» » » » Сергей Степанов - Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия»


Авторские права

Сергей Степанов - Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия»

Здесь можно купить и скачать "Сергей Степанов - Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Яуза»9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Степанов - Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия»
Рейтинг:
Название:
Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия»
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-699-58704-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия»"

Описание и краткое содержание "Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия»" читать бесплатно онлайн.



Ему нужны были «не великие потрясения, а Великая Россия». Он пожертвовал всем ради грандиозных реформ, которые могли спасти Отечество от революции и братоубийственной бойни, – если бы не пуля провокатора, оборвавшая жизнь величайшего государственного деятеля Российской империи, гения власти Петра Аркадьевича Столыпина.

Кто стоял за этим убийством, сломавшим нашу историю? Революционеры, ненавидевшие премьера за деятельный патриотизм, бесстрашную борьбу с террором и «столыпинские галстуки»? Придворная камарилья, для которой его неподкупность и кристальная честность были как кость в горле? Царская охранка, давно пытавшаяся отстранить Столыпина от власти? Или та зловещая и беспощадная сила, стыдливо именуемая «Мировой закулисой», о которой предпочитают не вспоминать?

Отвечая на самые сложные и болезненные вопросы, эта книга воздает должное великому реформатору и государственнику, чей бесценный опыт по модернизации страны особенно актуален сегодня.






Но самую существенную статью экономии составляли крепостные артисты. Их труд ничего не стоил помещику, тем более что, по словам Тургенева, в столыпинском театре «бюджет прихода и расхода состоял в равновесии; актеры трагики, солисты певцы, актеры комики служили по двум министерствам его дома; утром порскают (с собаками на охоте), вечером комедии, трагедии, оперу играют. Это было благоразумно и хозяйственно соображено». Уверяли, что прадед П.А. Столыпина был тем самым персонажем фамусовской Москвы, о котором в комедии «Горе от ума» говорилось:

А наше солнышко? наш клад?
На лбу написано: Театр и Маскерад;
Дом зеленью раскрашен в виде рощи,
Сам толст, его артисты тощи.

По свидетельству бытописателя старой Москвы М.И. Пыляева, костяк столыпинского крепостного театра составляли комики И.П. Кураев и А.И. Касаткин, тенор Я.Я. Соколов, сестры певицы М.И. и А.И. Лисицыны[29]. Примадонной крепостной труппы была певица Варвара Новикова, которую поклонники называли Варенькой Столыпинской. Ей дарили букеты цветов, слагали в ее честь стихи. У Тургенева остались своеобразные впечатления о выступлении Вареньки Столыпинской в опере Паизиелло «Нина, или От любви сумасшедшая»: «Нина была ростом не много, чем поменее флангового гвардейского гренадера; черные длинные на голове волосы, большие черные глаза, без преумножения – величиной в полтинник. Да, надобно было видеть как Нина выворачивала глаза, чудо! Когда она узнавала возлюбленного по жилету, который она вышила шелками и ему подарила, как бывало выпялит очи на любезного, да вскрикнет: «Это он!» – так боярыни вздрогнут, а кавалеры приударят в ладони, застучат ногами, хоть вон беги. Страстные любители эффекта крикивали: бис, бис»[30].

Оперы и водевили ставились в бальном зале, который был разделен нарядным занавесом. Декорацию составляли задник, несколько рядов кулис и падуг. Оркестр сидел в два ряда, отгороженный от зала парапетом. Зрители размещались на скамьях, обитых материей. За их рядами зал поднимался на две ступеньки, образовывая как бы галерею, отделенную от основного пространства несколькими колоннами, поддерживавшими хоры. Зал освещался огромной люстрой и множеством стенных подсвечников. На сцене укреплялись специальные плошки, или «стаканы» с чистым воском, которые давали более яркий свет, нежели свечи.

Громким успехом пользовалась комическая опера «Щастливая тоня» (рыбная ловля), сочиненная князем Дмитрием Горчаковым. Почтенный ветеран, герой штурма Измаила, удостоенный похвалы Суворова, в поэзии был не столь искусен, как в ратном деле. Он писал тяжеловесным штилем осьмнадцатого века, и в его произведениях, как и в комедиях Фонвизина, персонажи носили говорящие имена. По сюжету оперы, у мещанина Скопидома была пленительная дочь Пленира, партию которой исполняла Варенька Столыпинская. В юную красавицу влюбился бедный рыбак Миловзор, чьим соперником был богатый старик Старолет. Влюбленным помог волшебный дух, который много лет пролежал в сосуде на дне реки и был вызволен рыбаком Миловзором. После множества комических приключений старик Старолет отказался от красавицы Плениры и посоветовал Скопидому соединить руки молодых людей. Опера заканчивалась «всеобщим удовольствием».

Впрочем, театральные представления не всегда заканчивались удовольствием и веселым балом, который устраивался после оперы. Однажды в театре Столыпина поставили оперу «Олинька, или Первоначальная любовь», сочиненную князем Александром Белосельским-Белозерским. Сначала все было чинно.

Благопристойности ничто не нарушало.
Но Белосельский был не раз бедам начало.

Опера оказалась насыщенной фривольными шутками. Публика сначала недоумевала, потом зашумела и, наконец, повалила к выходу. Слухи о скандале в театре Столыпина достигли Петербурга. Перепуганный автор бросился за помощью к Николаю Карамзину, в ту пору еще неизвестному в качестве историка, но уже прославившемуся литературными произведениями. Современники вспоминали: «Князь Белосельский тревожно вбегает к Карамзину и говорит ему: «Спаси меня. Император (Павел Петрович) повелел, чтобы немедленно прислали ему рукопись моей оперы. Сделай милость, исправь в ней все подозрительные места; очисти ее, как можешь и как умеешь». Карамзин тут же исполнил желание его. Очищенная рукопись отсылается в Петербург. Немедленно в таком виде, исправленную и очищенную, предают ее на всякий случай печати. Все кончилось благополучно; ни автору, ни хозяину домашнего спектакля не пришлось быть в ответственности»[31].

Столыпин сдавал своих артистов внаем. Они выступали в «доме Пашкова» на углу Знаменки и Моховой и в Покровском театре, получившем свое название по улице Покровка. Прошло несколько лет, и Столыпин решил избавиться от дорогостоящего увлечения. Обратимся к «Горю от ума», где говорится о барине, распродавшем своих артистов:

Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!

Отличие в том, что в 1806 г. Столыпин продал крепостную труппу не в розницу, а оптом. За 74 певиц, танцовщиц и комиков он запросил 42 тысячи рублей. Крепостные обратились в московскую дирекцию императорских театров с просьбой купить их у барина. Дирекция нашла сделку выгодной. В докладной записке императору Александру I дирекция отмечала: «Умеренность цены за людей, образованных в своем искусстве, польза и самая необходимость театра… требуют непременной покупки оных…»[32] Однако Александру I цена показалась слишком высокой. Столыпин снизил цену, но ненамного. В те же годы графиня Головкина широким жестом подарила своих крепостных артистов дирекции императорских театров, тогда как Столыпин выручил за крепостную труппу 32 тысячи рублей. После перехода на казенную службу в афишах против фамилий артистов стали ставить «г-н» и «г-жа», но от этого они не стали господами. Один из приказов дирекции императорских театров гласил: «С детьми людей, купленных у г-на Столыпина и подаренных графиней Головкиной… поступать как со своей собственностью». Детей артистов, если они окажутся неспособными к танцам и пению, велено было употреблять на хозяйственных работах. Но даже с талантами из крепостных не церемонились. Мария Лисицина с успехом исполняла роль Рутины в опере «Русалка», что не помешало дирекции высечь актрису розгами и не когда-нибудь, а в день ее свадьбы. Лишь через много лет бывшие крепостные и их семьи обрели полную свободу. Варенька Столыпинская уехала в Петербург и покорила столичную сцену. Впоследствии она вышла замуж за философа и публициста Н.Н. Страхова.

Современники видели в «Емельяновиче» – А.Е. Столыпине одного из чудаков и оригиналов, коими изобиловала старая Москва. Однако нельзя забывать, что домашний театр прадеда П.А. Столыпина имел огромное значение для русского театрального искусства. Артисты его театра стали основой московской труппы императорских театров, из которой впоследствии выросли Большой театр и Малый театр.

Исследователи высказывали мнение, что Столыпин продал театр, потому что жизнь на широкую ногу пошатнула его благосостояние. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что он заложил ряд своих имений[33]. Возможно, средства понадобились Столыпину не столько для удовлетворения кредиторов, сколько для очередной деловой операции. Заложив некоторые имения и продав крепостных артистов, он сразу же выхлопотал 4 тысячи десятин плодородной земли на реке Куме у предгорий Кавказа, где построил селение Ново-Столыпино. Оно находилось недалеко от Горячих и Кислых ключей, вокруг которых в будущем выросли курорты Пятигорск и Кисловодск. Следует отметить, что Столыпины были одними из первых русских людей, оценивших чудодейственную силу минеральной воды. Алексей Столыпин нуждался в лечении: «с молодых дней бывал ирой, забиякой… а под старость страдал от подагры, геморроя и летом обувал ноги свои в бархатные на байке сапоги». Он ездил пить целебный нарзан. Весной 1817 г. он отправился из Пензы в очередную поездку, но умер, не до-ехав полсотни верст до Ново-Столыпина.

Алексей Емельянович Столыпин имел одиннадцать детей: шесть сыновей и пять дочерей. Один сын и одна дочь ушли из жизни в детстве, остальные благополучно выросли и отличались телесной мощью. Известный мемуарист Филипп Вигель, земляк Столыпиных, писал о них: «В Пензенской губернии было тогда семейство безобразных гигантов, величающихся, высящихся, яко кедры ливанские». Столыпины имели богатырское сложение и острый ум. Манифест о вольности дворянства признавал за благородным человеком одну-единственную обязанность – дать воспитание своим детям. Прадед П.А. Столыпина постарался выполнить свой дворянский долг. Прошло время дворянских недорослей, осмеянных Фонвизиным. Молодое поколение семьи Столыпиных получило отличное домашнее образование и не только. Например, один из братьев Дмитрий Алексеевич, дед П.А. Столыпина, с золотой медалью закончил лучшее по тем временам учебное заведение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия»"

Книги похожие на "Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Степанов

Сергей Степанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Степанов - Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия»"

Отзывы читателей о книге "Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.