Шаран Ньюман - Подлинная история тамплиеров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Подлинная история тамплиеров"
Описание и краткое содержание "Подлинная история тамплиеров" читать бесплатно онлайн.
Тамплиеры — кто они? Защитники христианства или коварные еретики? Где лежат — и лежат ли? — спрятанные ими сокровища? Куда делся Святой Грааль? Кто открыл Америку — Колумб или тамплиеры? А может быть, Орден храмовников не исчез и существует по сей день? Ответы на эти и многие другие вопросы — в книге Шаран Ньюман. Это не просто «подлинная история» — это подлинная энциклопедия рыцарей Храма!
Интересно отметить, что, как и в случае тамплиеров, легенды об ассасинах затмили их реальную историю.
Ассасины и тамплиерыВильгельма Тирского ассасины интересовали мало, поскольку они редко нападали на христиан. Более того, сирийские ассасины время от времени заключали союз с крестоносцами, чтобы противостоять общим врагам. В 1128 году ассасинам Баниаса угрожал Дамаск. Их предводитель и еще несколько человек были распяты на стенах Дамаска, «дабы все видели, как Бог поступает с гонителями истинных мусульман и примерно наказывает неверных»[184]. Не желая покоряться Дамаску, ассасины предпочли сдать Баниас Балдвину II, королю Иерусалима.
Начиная примерно с 1152 года сирийские ассасины платили храмовникам ежегодную дань в размере двух тысяч византинов. Предположительно, это было наказанием за убийство графа Раймунда Триполийского, совершенное как раз в 1152 году, но точных данных на этот счет у нас нет. Вскоре такой же платы потребовали и госпитальеры, обосновавшиеся в крепости Крак-де-Шевалье на границе с землями ассасинов.
В связи с этим Вильгельм Тирский рассказывает нам еще одну поразительную историю о тамплиерах.
Предводитель ассасинов (Вильгельм называет его «Старец Горы») изъявил желание заключить союз с крестоносцами. Он прислал к Альмариху, королю Иерусалимскому, своего представителя по имени Боабдил и его устами попросил наставлений по обращению в христианство. Загвоздка состояла в том, что условием такого обращения ставилось освобождение ассасинов от ежегодной уплаты тамплиерам двух тысяч византинов. Альмариху идея понравилась, но Орден рыцарей Храма был против. Когда посланец ассасинов возвращался в Сирию, тамплиеры подстерегли его и убили.
Далее Вильгельм описывает, в какую ярость пришел король. Альмарих попытался арестовать предводителя отряда, напавшего на ассасина, Вальтера де Месниля, но тамплиеры возмутились и обратились к папе. Трудно сказать, куда бы зашло это дело, но король Альмарих вскоре умер[185]. Одним из регентов при его сыне Балдвине IV стал Раймунд, сын убитого графа Триполийского, который вовсе не был заинтересован в наказании тех, кто убивал ассасинов. Так ассасины, оставшись мусульманами, продолжили платить дань тамплиерам.
Все это вызывает недоумение историков. Некоторые полагают, что Вильгельм просто-напросто выдумал этот эпизод. К тому же описанные им события не подтверждаются другими источниками того времени. Представляется странным, что ассасины вдруг пожелали принять христианство просто для того, чтобы сэкономить деньги. В той же мере странно, что тамплиеры, рыцари Господа, пренебрегли случаем обратить в истинную веру сразу так много душ. Вильгельм Тирский полагал, что алчность рыцарей взяла верх над их благочестием, и использовал описанный эпизод как доказательство того, сколь низко пал орден за время, прошедшее с его основания, когда он славился смирением своих членов.
Мы вряд ли узнаем истину, если не будут найдены какие-либо новые документы. Однако современники Вильгельма верили в рассказанную им историю, и это показывает, что отношение к храмовникам становилось все более противоречивым.
Ассасины продолжали платить дань ордену и в середине тринадцатого столетия, когда они предприняли еще одну попытку положить этому конец, направив своего посланника к французскому королю Людовику IX, который в то время прибыл в Акру во главе крестового похода.
Возникает вопрос: почему ассасины покорно платили эту дань, вместо того чтобы сражаться? Одно из объяснений заключается в том, что их обычные способы избавляться от неугодных правителей не подходили для рыцарских орденов. Жан де Жуанвиль, биограф Людовика, пишет, что «ни тамплиеры, ни госпитальеры не боялись ассасинов, поскольку их предводитель прекрасно знал: прикажи он убить магистра одного из этих орденов, на место убитого встанет другой, ничуть не хуже, а потому он ничего не выиграет от этой смерти. По этой причине он не желал приносить своих ассасинов в жертву ради деяния, которое не даст ему никаких преимуществ»[186].
Король Людовик отказался отменить дань, а магистры тамплиеров и госпитальеров[187] высказали угрозы в адрес посланника, который вскоре снова вернулся с дарами для короля и сделал еще одну попытку примирения. Людовик, в свою очередь, послал к ассасинам говорящего по-арабски священника Ива ле Бретона с ответными дарами, дабы склонить их к принятию христианства, но миссия ле Бретона не удалась.
Через восемьдесят лет после Вильгельма Тирского Жуанвиль, оценивая отношение ордена к ассасинам, увидел в тамплиерах героев и защитников веры.
Христиане, похоже, полагали, что ассасины не являются мусульманами. Жуанвиль пишет, что они считают себя последователями не Мухаммеда, а его дяди Али. Испанский еврей Вениамин из Туделы также относил ассасинов к отдельной группе. Путешествуя по Ближнему Востоку в 1169 году, Вениамин пишет в путевых заметках: «Отсюда четыре дня пути до земли Мулахид. Ее населяют люди, которые не исповедует веры Мухаммеда. Высоко в горах дома их, и поклоняются они Старцу из страны хашшишимов. Есть среди них и четыре общины Израиля, которые идут с ними во время войны. Они не подчиняются персидскому царю, но живут высоко в горах и спускаются с них, только чтобы захватить добычу и снова вернуться в горы, и никто не может справиться с этим народом»[188].
Христианские авторы также называли территорию, где жили ассасины, словом «Мулахид», переняв его у мусульман. Слово это означает «еретик».
Вера в то, что ассасины способны нанести удар в любом месте, была широко распространена среди христиан и мусульман. Французский летописец Гийом де Нанжи рассказывает, как Старец Горы послал ассасина во Францию, чтобы тот убил короля Людовика IX (Людовика Святого). «Но в пути Господь смягчил его сердце, побудив ассасина думать о мире и согласии, а не об убийстве»[189].
Ассасины прекратили платить дань только после падения крепости госпитальеров Крак-де-Шевалье в 1271 году.
В четырнадцатом столетии во время монгольского нашествия все твердыни ассасинов пали, а сами они рассеялись. Однако в течение некоторого времени им удавалось держать в страхе весь исламский мир. Никто не ведал, где и когда они нанесут удар. О фанатизме ассасинов и об их пороках ходили легенды. Наиболее часто повторялась история о матери, которая узнала, что отряд ее сына преуспел в убийстве некоего султана, и возликовала — ведь теперь, подумала она, он стал мучеником. Узнав же, что сын остался жив, мать предалась скорби.
На протяжении всей истории существовали люди, которые пытались изменить мир, убирая ключевых лидеров. Хороший пример тому — убийство эрцгерцога Фердинанда и его жены, которое привело к Первой мировой войне. Нам, разумеется, неизвестно, подобную ли цель преследовали ассасины.
Следует заметить, что ассасины, хотя и были готовы принять смерть, исполняя свой долг, не убивали кого придется, наугад, но уничтожали только заранее выбранную жертву из числа важных фигур. Такая стратегия была предметом их гордости. История этой секты — это сложное переплетение веры, самоотверженности, фанатизма, мистицизма и прагматизма.
Во многих отношениях они были сродни тамплиерам.
Глава седьмая. Госпитальеры
Как и предполагает его имя, Орден рыцарей Святого Иоанна, или госпитальеры, начинал как благотворительное общество, которое помогало бедным паломникам, пришедшим на Святую землю, найти пищу и кров. Основан он был, по всей видимости, в конце одиннадцатого века купцами из итальянского города Амальфи. Я написала «по всей видимости», поскольку записи об основании этого ордена в хрониках отсутствуют, а сами госпитальеры, подобно тамплиерам, создали легенду, в одной из версий которой утверждается, что орден появился еще до Иисуса Христа и с ним были связаны родители Иоанна Крестителя.
В 70-е годы одиннадцатого века (а орден возник с наибольшей вероятностью именно в этот период) Иерусалимом правил египетский халиф из династии Фатимидов. Халиф позволял европейским паломникам приходить в город, чтобы поклониться местам, связанным с жизнью Иисуса. В Храме Гроба Господня служили представители Сирийской православной церкви, подчинявшиеся православному патриарху Иерусалима. В то же время паломники из Италии нуждались в приюте и иной помощи, которую могли получить от людей, исповедующих их веру и говорящих на их родном языке.
Военный аспект в деятельности ордена появился как дополнительная услуга паломникам — в особенности тем, кто шел к Иордану, чтобы войти в воды реки, в которой принял крещение Иисус Христос. Госпитальеры построили странноприимный дом, получивший название «Красная чаша», где паломники, направлявшиеся к Иордану, могли бы утолить жажду и переночевать, не опасаясь за свою жизнь. Дом этот, естественно, следовало охранять от возможных набегов — так через какое-то время в составе ордена появился отряд рыцарей. Однако традиция оказания гостеприимства паломникам не была забыта, более того, как часто подчеркивалось, эта сторона деятельности госпитальеров оставалась наиглавнейшей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подлинная история тамплиеров"
Книги похожие на "Подлинная история тамплиеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шаран Ньюман - Подлинная история тамплиеров"
Отзывы читателей о книге "Подлинная история тамплиеров", комментарии и мнения людей о произведении.