. Народное училище.

Плохое состояние российских дорог всегда было «притчей во языцех». Не минула эта проблема и Николо – Угрешский монастырь. Дорога от обители в Москву пришла в плохое состояние, поскольку земство не подправляло её. Мосты подгнили, экипажи проезжали по грязи с трудом. Вопрос оставался открытым до 1892 года, когда архимандрит Нил (Скоронов) подал прошение о строительстве шоссе, на что из монастырских денег выделил 5000 руб. серебром26.

Итак, по архивным документам удалось восстановить мирские имена настоятелей и насельников Угрешской обители: архимандрита Нила (Николая Лукича Скоронова), угрешского постриженника архимандрита Галактиона (Егора Егоровича Апаршина) и игумена Израиля (Ивана Фёдорова). Разумеется, для оценки их служения на монашеском поприще мирское имя особого значения не имеет, но его знание необходимо для исследований. Интересны и новые сведения, касающиеся криминальных происшествий в обители в XVIII–XIX веках, в частности крестьянского бунта 1756 года, а также данные о земельных угодьях и строениях монастыря.

Ссылки и комментарии

1 Сведения взяты из описи архивных документов: ЦИАМ. Ф. 203. Оп.

205. 2 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 2а. 3 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 12. Л. 103. 4 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 90. 5 Это стало причиной неточности, допущенной в книге: Егорова Е.Н.,

Антонова И.В. Угреша. Страницы истории. – Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2005. С. 97–100, 107, 110, 160, 161, 165, 234.

6 Благово Д.Д. Архимандрит Пимен, настоятель Николо – Угрешского монастыря. Биографический очерк. – Николо – Угрешский монастырь, 1998. С. 217.

7 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 34.

8 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 32.

9 Архимандрит Галактион (1812–1887), в миру Егор Егорович

Апаршин, с 1856 года был наместником Саввино – Сторожевского монастыря. При нём в этой обители был обновлён древний Рождественский собор, устроена церковь св. Алексия, человека Божия, возведён южный братский корпус, гостиницы, основан Саввиновский скит на месте пещерки, где подвизался прп. Савва. Скончался о. Галактион 5 февраля 1887 года на 73–м году жизни и был похоронен на соборной площади перед Рождественским храмом Саввино – Сторожевского монастыря.

10 Воспоминания архимандрита Пимена. – Николо – Угрешский монастырь, 2004. С. 105.

11 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 33.

12 Игумен Израиль, 1782 года рождения, из духовного звания, пострижен в 1814 году в Московском Златоустовском монастыре, там же рукоположён в иеродиакона в 1815 году, 15 февраля 1817 года переведён в Чудов монастырь и 20 мая посвящён в сан иеромонаха. 27 июня 1819 года он был определён управляющим заштатного Сретенского монастыря, 9 мая 1820 года награждён набедренником и утверждён строителем этой обители. Несмотря на поступавшие на него жалобы подчинённых, Израиль имел даже две благодарности епархиального начальства за строительство домов для причта вместо сгоревших в 1812 году. Угрешским игуменом он стал 15 марта 1822 года (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Ед. хр. 2631). Не всё в деятельности Израиля было отрицательно. Как отмечал преподобный Пимен Угрешский, Израиль любил служить, и в храмах при нём был порядок.

13 Подробности об этой краже из архивных источников описаны в книге: Егорова Е.Н., Антонова И.В. Угреша. Страницы истории. – Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2005. С. 82–84.

14 Записи об этих двух кражах содержатся в деле: РГАДА. Ф. 1205. Оп.

1. Ед. хр. 109. 15 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 34. 16 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 27. 17 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 69–71. 18 Благово Д.Д. Исторический очерк Николаевского Угрешского обще

жительного мужского монастыря. – Москва, 1872.

19 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 109.

20 Воспоминания архимандрита Пимена. – Николо – Угрешский монастырь, 2004. С. 84.

21 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 32.

22 РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 28.

23 Эта объёмная переписка составляет два пухлых дела: РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 28–29.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Угреши. Выпуск 1"

Книги похожие на "История Угреши. Выпуск 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник

Сборник - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник - История Угреши. Выпуск 1"

Отзывы читателей о книге "История Угреши. Выпуск 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.