Мюд Мечев - Портрет героя
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет героя"
Описание и краткое содержание "Портрет героя" читать бесплатно онлайн.
Автор романа — известный советский художник Мюд Мариевич Мечев. Многое из того, о чем автор повествует в «Портрете героя», лично пережито им. Описываемое время — грозные 1942–1943 годы. Место действия — Москва. Главный персонаж — 15-летний подросток, отец которого репрессирован. Через судьбу его семьи автор показывает широкую картину народной жизни в годы лихолетья.
— Да. А вот — портрет брата… Этот шкафчик на стене — из абрамцевских мастерских… А это, — и я отдергиваю занавеску на стеллаже, — книги по искусству, литературе, философии, религии, собранные моим дедом, и отцом, и мамой… Здесь и приключения, и путешествия, и Жюль Верн, и Майн Рид, и Фенимор Купер… А это Толстой, Пушкин, Шекспир…
— Как много!
— А это, — я достаю с полки толстую книгу, — старинный каталог Третьяковской галереи. — И я даю ему эту книгу.
— Шишкин! — восторженно читает он. — Репин! Суриков! Как красиво!
— Да, но они еще лучше в подлинниках.
— Подлинниках… — шепчет он, листая книгу. — Какие вы счастливые!
Большетелов осторожно перелистывает страницы, он забыл обо всем на свете. А у меня от голода сводит под ложечкой.
— Ваня!
Я протягиваю ему на блюдечке половину лепешки из картофельной кожуры.
— Нет… — Он качает головой. — У вас самих… мало… — И отводит глаза.
— Пожалуйста, — прошу я его, — а то и я не буду есть.
Минуту он раздумывает, потом тихо произносит:
— Хорошо. Спасибо… А ты у нас возьмешь, когда я тебе дам?
— Обязательно.
Он берет лепешку и, не глядя на меня, отламывает от нее маленькие кусочки и кладет в рот.
— Как конфета! Я буду сосать их. На постном масле?
— Да. В следующий раз, — говорю я ему, — я покажу тебе старинные гравюры. А сейчас я хочу подарить тебе несколько красок.
Я достаю этюдник отца. Запах дорогих масляных красок исходит от маленького ящика.
— Что это?
— Это этюдник. С ним художник ходит работать на природе — как ты, когда рисовал там у церкви.
Слабая улыбка удовольствия появляется на его бледном лице.
— Ваня, а кто научил тебя рисовать с натуры?
— Никто… Я сам… Я не знал, что это «с натуры».
— Я думал — с природы.
— Это одно и то же.
— А откуда он у тебя? — Большетелов показывает на этюдник.
— Мама привезла отцу в подарок из Парижа.
— Из Парижа…
Я выбираю краски: красную, черную, желтую, синюю и зеленую.
— Это очень хорошие краски. И вот тебе две кисточки. А краски надо разводить керосином.
— Спасибо, — шепчет он, пряча краски в карман. — Как вы богато живете!
В его голосе я не чувствую ни малейшего оттенка зависти.
— А долго вы все это собирали?
— Долго… Наверное, сто пятьдесят или сто лет.
— А я ведь только начал собирать… И моя мамка, когда я принес те ширмы, раскричалась.
— Почему?
— Это, сказала она, всё буржуйские прихоти. Это, сказала она, никому не нужно… Только пыль собирать… А я так плакал… Только тогда она и разрешила. А твой отец учился у Репина?
— Нет. Он учился в Строгановском училище.
— А-а… А кто это? — Он показывает на портрет.
— Это портрет моей мамы, — отвечаю я, глядя на изображение молодой смеющейся красивой женщины. — Его написал мой отец.
— Отец… — шепчет Большетелов.
Он прячет кисточки, осторожно обмотав их кончики бумагой, в валенок. Я гашу свет, и мы выходим из комнаты.
— А скажите, сны — это правда? — вдруг спрашивает он.
— Не знаю.
— Я тоже… Иногда мне снится, что я… что я — богатый! И мы живем в саду… И мамка не ругается. И я этот сад рисую. Но чаще мне снится хлеб и сладкий чай… Ну, до свидания, спасибо! — шепчет он и со вздохом добавляет: — Завтра опять в школу…
V
Почти три недели наша комната вечером наполняется теплом. После того как разгорится бумага в печке, я кладу туда куски угля и закрываю дверцу, открыв поддувало. Через какое-то время уголь, нагревшись, начинает издавать паровозный запах, тлеть, и тогда я открываю топку и сажусь напротив на низкое старое решето. На нем лежит бабушкина вышитая подушка. Я ни о чем не думаю, глядя в открытую дверцу печки.
Уголь становится похожим на раскаленное железо. Он тихо пощелкивает; крошечные искры, отделяясь от его поверхности, улетают в трубу. Раскаленная плита излучает тепло, и я сижу без пальто и шапки и через какое-то время начинаю мечтать…
Кончится война. Скорее всего, теперь уж мы выживем все-таки… Я буду художником, как мой отец. Я вспоминаю свои мечты о доме, о маленьком домике на берегу озера. По утрам птицы будут прилетать ко мне и своим пением наполнять воздух. Вечерами, после захода солнца, я буду выходить на крыльцо и смотреть, сидя на нем, на вечернее небо, на загорающиеся прекрасные звезды.
Я буду работать! Я буду рисовать все те прекрасные сюжеты, которые встречаются нам на каждом шагу: окна моего дома и виднеющиеся в них деревья, кусты, озеро и лес, прибрежные камни, дороги в лесу и длинные лужи на них с плавающими осенними листьями, букеты цветов в простых стеклянных банках… Я научусь все делать сам: и класть печи, и чинить крышу, и заготавливать топливо, и сажать огород.
Я оставлю город навсегда. Он не нужен мне. Я оставлю тех людей, жить среди которых — одно страдание! И Нюрку, и глупого и грубого домоуправа, и вечно что-то вынюхивающего Славика, и жалкую страдающую Кац… Я оставлю всю московскую шпану, спекулянтов на рынках и в магазинах, и очереди, и давку в трамваях, и толпу на улице… Я уеду из Москвы! Навсегда!
Там, в своем маленьком домике, за его бревенчатыми стенами, которые будут отделять меня от природы только ночью и во время работы, у меня будет все, что нужно художнику: покой, тепло, крыша над головой, которая защитит меня от дождя и снега, и то немногое, что мне нужно. Решено! Кончится война, я сделаюсь художником — и уезжаю из Москвы!
Уголь, источая тепло, светится во тьме открытой топки. Я знаю, что в коробке, стоящей у книжной полки, лежат еще три куска. Их хватит самое большее на два дня.
Я хочу видеть и Трофима Яковлевича, и комиссара, и Осипова, и, кроме того, я хочу еще принести угля. Но как? Как я снова буду просить у них этот уголь? Опять просить! Сколько можно? А как же нищие? Они ведь просят всю жизнь!
Брат кашляет в своих тряпках. Я поднимаю голову.
— А у меня новость, — сообщил он, — я говорил, вернее, она говорила…
— Ну?
— Дуся сказала мне: «Вам пора сменить вашу фамилию!»
— Почему?
— Ну и я спросил: почему? «Не современная она у вас. Раз уж вы ликвидировали это поганое изображение, то нужно исправляться и дальше. Это, — сказала она, — общее мнение!»
— Ну а ты?
— А я спросил, кто это сказал ей. «Нюрка, — сказала она, потом поправилась — Анна Тимофеевна». И я спросил: «Разве она — общее мнение?» И она сказала: «А как же! Она его выражает! И у нас уже есть такие… сменившие имя. Например, Аэлита Робеспьеровна!»
— А ты что?
— А я молчал. Что тут скажешь? Ведь ты же знаешь прозвище Аэлиты?
И я вспоминаю, что у Лосьонаотпотаног есть и еще прозвище: Беспердовна.
Брат тихо смеется:
— Дураки они! А все люди такие глупые?
— Нет, конечно.
— Почему у нас такие кругом?
— Не знаю… Может, это только на нашей улице?
— Что же у нас — улица дураков?
Я молчу.
— Когда я поправлюсь, я узнаю это. А знаешь, я уже не плакал, когда с ней разговаривал! Как ты думаешь, я становлюсь мужественным?
— Конечно!
На его лице появляется выражение удовольствия. Помолчав немного, он просит пить; я наливаю ему кипяченую воду и, положив туда несколько крупинок американской лимонной кислоты, подаю.
— Вкусно! — шепчет он. — Но та шоколадка была вкуснее! А как ты думаешь, у американцев все есть?
— Почему ты так считаешь?
— Ну, как же! Раз они делают такую лимонную кислоту, значит, они прежде должны делать то, что нужнее.
— Что же?
— Все! Ботинки, шапки, пальто, дома, еду, конечно. Разве не так?
— Ты что — думал об этом?
— Я все время думаю! С тех пор, как мама принесла эту лимонную кислоту. И потом… ведь мама так недолго жила в Америке, а так много всего привезла… И одежды, и книг, и вещей… Значит, все это дешево? Ведь у нее не было много денег? Она была студенткой? Так?
Я молчу.
— А ты бы хотел жить в Америке? — спрашивает он.
Я шевелю кочергой угли в печке.
— Ты не хочешь со мной говорить? Почему? Я ведь не такой уж маленький, какой был до войны.
— Я думаю.
Я вспоминаю все, что знаю об Америке: рассказы мамы, книги, газеты, фотографии в больших, с блестящей бумагой американских журналах. Особенно ярко вспоминаются роскошные цветные фото обедов и ужинов из рекламы: на белой скатерти стоят полные тарелки супа, рядом — серебряные ложки, хлеб, масло, перец, соль… Белокурая молодая женщина повязывает салфетки мальчику и девочке… Эта фотография так и осталась для меня воплощением мечты о семейном счастье и мире…
И вдруг она стирается из моего воображения, и я вижу пустынную, занесенную снегом землю. Война. Развалины городов, деревень, поля с разбитыми танками, окопы, где сидят те, кто защищает нас от немцев. Тихо… Нет, никакого сражения. Танки, покрытые ветками; пушки под маскировочными сетками; самолеты на аэродромах; бронепоезда, покрашенные в белое, с торчащими стволами орудий; корабли с их высокими башнями; низкие и узкие подводные лодки; дороги, по которым двигаются к фронту тысячи машин и поездов, набитых солдатами, техникой и оружием…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет героя"
Книги похожие на "Портрет героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюд Мечев - Портрет героя"
Отзывы читателей о книге "Портрет героя", комментарии и мнения людей о произведении.
























