» » » » Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века


Авторские права

Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательско-торговый дом «ЛеКо», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века
Рейтинг:
Название:
Морская политика России 80-х годов XIX века
Издательство:
Издательско-торговый дом «ЛеКо»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5-902236-32-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Морская политика России 80-х годов XIX века"

Описание и краткое содержание "Морская политика России 80-х годов XIX века" читать бесплатно онлайн.



В монографии изучаются процессы и явления, характеризующие морскую политику России в один из самых сложных периодов истории отечественного флота — возрождения после поражения в Крымской войне и перехода от деревянных парусных к броненосным винтовым кораблям.

Предназначена для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся военной историей.






Пароход Добровольного флота «Россия», доставивший военные грузы во Владивосток во время Кульджинского кризиса

Пароходы Р. Сломана прибыли в Кронштадт во второй половине июня, а через две недели отправились вслед за «Россией». Однако все грузы и на них не поместились, поэтому министерству 30 июля пришлось заключить контракт с купцом В.М. Русановым, который предоставил в распоряжение Морского ведомства два зафрахтованных им датских парохода, неплохо заработав на этой посреднической операции[94]. В августе пароходы вышли по назначению, а к середине ноября доставили во Владивосток прицелы для эскадры, 1000 т кардифского угля и другое имущество.

Тем временем в Одессе начальник учебного минного отряда Черноморского флота, капитан 2 ранга И.М. Диков пытался погрузить на пароход Добровольно флота «Москва» четыре миноноски с запасом мин Уайтхеда, орудия и боеприпасы для Тихоокеанской эскадры. Предполагалось вооружить пароход, но по размышлении пушки спрятали в трюм и оставили судно под коммерческим флагом, избежав таким образом дипломатических трений при проходе черноморских проливов. Во время погрузки миноносок выяснилось, что «Москва» способна принять только две из них. Поэтому оставшиеся две, при содействии инспектора Добровольного флота капитан-лейтенанта М.В. Вахтина и местного агента (представителя) общества Д.Ф. Акимова, подняли на палубу парохода «Петербург», который 24 июля покинул Одессу. Через месяц, 30 августа, ушла в Тихий океан и «Москва», на которой отправились офицеры и команды миноносок[95].



«Петербург» — один из пароходов Добровольного флота, доставивший во Владивосток миноноски

Таким образом, лишь к началу зимы, когда вероятность нападения китайцев снизилась, Владивосток получил все необходимое для успешной обороны. Правда, важнейшие грузы — артиллерия, мины, боеприпасы, продовольствие — прибыли туда в августе — сентябре, но и то спустя полгода после начала кризиса, так что только медлительность китайцев позволила русским изготовиться к обороне еще до окончания их военных приготовлений. В сентябре же завершилась и организация российских морских сил в Тихом океане, позволявшая при необходимости перейти к активным действиям. На это министерству потребовалось несколько месяцев. Еще в мае было принято решение назначить старшего начальника, которому подчинялись бы оба командующих отрядами, А.Б. Асланбегов и О.Р. Штакельберг. Первым кандидатом на новую должность, по предложению великого князя Константина Николаевича, стал бывший его адъютант, а к тому времени морской агент в Италии и Австро-Венгрии, вице-адмирал И.А. Шестаков. 12 мая С.С. Лесовский телеграфировал ему об этом в Ниццу.

И.А. Шестаков, не одобрявший сложившихся в министерстве порядков, а после неудачного выступления против Н.К. Краббе в 1863 году более полутора десятилетий находившийся в своеобразной опале, критически отнесся к предложению генерал-адмирала. Позднее он писал, что «едва ли бы собрали у китайских берегов нужную силу, если б не было наскоро приобретенных в Америке по случаю Восточной войны крейсеров и не подоспел на выручку Добровольный флот. Из таких лоскутов составили эскадру, назначенную действовать в 15 тысячах милях от своих портов, на глазах завистливых иностранцев, против государства с 400-миллионным населением»[96].

Ссылаясь на болезнь жены, адмирал отказался от предложенного ему поста. Отказался и другой кандидат — Н.М. Чихачев. В конце концов начальствовать над морскими силами в Тихом океане вызвался сам С.С. Лесовский, на место которого 23 июня 1880 года был назначен А.А. Пещуров.

Пока шли эти переговоры, министерство, дабы помочь А.Б. Асланбегову сориентироваться в обстановке, предписало ему зайти в Гонконг и повидаться с иностранными адмиралами. Вместе с тем, командующему отрядом сообщили, что назначенный новым командиром фрегата «Князь Пожарский» капитан 1 ранга П.П. Тыртов доставит «тетради и карты» со сведениями о китайском флоте и портах. А.Б. Асланбегова предупредили, что «сведения эти, собранные из разных источников, требуют тщательной проверки, пополнения и исправления на месте»[97].

Однако даже такая информация была весьма полезна адмиралу, прежде не служившему на Дальнем Востоке. Впрочем, и служившие там едва ли знали намного больше, так как российское Морское министерство до начала кризиса мало интересовалось Китаем, что отмечал и С.С. Лесовский[98]. Экземпляры «тетрадей и карт» получили также командиры кораблей, снаряжавшихся в Кронштадте.

19 мая в кабинете управляющего министерством собрались директор Инспекторского департамента, контр-адмирал М.Я. Федоровский, А.А. Пещуров и возглавлявший канцелярию действительный статский советник Н.Н. Мамантов, обсудившие инструкцию командирам кораблей, отправлявшихся в Тихий океан. Согласно этой инструкции, главной задачей являлось скорейшее присоединение к отряду Тихого океана, чему, впрочем, несколько противоречила рекомендация беречь машины и котлы. Внимание командиров обращалось на поддержание воинской дисциплины и порядка. Им предписывалось содержать в исправности артиллерию и мины, проводить различные учения и чаще доносить о местопребывании судов. 25 мая инструкцию утвердили, а в дополнение к ней Инспекторский департамент решил снабдить каждого командира собранием прежних инструкций судам и отрядам дальнего плавания[99].

К тому времени собиравшиеся в заграничное плавание корабли окончили вооружение, опробовали машины и приняли запасы. 31 мая на Большом Кронштадтском рейде генерал-адмирал, в сопровождении великого князя Алексея Александровича, С.С. Лесовского, А.А. Пещурова и других официальных лиц произвел смотр фрегатам «Светлана», «Генерал-Адмирал», клиперам «Стрелок», «Пластун», «Забияка» и крейсеру «Африка». Уже на следующий день «Африка» и «Забияка» отправились в Тихий океан, следом за ними покинули Кронштадт и остальные.

В первых числах июня, когда пересекавшие Балтику суда только начинали долгий путь на Дальний Восток, отряд А.Б. Асланбегова заканчивал его. Два сильнейших корабля, «Минин» и «Азия», прибыли наконец в Нагасаки, но после трехмесячного перехода из Средиземного моря их машины находились в таком состоянии, что требовали тщательной переборки и, по сообщению О.Р. Штакельберга, рассчитывать на эти суда можно было лишь через месяц. К слову, напряженный переход был до известной степени проверкой пригодности кораблей к крейсерской службе, и они ее по сути дела не выдержали. Правда, обстановка в Китае несколько стабилизировалась и не требовала от российской эскадры немедленных действий. Хотя по донесениям консула в Тяньцзине К.И. Вебера китайцы и продолжали военные приготовления, закупая в Европе все новые боевые корабли, оружие, а также доставляя на парусных судах и пароходах английской компании войска, порох, продовольствие из южных провинций в Маньчжурию и Чжили, но несмотря на это, командующие иностранными эскадрами, как обычно, в начале жаркого сезона сочли возможным увести свои соединения из китайских портов на север[100].

Видимо, представители западных держав уже не опасались событий, подобных апрельскому обострению китайско-португальских отношений из-за Макао, сопровождавшемуся захватом китайскими крейсерами торговых судов, направлявшихся в эту португальскую колонию. Усилилась антивоенная агитация: о необходимости уступить России говорил лидер «проиностранной», хуайской группировки Ли Хунчжан и ряд видных сановников[101]. А.И. Кояндер считал, что европейские дипломаты, в первую очередь английские и германские, с самого начала кризиса подавали такие советы цинскому правительству[102].



Крейсер «Африка»

В действительности положение было более сложным — по наблюдениям A.Л. Hарочницкого, британский представитель Р. Гарт подстрекал китайское правительство к войне, настаивая на закупках вооружения в Англии[103].

На наш взгляд, в данном случае преобладали коммерческий расчет, желание поставить цинские войска под контроль английских инструкторов и приковать внимание Петербурга к Дальнему Востоку. Поначалу, видимо, пекинские власти прислушивались к внушениям Р. Гарта, но убедившись в нереальности прямой военной поддержки англичан, оставили мысль о разрыве отношений с Россией и вступили с нею в переговоры, продолжая в то же время наращивать вооружения на ее границах, главным образом для демонстрации своей решимости настоять на аннулировании Ливадийского договора. В Петербург отправился китайский посланник в Англии, маркиз Цзэн Цзицзэ, а 14 июня был опубликован императорский указ о временном помиловании Чун Хоу.

Россия, также не заинтересованная в эскалации напряженности, некоторое время колебалась. В ее правительстве шла борьба между представителями Военного ведомства, отстаивавшими положения Ливадийского договора, подписанного на основании выдвинутых ими требований, и Министерства иностранных дел, склонного отказаться от большинства из них ради достижения соглашения с китайским правительством. Одновременно российская сторона продолжала и подготовку к возможной войне, которая не афишировалась по причине относительно небольших масштабов мероприятий, особенно Военного ведомства, отвечавших задачам скорее оборонительным, чем наступательным, что старались утаить от китайцев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Морская политика России 80-х годов XIX века"

Книги похожие на "Морская политика России 80-х годов XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роберт Кондратенко

Роберт Кондратенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века"

Отзывы читателей о книге "Морская политика России 80-х годов XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.