» » » » Владимир Сосюра - Стихотворения и поэмы


Авторские права

Владимир Сосюра - Стихотворения и поэмы

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Сосюра - Стихотворения и поэмы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия, издательство Советский писатель, год 1982. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Сосюра - Стихотворения и поэмы
Рейтинг:
Название:
Стихотворения и поэмы
Издательство:
Советский писатель
Жанр:
Год:
1982
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Стихотворения и поэмы"

Описание и краткое содержание "Стихотворения и поэмы" читать бесплатно онлайн.



В. Н. Сосюра (1898–1965) — выдающийся поэт Советской Украины, лауреат Государственной премии, перу которого принадлежит более пятидесяти книг стихов и около пятидесяти поэм. Певец героики гражданской войны, автор пламенно-патриотических произведений о Великой Отечественной войне, Сосюра известен и как тонкий, проникновенный лирик. Народно-песенная музыкальность стиха, изящная чеканка строк, пластическая выразительность образов — характерные черты дарования поэта.

Настоящее издание по своей полноте превосходит предшествующие издания стихов Сосюры на русском языке. Многие произведения поэта впервые переведены для данного сборника.






Если сопоставить лирику Сосюры и его поэмы (а для этого имеется много данных: вспомним хотя бы, что все эти произведения — очень лирические, чем-то автобиографичны, близкие тематически), то совершенно очевидно намечается общая линия развития его творчества.

В стихотворении «Я встретил тебя, такую веселую…», созданном в середине 20-х годов, правдиво переданы интимные чувства лирического героя, участника освободительной войны. Стихотворение, как в фокусе, собирает в себе ряд коллизий, характерных для творчества тех лет. Борьба и любовь — таков пафос лирики поэта, о чем уже говорилось выше. Но если в начале творческого пути автора его героиня достаточно пассивна, — хотя она горячо симпатизирует революции, но еще держится в стороне от борьбы, — то теперь эта героиня берет винтовку в руки и становится в ряды красноармейцев.

Романтически окрыленные стихи, в которых поэт воспевает самоотверженную любовь, возвеличивают счастье человека большого сердца и щедрой души, брызжут радостью, жизнелюбием, оптимизмом. В них плещет, переливается через край широкий поток искренних чувств.

Стих Сосюры, согретый теплом весеннего ветра, залит ослепительным светом. Тени для поэта необходимы только затем, чтобы подчеркнуть сияние солнечного дня. Да и тени видятся не хмурые, черные, а иссиня-нежные, голубые и ласковые, собственно не тени, а светотени. На фоне «синих чар» моря расцветает его любовь — нежная, светлая, с ее праздником молодых и чистых чувств.

В ряду лирических шедевров Сосюры начала 20-х годов, произведений, которые навсегда вошли в нашу литературу, следует назвать и стихотворения «Ласточки на солнце, ласточки на солнце…», «Так никто не любил… Раз лишь в тысячу лет…». Бурная раскованность чувств человека, освобожденного от ярма подневольного труда, рабочего-поэта, как называет лирического героя автор, и теперь поражает и пленяет нас своей задушевной непосредственностью и красотой.

Как волнующий монолог, как сердечное признание звучит стихотворение «Так никто не любил…». Образ возлюбленной ассоциируется с живой землей, простирающей до самых звезд свои руки. Опьянение этим весенним чувством прекрасно передает Сосюра, например, такими самобытными стихами:

Так никто не любил… Раз лишь в тысячу лет
мир такая любовь посещает,—
и тогда на земле распускается цвет,
тот, что людям весну предвещает…

Тихо дышит земля. К синим звездам она
простирает горячие руки,—
и тогда на земле расцветает весна
и дрожит от блаженства и муки…

Раскованность, свежесть чувств поэт умеет тонко воссоздать с помощью оригинальных, на первый взгляд даже изысканных тропов:

Ласточки на солнце, ласточки на солнце,
словно взгляд летучий, быстрый, невзначай…
Зацвели ромашки — будто вешний сон твой,
пахнут поцелуи, как китайский чай…
(«Ласточки на солнце, ласточки на солнце…»)

Очаровывает мелодичность, песенность любовной лирики Сосюры. Певучесть стиха Сосюры становится пленительной благодаря особенному построению фразы, синтаксически оформленной в стиле народного словотворчества, благодаря некоторым романсным приемам, характерным эпитетам и метафорам. Своим оптимизмом, страстным выражением лирического чувства стихи Сосюры, нежные и задушевные, сродни тем песенным традициям, которые разрабатывали в украинской классической поэзии и Т. Шевченко, и И. Франко, и Леся Украинка.

Уместно напомнить, что большинство вышеназванных книг Сосюры издавалось в Харькове: тогда это была столица Советской Украины. Сосюра, как талантливый, многообещающий поэт, был отозван из армии, переехал в Харьков и получил назначение инспектором прессы при агитпропе ЦК КП(б)У. В Харькове поэт продолжает свое образование и учится сначала в Харьковском коммунистическом университете имени Артема. Но вскоре оказалось, что общеобразовательная подготовка недавнего красноармейца не соответствовала университетским требованиям. И он переходит на рабфак Харьковского института народного образования. Летом 1925 года поэт оканчивает рабфак и полностью отдается литературной работе.

Начиная с 1923 года Сосюра принимает активное участие в создании и работе организации пролетарских писателей «Гарт» («Закал»), близко сходится с ее основателем В. Элланом-Блакитным и многими другими харьковскими писателями, в том числе и «плужанами» (членами крестьянской писательской организации «Плуг»). Коммунист сердцем и словом, он неустанно и последовательно борется за развитие новой, как тогда говорили — пролетарской литературы, творческой работе отдает все свои силы. В коренных вопросах советской жизни он последовательно занимал позицию активного борца, страстно защищал линию партии, был непримирим к всяческим враждебным проявлениям в жизни и литературе.

Тем более обращает на себя внимание то, что именно в середине 20-х годов поэтом овладели преходящие настроения душевной расслабленности и неуверенности как своеобразная «реакция сердца» на разительные контрасты нэпа. Драматическое воплощение их видим, главным образом, в стихотворении «Город» из одноименного сборника и в поэме «Налетчица» (1924). Тем не менее не эти настроения стали преобладающими. В подавляющем большинстве своем стихотворения упомянутой книги, как и насыщенной публицистическими инвективами книги «Сердце», вышедшей в 1931 году, где Сосюра полемизирует с вульгаризаторами, отрицавшими лирику, — убедительно свидетельствуют, что поэт в состоянии был преодолеть все нездоровое, мешающее ему двигаться вперед.

4

В первой половине 20-х годов пышно расцветает интимная лирика Сосюры. Это цветение, своеобразно видоизменяясь, продолжается до конца его творческого пути. Привлекает внимание перекличка Сосюры с С. Есениным, — «есенинский лад» чистой и глубокой лирики чувствуется уже в сборнике «Город».

В январе 1924 года на нашу страну обрушилось большое горе — умер В. И. Ленин. Кончина Ильича глубоко, до глубины души всколыхнула советских писателей. Образ вождя революции становится главным во многих талантливых произведениях — и в поэзии, и в прозе. Например, Остап Вишня пишет свой лирический очерк «Ленин», Ю. Яновский — «Время пожаров», Н. Терещенко, М. Бажан, М. Йогансен, О. Донченко также создают стихотворения, преисполненные преданной любви к Ильичу.

Подобное явление наблюдается и в братской русской литературе. Появился ряд стихотворений, посвященных образу Ленина (стихи Н. Тихонова, Н. Полетаева, А. Жарова, А. Безыменского и других). Эпохальным произведением на эту тему явилась поэма В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин».

Говоря о лирике сборника «Снега», нужно отметить, что в создании образа вождя Сосюра, как и Маяковский, ясно выразил партийную точку зрения в трактовке ответственной темы.

Взять хотя бы его известный «Траурный марш». Неимоверно тяжкое горе не сломило, не разоружило поэта. Призыв к будущему, вдохновенное проникновение в грядущее характерно для произведения. Автор ясно видит и настоящее, и наш «дальний путь», хорошо представляет цель движения. Интонация марша никак не разрушает, а наоборот, дает возможность более рельефно проявиться напевной мелодике «Траурного марша» — лучшего произведения Сосюры тех лет. Образ Ильича встречаем и в стихотворениях «Сон», «Колыбельная». Лирический герой их — советский труженик, лелеющий в сердце своем бессмертный образ Ленина, человека самого дорогого и близкого всем людям доброй воли.

20-е годы — время возмужания поэтического таланта Сосюры, годы быстрого возрастания его популярности. Образ героя-труженика, борца за новый мир становится главным, ведущим во многих стихах и поэмах. Поэт разоблачает наших недругов-империалистов и их верных слуг — украинских буржуазных националистов.

Во весь голос приветствует Сосюра революционные рассветы Октября, освобождение родного края от поработителей, те знаменательные преобразования, которые обновили лицо родной земли. Именно поэтому с такой страстью воспевается образ новой Украины, ее невиданных доселе героев, богатырей современности, защитников и строителей новой жизни. Слагается пеан Советской Украине:

Цветет родная Украина.
Где в берег бьет волна, звонка,
где Днепр гремит, кипит пучина,
уже поставила турбины
рабочих мощная рука.

Это строки из «Днепрэльстана», созданного в начале второй половины 20-х годов. В первой публикации (газета «Коммунист», 1926, 7 ноября) произведение имело подзаголовок — «Будущее». Вскоре, переиздавая «Днепрэльстан», Сосюра снял подзаголовок. Собственно, его сняла сама жизнь. Ведь то, о чем он мечтал, что так ярко представлял, вдохновленный ленинским планом социалистического преобразования страны, стало реальной действительностью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Стихотворения и поэмы"

Книги похожие на "Стихотворения и поэмы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Сосюра

Владимир Сосюра - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Сосюра - Стихотворения и поэмы"

Отзывы читателей о книге "Стихотворения и поэмы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.