Михаил Соколов - Искры

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Искры"
Описание и краткое содержание "Искры" читать бесплатно онлайн.
Роман старейшего советского писателя, лауреата Государственной премии СССР М.Д. Соколова «Искры» хорошо известен в нашей стране и за рубежом. Роман состоит из 4-х книг. Широкий замысел обусловил многоплановость композиции произведения. В центре внимания М. Соколова как художника и историка находится социал-демократическое движение в России. Перед читателями первых 2-х книг «Искр» проходит большая часть пролетарского этапа освободительного движения в России — от I съезда РСДРП до революции 1905–1907 годов.
— Неправда, они есть, — решительно возразил Лука Матвеич. — И мы, ленинцы, глубоко верим, что из этих искр политического сознания действительно возгорится пламя революционного восстания нашего пролетариата против самодержавия и капитализма. А вот вы, экономисты, все еще твердите вслед за вашей «Рабочей мыслью», что наши рабочие должны учиться искусству политической борьбы у буржуазии, которая-де имеет большой опыт этой борьбы с феодалами. То есть, по мнению Ивана Павлыча, вы, товарищи, — обратился он к рабочим-кружковцам, — должны идти к заводчику Суханову и просить его научить вас борьбе… с ним же! Так он может сказать вам: «Позвольте, а разве я вас не учил? Я вас хорошо проучил этой стачкой. Неужели вы ничего не поняли?»
Послышался сдержанный смех, голоса:
— Уж учил, так учил, язви его!
— Учили так, что рука вот висит, как плеть, а они еще и на работу не принимают.
— И, по-моему, вы научились достаточно, — продолжал Лука Матвеич. — Ваша стачка в упор поставила перед рабочими вопрос об их политическом бесправии, столкнув с властью и вооруженной силой самодержавия. Вот теперь вы и подумайте: должны ли мы выступить с политическими требованиями и вести политическую борьбу…
Ряшин негромко сказал:
— Политическая борьба есть только форма, а не содержание борьбы на данном этапе рабочего движения, тогда как борьба экономическая есть наилучшее средство постепенного вовлечения масс вообще в борьбу за свое освобождение. Примеры? Пожалуйста: не было у нас экономической стачки, — рабочие и понятия не имели о слове «политическая» борьба…
— Потому, что вы, Иван Павлыч, боялись даже употреблять это слово в своей прокламации, — заметил Леон.
— Мы не против политической борьбы, — возразил Ряшин. — Но мы считаем, что она становится доступной пониманию рабочих только в ходе экономической борьбы. То есть, сознание приходит к рабочему в процессе самой борьбы.
— Значит, социалистическое сознание, по-вашему, привносится в массы рабочих стихийно? — спросил Лука Матвеич и, не ожидая ответа Ряшина, заключил: — Чепуха все это, товарищи. Социалистическое сознание возникает не из стихийного процесса рабочего движения, а из точного знания законов классовой борьбы, из марксизма, и привносится в это движение извне. Экономисты просто принижают значение социалистической идеологии, утверждая, что она возникает сама собой, рядом и в сожительстве с идеологией буржуазии. Вот послушайте, что говорит по этому поводу товарищ Ленин. — Лука Матвеич снова раскрыл книгу и прочитал: «…всякое преклонение пред стихийностью рабочего движения, всякое умаление роли „сознательного элемента“, роли социал-демократии означает тем самым, — совершенно независимо от того, желает ли этого умаляющий или нет, — усиление влияния буржуазной идеологии на рабочих». Преклонение перед стихийностью рабочего движения есть тредюнионизм, а тредюнионизм есть идейное порабощение рабочих буржуазией. Именно поэтому товарищ Ленин ставит перед нами, социал-демократами, задачу «…совлечь рабочее движение с этого стихийного стремления тредюнионизма под крылышко буржуазии и привлечь его под крылышко революционной социал-демократии». Вот в чем дело, товарищи!
— Вы процитируйте, что говорят виднейшие умы пролетариата Запада, а то вы как-то слишком легко сбрасываете их со счетов, — заметил Ряшин.
— Я не знаю, кого вы имеете в виду, но считаю более полезным приводить слова виднейших деятелей нашего рабочего движения, — ответил Лука Матвеич. — Вот что говорит еще один из них по вашему адресу: «Вместо того, чтобы руководить стихийным движением, внедрить в массу социал-демократические идеалы и направить ее к нашей конечной цели, эта часть русских социал-демократов превратилась в слепое орудие самого движения… Она оказалась неспособной разъяснить рабочей массе конечную цель — социализм или хотя бы ближайшую цель — свержение самодержавия, и, что еще более печально, все это она считала бесполезным и даже — вредным. Она смотрела на русского рабочего, как на ребенка, и боялась запугать его такими смелыми идеями». Одним словом, все это вам, экономистам, не в бровь, а в глаз, товарищ Ряшин!.. Понятно, товарищи?
Ольга несмело сказала:
— Все понятно, товарищ Цыбуля. Непонятно одно: с какой целью Иван Павлыч морочит головы людям?
Ряшин заворочался под кустом, зашелестел листьями и сердито бросил Леону:
— Председательствующий, я прошу не позволять всяким девчонкам мешать деловому спору.
— Товарищ Ряшин, я прошу вас не оскорблять кружковцев, — ответил Леон.
— Безобразие! — возмущенно произнесла Ольга, — Он привык всех считать ниже себя, а тут…
Раздались недовольные голоса, шум. Щелоков встал, снял картуз и заявил:
— Верно сказал товарищ Цыбуля. Довольно считать нас детьми и поучать, как я должен кланяться хозяину и просить у него рукавицы. Они по-другому с нами разговаривают. Бесхлебнов вон без руки остался, а Лавренев — на каторге. А за что? Не согласен я бороться за пятачок. С властями надо бороться! За правду жизни рабочей идти!
— Дельная речь, язви его совсем, — оживился дед Струков. — И я, кажется, в скорости так говорить буду, а хоть и сейчас скажу: пора, пора, Иван Павлыч, в понятие брать, что оно и к чему и какую жизнь рабочему человеку желательно видеть хоть бы и впереди. — Рабочие покрыли слова деда Струнова одобрительными возгласами, и он еще более приободрился и заключил: — А потому так я понимаю: вожак — он должен вперед идти, указывать народу правильную дорогу, а ежели он сам позади всех тащится, то какая от него польза?
— Правильно, старина! — раздались голоса.
Ряшин не выдержал, встал и обратился ко всем:
— Разрешите мне высказать свое мнение…
Говорить на собраниях он умел и поэтому сразу начал с того, что высмеял Ольгу и деда Струкова, и тогда перешел к возражениям Луке Матвеичу. По отношению к Луке Матвеичу он был не особенно резок, скорее даже подчеркнуто вежлив. Однако и в самой этой вежливости сквозила тонкая издевка. «Умный противник и опытный полемист», — подумал Лука Матвеич, слушая его, и сказал Рюмину:
— Вам полезно было бы выступить, Леонид Константинович. Спор начинает принимать теоретический характер, а, кроме нас с вами, тут нет никого, кто мог бы полемизировать с Ряшиным.
— Вы и один справитесь, товарищ Цыбуля, — ответил Рюмин. — Но если нужно будет, я выступлю.
— Зовите меня просто Лукой Матвеичем.
— Да уж так принято — называть по кличке.
А Ряшин говорил, все более оживляясь:
— …Социалистическое сознание нельзя преподавать, как урок. Оно приходит в массы в процессе борьбы, а не прежде ее. Мы боремся не потому, что знаем, куда и к чему приведет нас эта борьба в будущем. Условия самой жизни, наше материальное положение берут нас за горло, потому мы и боремся. И не случайно Маркс говорит, что именно материальное положение является родоначальником сознания, а не наоборот. И как бы на страницах уважаемой «Искры» или «Борьбы», из которой товарищ Цыбуля приводил тут выдержки, ни старались привить рабочему сознание необходимости восстать против существующего капиталистического строя и самодержавия, никакой борьбы и восстания не получится, если рабочий сыт и одет…
— Не перевирайте, товарищ Ряшин! — сказал инженер Рюмин. — Вы напрасно ссылаетесь на Карла Маркса. Известное положение «бытие определяет сознание» имеет в виду сознание как философскую категорию, как вообще мышление, а не как социалистическую идеологию. И кто же, как не Маркс и Энгельс, сделал больше, чтобы привить рабочему классу именно сознание необходимости применить революционное насилие против буржуазии?
Ряшин спокойно выслушал Рюмина, но не ответил ему, и продолжал:
— Да, в первой общезаводской стачке мы потерпели поражение. Но рабочие теперь знают, что такое массовое выступление и что оно могло бы дать, будь оно целеустремленно, а не разрозненно. И я уверен: произойдет новая стачка, — рабочие уже не допустят, чтобы их требования к хозяину остались без ответа. То есть и сознание, и сама жизнь пролетариата подымутся на следующую ступень. Так обстоит дело на практике. И нас, практиков…
— И вас, практиков, — перебил Леон, — будет вести по этим ступенькам жизнь? То есть вы будете тянуться в хвосте рабочих, как тут верно говорил дед Струков?
Но Ряшин и это замечание оставил без ответа и продолжал свое:
— И нас, практиков, нечего заставлять забегать вперед и ловить социалистического журавля в небе. Жизнь нас учит уму-разуму, а не ученые доктрины. Придет время, мы попросим Запад поделиться с нами опытом своей политической борьбы, а пока что в этом нет никакой нужды. Запад — это по крайней мере пятый класс гимназии. Русские же рабочие еще сидят во втором классе, если не в первом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Искры"
Книги похожие на "Искры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Соколов - Искры"
Отзывы читателей о книге "Искры", комментарии и мнения людей о произведении.