Дэвид Мёрфи - Что знал Сталин

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Что знал Сталин"
Описание и краткое содержание "Что знал Сталин" читать бесплатно онлайн.
Эта книга написана разведчиком высочайшего класса: ее автор Дэвид Э. Мерфи с начала 1950-х до 1961 года был резидентом ЦРУ в Западном Берлине, в 1963–1968 годах руководил Советским отделом ЦРУ. Нет смысла объяснять, что в американской разведке это направление считалось важнейшим, так же как американское — в КГБ. Теперь Дэвид Э. Мерфи предстает перед нами как историк — глубокий, объективный и вдумчивый исследователь деятельности советских разведок в 1939–1941 годах. Известно, что истинные профессионалы разведки относятся друг к другу с большим уважением — даже если их службы, мягко говоря, не являются союзниками.
Дэвид Э. Мерфи В 1963–1968 гг. руководил советским отделом ЦРУ, который в те времена был важнейшим в американской разведке. В своей книге Дэвид Э. Мерфи с профессиональной точки зрения оценивает деятельность советских разведок с 1939 по 1941 год. Дэвид Э. Мерфи был в СССР пять раз: в 1987, 1993, 1994, 1995, 2000 году. Работал в соавторстве с генерал-лейтенантом С. А. Кондрашовым при написании книги «Поле битвы — Берлин» о деятельности ЦРУ в Берлине. Полная биография Сергея Александровича Кондрашова приведена на сайте СВР. Вот некоторые выписки из неё.
С октября 1953 года по 1955 год С. А. Кондрашов — 1-й секретарь посольства СССР в Великобритании, и.о. резидента. Это назначение было прямо связано с его предстоявшей работой со знаменитым советским агентом Джорджем Блейком, который в те годы занимал в британской разведке (SIS) должность заместителя начальника отдела, внедрявшего подслушивающую технику на советских объектах.
Наряду с этим усиленно сооружаются крупные бетонные укрепления и проволочные заграждения вблизи Ярослава и Ржешева. На станцию Ярослав в большом количестве прибывают и разгружаются строительные материалы (камень, железо, лес), а также воинские соединения, танки, снаряды и мины. Для сооружения укреплений мобилизовано местное крестьянское население, начиная с 14-летнего возраста, и переброшены строительные рабочие, занятые на развитии станции Журавицы. Это сообщение, как и другие, заканчивалось информацией об украинской националистической активности, поддерживаемой немцами. Данных о списке лиц, кому произведена рассылка, не имеется. [244]
Указания на размах движения немецких войск в восточном направлении пришли и от агенуры на Львовской железной дороге, которая сообщила о проходе многочисленных войсковых эшелонов в период между 14 и 22 августа. По крайней мере, тридцать составов в день проходило через Варшаву на восток. Пассажирское движение было приостановлено в этот период, а жителям запрещалось выходить из домов с 23,00 до 6.00 из-за комендантского часа. Концовка рапорта состоит из сообщения о действительном дислоцировании войск в различных пунктах вдоль границы и усилиях немцев завербовать на военную службу и контролировать украинцев в немецких частях. [245]Информации о рассылке данного документа также не имеется.
Рапорты закордонной агентурной сети Львовской железной дороги освещают увеличение движения немецких войск в сторону советской границы в сентябре. В конце месяца в Перемышль начало прибывать оборудование для понтонных мостов. «Среди немецких солдат, находящихся вблизи советской границы, идут разговоры о скорой войне с СССР, и что немецкие войска вместе с украинцами создадут „Самостийную Украину“». Упоминание об оборудовании для понтонных мостов должно было бы насторожить советскую разведку, потому что это строительство не было просто упражнением по улучшению немецкой обороны вдоль советской границы. Вероятно, признаком растущей важности агентурных возможностей сети ГТУ была замена начальника Первого отдела ГТУ капитана Бененсона майором госбезопасности Н.И. Синегубовым. В ноябре та же агентурная сеть Львовской железной дороги сообщила об «усиленном передвижении германских пехотных частей ‹…› вглубь Германии и концентрация на границах с СССР немецких артиллерийских и мотомеханических частей». Рассылка была сделана Берии, Меркулову и Кобулову и даже был включен Павел Судоплатов, заместитель Фитина в Управлении внешней разведки ГУГБ НКВД. [246]
В спецсообщении от 27 декабря ГТУ сообщает детали по положению в оккупированной немцами Польше, полученные от закордонной агентуры на Львовской, Белостокской и Литовской железных дорогах: «В районе Варшавы ‹…› ведется строительство пяти новых аэродромов ‹…›. Эти аэродромы строятся по одному типу, без ангаров, расположены у леса и представляют большую посадочную площадку, к двум противоположным сторонам которой проложены шоссейные дороги для подвоза горючего. От шоссе, ведущего к посадочной площадке, сделано 4–5 бетонированных дорожек, по которым самолеты отводятся с летного поля в лес для укрытия. Горючее для самолетов хранится в бензобаках емкостью 50 тыс. литров каждый, зарытых в землю на бетонном основании. Эти баки прикрывают слоем земли в 30 см.». Что касается передвижения частей, то оно продолжает возрастать.
«Для еврейского населения в Варшаве организовано „гетто“, для которого выделен специальный район, огражденный кирпичным забором ‹…›. В гетто проживают 410 тысяч евреев, переселенных со всех концов города ‹…›. Население гетто получает 125 грамм хлеба в день, а связи с чем среди еврейского населения особенно велика смертность ‹…›. Польские крестьяне пограничных сел предупреждены о предстоящем переселении вглубь Генерал-Губернаторства. Вместо поляков в этих селах поселяются „фольксдейче“, перешедшие в германское подданство». Реквизиция урожая немцами вызвала голод среди польского населения. По селам и в поездах систематически проводятся обыски и изъятия зерна, картофеля, мяса и жиров. Реквизиции сопровождаются избиением крестьян. «В привилегированном положении находятся украинцы, белорусы и русские, которые не подвергаются никаким ограничениям и широко общаются с немцами». Спецсообщение, подписанное Синегубовым и завизированное Мильштейном, имеет пометы: от Берии Фитину и от Фитина начальнику немецкого отдела Журавлеву: «Использовать для сообщения в ЦК». Указана рассылка — Берия, Меркулову, Кобулову, но приказ Фитина использовать его для подготовки рапорта в ЦК предполагает, что военной разведке также передадут копию. К этому времени Фитину была поручена проверка сообщений ГТУ и стандартная рассылка, включающая военную разведку. [247]
В январе ГТУ НКВД доложило руководству о мобилизационной готовности железнодорожного транспорта. Различные детали в рапорте без сомнения основываются на материалах, представленных многочисленной агентурой по региональным железным дорогам. Информация началась с утверждения, что «в деле мобилизационной подготовки железнодорожного транспорта имеется ряд серьезных ненормальностей. Наркомат путей сообщения мобилизационного плана желдор транспорта не имеет ‹…›. Между НКПС и НКО до сих пор нет должной договоренности по вопросу о плане воинских перевозок ‹…›. НКПС требует от НКО указать размеры перевозок на военное время, а НКО, в свою очередь, требует от НКПС данные о пропускной способности Брестской, Ковельской, Белостокской, Львовской и прибалтийских дорог, без которых НКО не может разработать плана перевозок ‹…›. В июне 1940 года Генштаб РККА представил НКПС грубо ориентировочные размеры погрузки, выгрузки и размеры движения по участкам дорог, на основе которых НКПС разработал временный вариант мобплана ‹…›. Этот временный план воинских перевозок является нереальным ‹…›. До сих пор не составлен централизованный план народнохозяйственных перевозок на первый месяц войны. Союзные наркоматы не представили в НКПС заявок на грузы, подлежащие перевозке в первый месяц войны, а Военно-мобилизационное управление НКПС не проявляет должной настойчивости в получении этих заявок». Далее следует детальное перечисление различных проблем на каждой из дорог в западных областях. Например, для перевозки тяжелых танков требуются 60-тонные платформы, но таких платформ на дорогах имеется только 387 штук. Однако в 1940 году ни одной платформы не построено. Количество паровозов, имеющихся в западных областях, составляет 75 процентов от плана. Нехватки имеются и по другим средствам. Накопление мобилизационных восстановительных запасов идет неудовлетворительно. И, наконец, «мобилизационная работа на дорогах Прибалтики до сих пор не начата». Информация включает фамилии различных должностных лиц в НКПС, в работе которых по мобилизационному плану имеются недостатки.
Документ подписан Берия и начальником ГТУ Мильштейном. [248]
В спецсообщении от 10 февраля ГТУ говорится, что перегруппировка германских войск в пограничных с СССР районами продолжается. Воинские эшелоны покидают оккупированную Польшу и через Моравию — Богемию и Австрию якобы двигаются в Болгарию, где они будут использованы для развертывания боевых действий против Греции. Одновременно отводится значительная часть германских войск, расположенных на границе Литовской ССР, которые перебрасываются якобы на англо-германский фронт. Очень трудно понять, являются ли слухи о местах их назначения правильными или просто отражают перегруппировку, нацеленную на дезинформацию советской разведки. Однако далее продолжается описание движения немецких войск в районы, примыкающие к советской границе.
Вероятно, более важным являются данные о формировании «добровольческого украинского корпуса, штаб которого находится возле Люблина. Два уже сформированных полка этого корпуса в конце ноября 1940 года якобы проводили тактические учения в лесах имения Радзынь, под командованием полковника Ковальца.
В Варшаве формируется белорусский добровольческий корпус под названием „Вызваление“. В настоящее время в этот корпус записалось 7000 около человек».
Что касается строительства военных сооружений, агентура заметила, что «в пограничной полосе немцами производятся триангуляционные работы и намечаются артиллерийские пункты». Работа по сооружению новых аэродромов, описанных в предыдущих сообщениях, продолжалась, так же как и постройка железобетонных укреплений, которые ведутся по ночам при свете прожекторов. «Эти работы подкрепляются специальным военно-строительным поездом, состоящим из двадцати семи платформ, тринадцати крытых и десяти пассажирских вагонов. В вагонах помещались солдаты, на платформах были погружены машины, бревна, повозки и груз, закрытый брезентом ‹…›». «В некоторых секторах железная дорога полностью военизирована. Все железнодорожники, включая и поездные бригады, заменены немецкими солдатами». Пропускная способность некоторых железных дорог увеличивается, продолжается строительство новых путей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Что знал Сталин"
Книги похожие на "Что знал Сталин" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дэвид Мёрфи - Что знал Сталин"
Отзывы читателей о книге "Что знал Сталин", комментарии и мнения людей о произведении.