» » » » Фаттей Шипунов - Великая замятня


Авторские права

Фаттей Шипунов - Великая замятня

Здесь можно скачать бесплатно "Фаттей Шипунов - Великая замятня" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Великая замятня
Издательство:
неизвестно
Год:
1989
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великая замятня"

Описание и краткое содержание "Великая замятня" читать бесплатно онлайн.



Великая замятня — написана в конце 1980-х годов, в этой книге раскрывается судьба крестьянства и деревни в годы советской власти, трагические последствия коллективизации и раскулачивания. Автор кратко описывает историю крестьянства и землепользования в России, начиная с времен Киевской Руси, подробно рассматривает закрепощение и освобождение, деятельность Столыпина в части земельных реформ. Быт, радости, моральные устои, как органично все это соединялось с крестьянским трудом и как самым безобразным образом было сломано.






Если до конца 1928 года в РСФСР преобладали ТОЗы; то весною и летом 1929 года уже появились первые селения и районы сплошной коллективизации. На 1 октября 1927 года коллективизированных хозяйств было около 11 тысяч, а через год уже 26 тысяч. Весной 1929 года в такие хозяйства было объединено по РСФСР 688 тысяч хозяйств, или 4 процента всех крестьянских дворов. Из 257 самых крупных коллективных хозяйств треть составляли коммуны, 34% — артели и 38 — ТОЗы. Что тогда представляли собой эти хозяйства? По какому признаку относили их к той или иной категории? Личные же хозяйства считались отсталыми и подлежали уничтожению. В коммунах нобобществлялись лишь предметы личного потребления, в артелях полностью обобществлялись все хозпостройки кроме жилых, крупный рогатый и мелкий скот. В ТОЗах обобществлялся весь сельскохозяйственный инвентарь, посевной материал, рабочий и частично рогатый скот.

В 1928 — 1929 годах в деревне фактически свирепствовала продразвёрстка, и сопровождавшаяся голодом. На города навалилась карточная система, а торговля заменялась прямым продуктообменом.

К январю 1930 года для успешного про ведения коллективизации по четырнадцати областям и краям только РСФСР было сколочено 24 тысячи групп бедноты, в которых насчитывалось более 280 тысяч человек — нового «корпуса строителей колхозной жизни» (вспомним о двадцати процентах крестьян, составивших деревенскую «бедноту»). На бесконечных совещаниях, конференциях, слетах говорилось об опоре на уже коллективизированные хозяйства. А они по СССР на ноябрь 1929 года составляли в среднем 7,5 процента.

А крестьянин уже бежал с земли или пахал и сеял кое-как, не удобряя землю и не ведя севооборота, зерновые бросал по плохо ухоженной яри, а то и по весновспашке. И следом разразились суховеи и засухи, погубившие семь миллионов гектаров озимых на Украине и Северном Кавказе. Урожайность в других областях юга упала, возникла тяжелая напряжённость в хлебозаготовках. 1929 год вошел в историю крестьянства как межевой знак, разделивший крестьян, лично владевших землей и зажиточных общинных, на три категории по налогообложению — на индивидуальнообложенных, индивидуальнообложенных с надбавкой и лишенных льгот по налогу. У тех крестьянских хозяйств, которые лишались льгот по налогу, имущество продавалось по статье 61 Уголовного кодекса, передавалось общественному сектору или индивидуальным бедняцким хозяйствам. Одновременно в том же году ставилась задача сплошной коллективизации только отдельных районов и округов, но с ноябрьского (1929 г.) Пленума ЦК ВКП(б) — уже и областей. Создавался союзный Наркомзем под руководством Я. А. Яковлева (Эпштейна). А ему в помощь были приданы уже созданные колхозцентр (председатель Г.Н. Каминский), союз союзов сельскохозяйственной кооперации (председатель М. Ф. Владимирский — он же Камский), хлебоцентр (председатель Беленький) и трактороцентр.

5 декабря 1929 года была создана комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) для подготовки проекта постановления «О темпах коллективизации в различных районах страны» под председательством Яковлева-Эпштейна. В эту комиссию входило 8 подкомиссий: по темпам и срокам коллективизации, по ликвидации кулачества, по типизации хозяйств коллективизированных районов, по организационным вопросом, по распределению материальных ресурсов, по кадрам, по мобилизации средств, по вопросам культурного и политического обслуживания.

Главными были две подкомиссии: по темпам и срокам коллективизации Г. Н. Каминского и по ликвидации кулачества К. Я. Баумана.

Но мысли и решения пока не облеклись в конкретные дела. Наркомзем и колхозцентр торопились с коллективизацией прежде всего по РСФСР. Они срочно разработали план коллективизации, а СНК республики утвердил его 11 декабря 1929 года, не дожидаясь окончания работы комиссии Политбюро. В течение 1930 года предложено было по зерновым районам коллективизировать до 90 процентов бедняцко-середняцких хозяйств, а по другим — до 75. И даже было определено количество колхозов, которые надо было создать, — 55 666 (!) с посевной площадью в 24 миллиона гектаров. Число районов сплошной коллективизации было определено в 300 на 12 миллионах гектаров. Крупных колхозов вне районов сплошной коллективизации надо было создать более 1660 на 7 миллионах гектаров посевных. В районах сплошной коллективизации предложено было согнать в общий загон весь рабочий скот, а крупный рогатый — только 80%. В мелких колхозах подлежали обобществлению пашня, инвентерь, рабочий скот, продуктивный скот на 60 процентов.

22 декабря 1929 года комиссия Яковлева, Каминского, Баумана и других предложила коллективизировать крестьянство по стране за 5 лет, в зерновых районах — за 2—3 года, а в потребительской полосе - за 3 — 4 года. В полном «крестьянском раю» — коммунах — должно было жить 25 процентов, неполном — артелях — не менее 50 и предтечах его — ТОЗах — тоже 25 процентов крестьян. И об оплате труда позаботились заранее — авансирование в течение года в счет фактических заработков членов колхозов в размере 50 процентов, а окончательный расчет — в конце года после отчислений в их неделимые фонды и платежей государству. Коллективизацию надо было провести в основном за счет средств самого крестьянского населения, а потому и было оговорено: кредиты предоставляются при условии выполнения коллективизированным населением обязательств по обобществлению орудий труда и средств производства. Еще не закончила работать комиссия Политбюро, но услужливый Наркомторг, руководимый Л. А. Хинчиком, предложил «контрактацию» — плановый переход к продуктообмену между городом и деревней, а потому рынки и базары не потребовались, и вскоре их закрыли. И СНК СССР поспешил издать постановление «О весенней посевной кампании 1930 года». Так завязывался узел управления согнанным в колхозы крестьянством центром из Кремля, сплоченной группой безжалостных парто и бюрократов. Да и легко становилось это делать: сначала отобрали землю, скот и инвентарь, а затем весь наработанный продукт. О чем думать крестьянину? Его освободили от крестьянских забот и передали их Москве, аж в ЦК и СНК! А ТОЗы, артели, коммуны становились только разными формами принуждения и рабства крестьянина. Да, комиссия Яковлева-Эпштейна уже расписала заранее будущее крестьянства, как и где ему жить, чем ему можно пользоваться и чем нельзя, какую ему иметь свободу или совсем ее не иметь. Подкомиссия Баумана указала: сопротивляющихся «кулаков» (первая категория) подвергать госнасилию, вытекающему из диктатуры пролетариата; тех же «кулаков», которые не столь активно сопротивляются (вторая категория) — выселять на окраины СССР; у «кулаков», не проявляющих активного сопротивления (третья категория), конфисковать имущество в колхозный фонд, а их самих брать на положение испытуемых в колхозы без избирательных прав с тем, чтобы они использовались как рабочая сила, почитай, как рабочий скот, и ежели они не исправятся — отправлять туда же, в дальние края. Яковлев-Эпштейн дал точнейшие расчеты о том, сколько в стране «кулаков», сколько ими хозяйств держалось и сколько в них душ кормилось. Этот «великий аграрный деятель» прикинул заранее, что на всех просторах бывшей России во всем крестьянстве наличествовало 5 процентов «кулаков», которые содержали 1,5 миллиона хозяйств с 7 — 8 миллионами душ! Комиссия Политбюро рекомендовала: «С переходом к сплошной коллективизации такая мера борьбы с «кулачеством», как недопущение его в колхозы и исключение из колхозов, недостаточна, что сама жизнь (а не Яковлев, Каминский, Бауман и им подобные) поставила вопрос о ликвидации «кулачества», об экспроприации его средств производства, о раскулачивании»1.

Погром крестьянства

Уже более десятилетия новые преобразователи России исправляли крестьянство. Они учили его, как ему жить, воспитывать детей, пахать, и сеять, водить скотину, поднимать сельское хозяйство на «небывалую высоту». Гигантская пропагандистская машина призывала это делать путем натравливания «бедных» на «богатых», «красных» на «белых» — во всеобщем побоище, когда бы брат пошел на брата, сын на отца и отец на сына, иными словами, гнала и гнала крестьянство к краю последней степени одичания и озверения, Никакое настоящее не признавалось, а только будущее. И ради этого последнего расхищалось, портилось, растрачивалось все нажитое народом и его крестьянством за века. За десятилетие небывалой замятни, смуты и порухи было растрачено народное «добро» на десятки — на сотни миллиардов рублей. Но то была только прелюдия к главному, великому погрому крестьянства. И как ни лгали, как ни ловчили, как ни изворачивались, как ни подступали к тому «великому делу», — оно не получалось, оно расстраивалось, разбиваясь об одну вековую крепость, которой издавна окружало себя крестьянство. Этой крепостью пока еще оставалась семья, живущая в собственном доме, со своим нравственно-духовным миром, куда не всякому дано заглядывать. В этой-то крепости — кирпичике крестьянского мироздания, сокровенном ядре его невидимой жизни — веками творился мир молитвы, надежды, кротости, милосердия, братства и неустанного труда, Ибо каждый крестьянин знал, что семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает на основе любви, веры и свободы. Он в нем научается первым совестным движениям сердца и поднимается от них к таким формам человеческого духовного единения, как Родина и Государство. Потому-то в семье — первооснова Родины! Потому-то семья — первоначальная, исходная ячейка духовности. Потому-то каждый истинный крестьянин доподлинно знал, что духовный кризис в народе наступает тогда, когда поражается эта ячейка духовности, Действительно, однажды поколебленная в семье, эта духовность начнет слабеть и вырождаться во всех человеческих отношениях и организациях, И нет ничего страшнее такой беды в народе! Это-то и понимали духовно одаренные крестьяне и берегли семейный очаг, как зеницу она. Злоба, ненависть, насилие, бушевавшие вокруг а городах и мутившие разум их жителей, разбивались о стены крестьянских обителей. Это-то и бесило новых творцов российской истории, вызывало у них страх незавершенности задуманного дела. Надо было любой ценой взять эту крепость для того, чтоб управлять душами людей, чтоб погрузить во тьму бесовщины последний нравственно-духовный оплот народа — его крестьянскую семью. А потому надо было разобрать тыны и заборы деревенских усадеб, распахнуть двери их домов, войти в них, снять святыни из красных углов, загнать семью в общий барак, и не только ее, но и домашних животных — в общий загон. Разгром крестьянской семьи — одного из священных устоев государства — и ее хозяйства был разрушительным ударом по фундаменту. Цель была архипростой: каждый намек на совесть или совестный акт (у самого себя или у других) должен встречаться затаенной иронией или издевательством, — и тогда идея добра, добродетели стала бы человеку ненавистной и отвратительной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великая замятня"

Книги похожие на "Великая замятня" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фаттей Шипунов

Фаттей Шипунов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Фаттей Шипунов - Великая замятня"

Отзывы читателей о книге "Великая замятня", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.