Мюд Мечев - Портрет героя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет героя"
Описание и краткое содержание "Портрет героя" читать бесплатно онлайн.
Автор романа — известный советский художник Мюд Мариевич Мечев. Многое из того, о чем автор повествует в «Портрете героя», лично пережито им. Описываемое время — грозные 1942–1943 годы. Место действия — Москва. Главный персонаж — 15-летний подросток, отец которого репрессирован. Через судьбу его семьи автор показывает широкую картину народной жизни в годы лихолетья.
— Чтобы ты больше не бывал в церкви! — резко обрывает она. — Чтобы ты больше не встречался с нищими!
«Значит, кто-то видел нас. Кто?»
— …чтобы ты приходил домой вовремя! Чтобы ты не водил к себе странных друзей!
— Я болен, мама…
Я снимаю с себя пальто и валенки с галошами и осторожно сажусь на постель. И меня валит на бок та теплая, мягкая, противная волна слабости и болезни, к которой я уже привык.
— Ты хочешь есть? — спрашивает мама, но уже по-другому.
— Нет. И я хочу сказать тебе, мама, чтобы ты не сердилась, потому что… Помнишь сельскохозяйственную выставку?
— Зачем ты об этом?
— Знаешь, мама, кто за нас тогда заступился?
— Кто?
— Отец Большетелова… Того, кто приходил к нам… Он — один из моих странных друзей.
Она смотрит на меня, ничего не говоря, потом уходит в свою комнату.
А тихий голос брата шепчет мне на ухо:
— Это — секрет. Сегодня к нам приходил Славик. Он сказал маме, что тебя могут исключить! Что он как друг говорит, чтобы ты учился лучше. Он сказал, что ты водишься с нищими и инвалидами, которые пьют вино и оскорбляют людей. И что ты ходишь с нищими в церковь!
— Спасибо.
…А наутро я с трудом встаю. Дрожь бьет меня так, что зубы щелкают. То озноб, то жар нападают на меня.
— Тебе плохо? — Мама озабоченно смотрит на меня.
— Да, очень.
— Сиди дома… А что бы я могла сделать для этого мальчика, Большетелова?
— Не знаю, мама. Что мы вообще можем для кого-нибудь сделать?
Закрывшись с головой, я лежу и слышу, как она уходит на работу. А ко мне подходит брат.
— Ты не спишь?
— Нет.
— И еще Славик сказал… не маме, а мне, когда уходил, уже в коридоре: «Пусть он больше не ходит в госпиталь. Там повесили объявление, что выносить продукты из госпиталя воспрещается». И что он как друг говорит тебе, что у раненых устроили обыск и отобрали все, что они у себя держали… И еще он сказал, что наши войска отдали Харьков! И что это — предательство! Он знает! И что кругом — шпионы… Он спрашивал меня, не видел ли я такого…
— Какого?
— А такого… Он показал мне фото… Я уже такое видел. Очень страшный, такой стриженый… с ушами. И я сказал, что давно уже никого не вижу, я только болею… и даже в школу не хожу. Я снял шапку и показал ему голову.
— Я устал.
— А он все еще осмотрел по углам и спросил: — «А Ленин у вас всегда в шкафу стоял или его недавно сюда поставили?» Я ответил, что всегда… Это ведь мама покупала, еще когда мы при отце жили…
— Ну а он?
— А он сказал, что просто так спросил… на всякий случай.
— Ладно. Дай мне поспать.
Он обиженно вздыхает и карабкается на постель. Я слышу его шепот и вздохи. А сам смотрю вверх, на потолок, в углах которого все тот же иней, сверкающий в полутьме нашей холодной комнаты, куда слабый свет едва проникает сквозь маленькое стекло форточки, как всегда в эту зиму разукрашенное узорами, которые говорят мне, что на улице зима, зима…
Проснувшись, я чувствую себя лучше и сразу же сажусь за стол напротив коптилки. Высунув голову из тряпок, на меня смотрит брат.
— Ты будешь делать уроки? — Его темные глаза блестят, и в каждом отражается оранжевый язычок пламени коптилки.
— Нет.
— Зачем же ты пишешь?
— Я пишу письмо.
— Кому?
— Не мешай!
По тому, как он умолкает, я понимаю, что он готов заплакать. Мне становится жаль его.
— Я пишу письмо жене раненого бойца:
…и я навещаю его, и с каждым днем его здоровье лучше. Но он так ждет…
— А зачем ты пишешь? Он, что ли, сам не может?
— Он писал и сам, но ему нет ответа.
Внезапно брат говорит:
— Она плохая! Я знаю! Есть плохие люди… Они всем делают плохо! И не любят никого! И всех обижают!
Шаги. Ровные и быстрые шаги. Каждый раз, когда я слышу их, мое сердце вздрагивает от любви и радости. Это мама!
Румяная и красивая, она появляется на пороге с каким-то свертком и с портфелем в руках. В первые минуты после мороза ее лицо кажется совсем юным.
— Что вы делаете?
— Я пишу письмо жене одного раненого.
— Зачем?
— Ему она не отвечает.
Мама подходит ближе и, заглядывая в белый лист, читает вслух последние строки:
«…напишите ему, прошу вас…» Это тот человек, о котором ты говорил?
— Да. А что?
— Я думаю, все это напрасно…
Гнетущее чувство возникает во мне после этих ее слов.
— Почему?
— Вряд ли ты сможешь помочь ему.
— Значит, мне не писать?
— Я не писала бы так, как написал ты.
— А как?
— Я просто бы написала о нем, о том, как он себя чувствует, как поправляется. И — все! Я бы ни о чем не просила, потому что… Впрочем, не знаю!
Я бросаю письмо в корзину и беру новый лист.
О чем бы я мог ей написать? О госпитале? О том, что Трофима Яковлевича скоро должны выписать?
Я долго сижу перед этим листком. Свет коптилки освещает стол и часть окна. Обдумав содержание письма, я поднимаю голову и встречаю грустный, любящий и печальный взгляд мамы, сидящей напротив меня в старинном кресле.
А поздно вечером приносят письмо от дяди Васи, и мы читаем и перечитываем его, стараясь понять и то, что зачеркнуто цензурой. И когда, наплакавшись и наговорившись, мы ложимся с братом, мама долго еще сидит над развернутым письмом.
XIII
Следующий день начинается ужасно!
Ранним утром мама, встав с постели, разбивает в ведре ледяную корку, чтобы достать оттуда воды для умывания. Но кувшин вдруг падает у нее из рук, и она валится лицом вниз на холодный пол и так остается лежать без движения.
Я тупо смотрю на разлетевшиеся осколки фаянсового кувшина. А сердце бьется так, что мне трудно дышать.
— Мама!
Стараясь не шуметь, думая о том, что, если с ней что-нибудь случится, я не буду тогда… точно не буду… я высовываю ноги из-под одеяла, спускаюсь на пол; не шевеля ее, склоняюсь над ней, тихонько прижимаю ухо к ее спине, напрягаю слух… Тук-тук-тук — бьется сердце моей мамы!
Брат, сбросив с себя все тряпки, молча сидит на постели и, не отрываясь, смотрит на нас.
— Мама, ты слышишь меня?
Молчание. Я осторожно переворачиваю ее лицом вверх. Мне кажется, я и сам сейчас упаду. Ее лицо — как мел. Глаза широко открыты и смотрят вверх, зрачки — как точки.
— Мама! Мама! Очнись! — Я обнимаю ее и целую. — Мама! Мама! Милая! Очнись!
Еле-еле она произносит:
— Я слышу… плохо вижу… накрой… тебе не поднять… вызови «скорую помощь»…
Я подкладываю под нее пальто, поднимаю ноги, подоткнув под них одеяло, накрываю всем, что есть в доме теплого, а под голову кладу подушку.
— Она оживела? — сквозь слезы спрашивает брат.
— Да. Слезай быстрее, ложись рядом и грей ее. Понял?
— Да! Я знаю, так делали индейцы. Хорошо, что я читал об этом!
Я нащупываю в кармане мелочь, натягиваю шапку и пальто и выбегаю на улицу. Холодный снег летит мне в лицо — на улице метет. Из окон нашего дома, из торчащих труб, стелется горький противный дым. Я бегу по узенькой тропинке к телефону-автомату.
Вот будка: занесенная снегом, пахнущая мочой, исписанная номерами телефонов. Оторванные провода торчат из корпуса — трубки нет!
Я сворачиваю на улицу и бегом дальше, где должен быть еще один телефон-автомат. Должен! Вот он! Я открываю висящую на одной петле дверцу с разбитыми стеклами. На полу в будочке, занесенной снегом, на самой середине — куча дерьма… Я поднимаю голову — те же оторванные провода торчат из разломанного корпуса телефона.
Я бегу к овощному магазину: там пост милиции, там должен быть работающий телефон-автомат! Должен быть! Должен! Должен!
Мне жарко. Я бегу по-настоящему, как бегал до войны. Прохожие оборачиваются, как я оборачивался, когда видел бегущих так, как я сейчас… В переулке около овощного магазина я вижу телефон. Медленно прохаживается с винтовкой за спиной милиционер. Трубка — на месте!
— «Скорая» слушает! — слышу я далекий, как с края света, голос.
— Пожалуйста, примите вызов!
— «Скорая» слушает! Говорите!
— Примите вызов!
— Вас не слышно. Ваш телефон испорчен.
И — щелчок.
…Бессмысленно я держу ненужную трубку, потом кладу ее на рычаг, выхожу из будки. Милиционер, с худым изможденным лицом, небритый, старый, смотрит на меня… Я открываю дверь магазина. Женщина, повернувшись ко мне спиной, подметает пол. Две продавщицы считают талоны.
— Закрыто! Еще закрыто, — говорит одна из них, когда я подхожу ближе, но, взглянув на меня, умолкает: слезы ручьем текут по моему лицу.
— Что случилось?
— Пожалуйста… дайте мне позвонить! Мне нужно «скорую помощь»!
— Идем, — говорит она решительно и ведет меня в служебное помещение.
Из-за закрытой двери доносятся голоса. Женщина открывает ее, и на минуту становится тихо.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет героя"
Книги похожие на "Портрет героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюд Мечев - Портрет героя"
Отзывы читателей о книге "Портрет героя", комментарии и мнения людей о произведении.