» » » » Аким Олесницкий - Древнееврейская музыка и пение


Авторские права

Аким Олесницкий - Древнееврейская музыка и пение

Здесь можно скачать бесплатно "Аким Олесницкий - Древнееврейская музыка и пение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Древнееврейская музыка и пение
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древнееврейская музыка и пение"

Описание и краткое содержание "Древнееврейская музыка и пение" читать бесплатно онлайн.



Исследование-пособие «к пониманию музыкальных терминов, встречающихся в Библии», о значении музыки в религиозной и повседневной практике евреев ветхозаветных времён, опубликованное в «Трудах Киевской духовной академии» за 1871 г., в котором взвешиваются популярные на то время толкования других исследователей. © gerado






Рядомъ съ струнными инструментами стоятъ въ библейскомъ повѣствованіи инструменты духовые. Устраняя всякую мысль о какой либо взаимной подчиненности по происхожденію между тѣми и другими, Библія приписываетъ ихъ вмѣстѣ Іувалу, изобрѣтшему съ кинноромъ и hugav — дудку, основную форму всѣхъ духовыхъ инструментовъ. По объясненію языческихъ авторовъ, поводъ къ открытію духоваго инструмента дало завываніе вѣтра въ сухихъ тростникахъ, растущихъ во множествѣ на берегахъ Нила и моря тростниковаго (Чермнаго). Кто не помнитъ прекрасныхъ стиховъ Лукреція, выражающихъ эту мысль:

Zephyrі cava per calamorum sibila primum
Agrestes docuere cavas inflare cicutas,
Inde minutatim dulces didicere querelas,
Tibia quas fundit digitis pulsata canentum,
Avia per nemora ac sylvas saltasque reperta,
Per loca pastorum deserta, atque otia dia[145].

Но, открытая въ первыя времена человѣческой исторіи, духовая музыка, получившая большое свящ. значеніе у арабовъ (изв. nây дервишей), у грековъ взявшая даже перевѣсъ надъ струнною музыкою, у евреевъ повидимому мало употреблялась, по крайней мѣрѣ, въ древнѣйшій періодъ. Большое приложеніе имѣла, только призывная духовая музыка — труба. Основное названіе трубъ у евреевъ было schophar — корень, указывающій вообще инструментъ изогнутый. По описанію Талмуда трубы еврейскія были необыкновенно звучны; звукъ ихъ отъ Іерусалима доходилъ до Іерихона и даже до Самаріи, т. е. на разстояніи цѣлаго дня пути[146]. Вообще нужно замѣтить, что употребленіе трубъ болѣе всего отдаляетъ евреевъ отъ египтянъ, хотя происхожденіе трубъ принадлежитъ Египту. По свидѣтельству Розеллини[147] инструменты этого имени и рода, хотя встрѣчаются въ памятникахъ египетскихъ, но по своему устройству приближаются болѣе къ флейтѣ, чѣмъ къ трубѣ. Египетскія трубы слишкомъ мелки для того, чтобы ими давать сигналы народу, какъ это было у евреевъ, для какой цѣли въ Египтѣ вмѣстѣ съ трубами употреблялись барабаны. Еврейская труба, получившая свое развитіе въ 40 лѣтъ странствованія въ пустынѣ, на египетскихъ памятникахъ не встрѣчается, но по свидѣтельству Апулея въ Сиріи она употреблялась, конечно, по заимствованію отъ евреевъ, при возвѣщеніи проходовъ богини сирійской, когда жрецы проносили по селамъ ея образъ, обличая народъ въ жестокосердіи и выманывая серебро[148]. Позже этотъ инструментъ еврейскій взяли и греки для оповѣщенія народныхъ праздниковъ и называли knouê[149].

Въ частности, въ употребленіи евреевъ было два рода трубъ: роговая труба kerên и прямая труба hatzotrezoth. Перваго рода труба первоначально представляла простой необдѣланный бараній рогъ. По раввинской легендѣ первая роговая труба была сдѣлана именно Авраамомъ изъ рога барана, принесеннаго имъ въ жертву вмѣсто Исаака[150]. Керенъ возвѣщалъ праздники, новомѣсячія, юбилеи[151]. Кстати замѣтимъ, что въ древнемъ парафразѣ халдейскомъ баранъ называется iobel торжество,— слово, которымъ обозначается также и keren[152]. Рабби Абрагамъ прибавляетъ, что керенъ былъ покрытъ обыкновенно кожею тельца, окрашенною въ черный, красный или какой либо другой цвѣтъ, и что въ нижней части его были просверлены отверстія, которыя музыкантъ закрывалъ или открывалъ по произволу[153]. Хотя это описаніе не имѣетъ никакого основанія въ Библіи, тѣмъ не менѣе въ немъ нѣтъ ничего невѣроятнаго. Hatzotrezoth были прямыя трубы, мѣдныя, серебряныя или деревянныя. Они имѣли около 50 сантиметровъ въ длину, около 3 сантим. въ діаметрѣ и не имѣли другихъ отверстій, кромѣ мундштука и нижняго дула. Такія трубы можно видѣть на тріумфальной аркѣ Тита въ Римѣ между предметами, перенесенными изъ Іерусалима послѣ его разрушенія. Hatzotrezoth имѣли высшее назначеніе, чѣмъ keren; они употреблялись въ храмѣ при жертвѣ мира и провождали воиновъ на сраженіе. По разрушеніи Іерусалима евреи оставили всѣ инструменты, которыми нѣкогда пользовались, и позволяли себѣ оставить только kerên, самый грубый и простой инструментъ. Такого рода запретъ, убившій совершенно музыкальные таланты между евреями, раввины наложили на націю въ вѣчное воспоминаніе своего униженія[154].

Но духовые, въ собственномъ смыслѣ музыкальные, инструменты, какъ мы сказали, не имѣли особеннаго развитія между евреями. Неумѣлость евреевъ въ обращеніи съ духовыми инструментами ясно изображаетъ слѣдующая талмудическая легенда[155]. «Въ скиніи Моисеевой еще со времени выхода изъ Египта хранилась чудесная флейта, тонкая, нѣжная, сдѣланная изъ нильскаго тростника. Соломонъ вздумалъ было позолотить её, но инструментъ вслѣдствіе этого совершенно потерялъ свой звукъ, который возстановился только тогда, когда золото было снова отброшено». Такимъ образомъ Соломонъ, величайшій представитель искусства древневрейскаго, могъ только испортить духовой инструментъ. Это сказаніе очень вѣрно и характеристично. При общемъ значительномъ развитіи духовой музыки у древнихъ народовъ, отсталость евреевъ очень замѣтна. Евреи не могли выдержать въ духовой музыкѣ соперничества не только египтянъ, но и учениковъ ихъ сирійцевъ, амбубайи которыхъ производили взрывы восторговъ и похвалъ въ самой римской столицѣ[156]. Общимъ именемъ всѣхъ этого рода инструментовъ у евреевъ служитъ huggav, имя духоваго инструмента, изобрѣтеннаго Іуваломъ. Іеронимъ переводитъ это имя чрезъ organon, инструментъ, сложенный изъ многихъ трубокъ. Но очевидно, что открытіе духовой музыки не могло начаться такимъ сложнымъ инструментомъ. Въ таргумахъ huggav замѣняется сирскимъ словомъ abuba дудка, свирѣль. По этому объясненію мы имѣемъ здѣсь простой пастушескій инструментъ, который у всѣхъ народовъ доселѣ имѣетъ почти одинаковое устройство, а у древнихъ римлянъ даже назывался семитическимъ именемъ ambuba или ambubaja и былъ популярнымъ женскимъ инструментомъ. Другой болѣе важный духовой инструментъ былъ chalil, флейта. Такъ какъ, по указанному выше преданію, флейта существовала у евреевъ безъ измѣненій со времени выхода изъ Египта, то это значитъ, что евреи пользовались всегда египетскою флейтою. По свидѣтельству египетскихъ памятниковъ, существовало три рода флейты: 1) простая флейта, прямая трубка съ совершенно равнымъ во всю длину діаметромъ; длина ея отъ 228 до 456 миллиметровъ; по сторонамъ четыре или пять отверстій; была въ употребленіи сельскихъ женщинъ. 2) Флейтраверсъ, употреблявшійся мущинами, называвшійся лотосомъ по матеріалу, изъ котораго приготовлялся. Когда Апулей говоритъ, что въ церемоніяхъ культа Сепариса играли на флейтахъ, держа ихъ обращенными къ правому уху[157], то онъ разумѣетъ не прямую флейту, а флейтраверсъ. 3) Флейты двойныя, самыя употребительныя, изъ двухъ трубокъ то равныхъ, то неравныхъ, иногда соединенныхъ въ одинъ мундштукъ, иногда совершенно раздѣленныхъ. Флейта, приходившаяся подъ лѣвую руку, имѣла не много отверстій и издавала звуки низкіе, флейта подъ правой рукой имѣла острые звуки и множество отверстій; первая дѣлалась изъ верхней части тростника, послѣдняя — изъ нижней. Кромѣ тростника, флейты дѣлались изъ лотоса, букса, рога, слоновой кости, желѣза и серебра[158]. Что касается раввинскихъ преданій, то они сообщаютъ слѣдующее о еврейскомъ халилѣ или флейтѣ: халилъ былъ изъ дерева или изъ металла и не отличался ничѣмъ отъ huggav, кромѣ того, что былъ меньше у дульца. Халиловъ было два рода: халилъ священный или храмовой, и халилъ обыкновенный, употреблявшійся въ «веселіи народомъ»; кромѣ этихъ двухъ халиловъ былъ еще третій priferim, родъ гобоя съ мундштукомъ изъ тростника, слоновой кости, дерева и мѣди[159]. Эти преданія, какъ они ни отрывочны, отсылаютъ къ тремъ указаннымъ нами флейтамъ египетскимъ. Что касается сложныхъ флейтъ, то онѣ и доселѣ употребляются въ Палестинѣ пастухами. Нынѣшніе евреи называютъ халилъ родомъ барабана, а huggav — ударнымъ прутомъ[160]. Но это мнѣніе совершенно противоречитъ всѣмъ преданіямъ и ни на чемъ не основывается. Уже одно этимологическое значеніе слова chalil просверленное ясно указываетъ духовой инструментъ. Кстати замѣтимъ, что еврейскія имена двухъ сейчасъ указанныхъ инструментовъ: huggad дутый и chalil просверленный, дырявый такъ ясно выражаютъ одну и ту же указанную нами классическую идею духовыхъ инструментовъ, какъ будто нарочно ими хотѣли увѣковѣчить преданіе, что поводъ къ открытію этого инструмента подало завываніе вѣтра въ дуплистомъ деревѣ.

Къ духовымъ инструментамъ еврейскимъ относятся еще: 1) машрокита, упоминаемый Даніиломъ[161], своимъ корнемъ выражающій только актъ дуновенія, по объясненію рабби Абрагама[162], простая деревенская дудка, хотя позднѣйшіе іудеи этимъ именемъ называютъ клавиши. 2) Многоименный инструментъ, упоминаемый въ талмудѣ, hardavalim, ardicalim, sorbalim, burbalim и друг. отъ греч. υδραυλις, по Амміану Марцеллину organum hydraulicum. По раввинскому преданію, этотъ инструментъ не употреблялся въ храмѣ, потому что давалъ непріятные смѣшанные звуки. На немъ исполнялись только чрезвычайныя forte[163]. По свидѣтельству р. Абрагама, это былъ нынѣшній органъ съ трубками и клавитурою[164]. 3) Наконецъ погружаясь совершенно въ легендарную область талмудистовъ, называютъ еще духовой инструментъ по имени magrepha. Эта миѳическая трубка имѣетъ 10 отверстій и даетъ сто звуковъ, по другимъ: сто звуковъ даетъ каждое отверстіе, такъ какъ въ каждомъ отверстіи была вставлена новая труба съ 10-ю новыми дырочками. При трубкѣ былъ ящикъ для собранія воздуха, по Іерониму, изъ слоновой кости. Инструментъ имѣлъ громовой звукъ, такъ что когда играли на немъ, никто въ цѣломъ Іерусалимѣ не могъ ничего другаго слышать; звукъ его слышали даже въ Іерихонѣ. При своемъ ужасномъ звукѣ, онъ былъ такъ легокъ, что одинъ левитъ свободно могъ переносить его на его мѣсто между алтаремъ и преддверіемъ[165]. Между тѣмъ magrepha на прозаическомъ языкѣ значитъ просто лопата, которою въ храмѣ скоблили плиты алтаря послѣ всесожженій. Громадность плитъ была причиною большаго резоннанса при этой операціи. Тогдашніе еврейскіе поэты говорили, что звукъ лопаты, падающей на плиту алтаря былъ слышенъ въ Іерихонѣ. Позднѣйшимъ раввинамъ это объясненіе казалось слишкомъ простымъ, и вотъ они воображаютъ тысячезвучный инструментъ съ именемъ лопаты.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древнееврейская музыка и пение"

Книги похожие на "Древнееврейская музыка и пение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Аким Олесницкий

Аким Олесницкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Аким Олесницкий - Древнееврейская музыка и пение"

Отзывы читателей о книге "Древнееврейская музыка и пение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.