Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Описание и краткое содержание "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать бесплатно онлайн.
Жан Батист де Траверсе, французский моряк, ставший Иваном Ивановичем после переезда в Россию, в течение восемнадцати с половиной лет возглавлял российское военно-морское министерство. С его именем связана организация великих полярных экспедиций, изменивших карту мира и прославивших имя России. Мадлен дю Шатне, опираясь на огромный массив обнаруженных ею архивных документов, впервые в отечественной и мировой историографии воссоздает жизнь боевого моряка и прозорливого организатора флота.
Для всех интересующихся российской историей.
Губернатор Гренады лорд Макартни, племянник премьер-министра лорда Норта, сдался в плен. Его доставили в Ла-Рошель, откуда перевезли в Лимож: граф де Кар решил воспользоваться этой удачей, чтобы обменять Макартни на своего брата, плененного англичанами.
В сентябре адмирал Дэстен получил приказ из Версаля отправить назад все корабли, приписанные к Тулону. В то же время его попросили о помощи французский консул в Чарлстоне и генерал Линкольн, губернатор провинции. Из Саванны постоянно исходила угроза. Чтобы покончить здесь с английским флотом и вынудить армию Прево к сдаче, достаточно будет двух линейных кораблей, пяти-шести фрегатов, трех или четырех вооруженных судов, способных подняться вверх по реке, — так, по крайней мере, казалось поначалу.
Эта просьба не осталась без ответа. 8 сентября 1779 г. французские корабли несмотря на то, что стоянка у Саванны затруднена, встали на якорь и десантировали на берег отряд из трех тысяч шестисот солдат, возглавляемый лично адмиралом Дэстеном — они соединились с силами генерала Линкольна. Им противостояла британская армия под командованием генерала Огюстина Прево[47].
На время отсутствия адмирала командование эскадрой было возложено на графа де Брова. Он отправил несколько фрегатов в свободный поиск. Лаперуз на “Амазонке” после часового боя овладел “Пчелой”, двадцатипушечным фрегатом. Траверсе на “Церере”, Рюмен на “Быстром” и Керсен на “Ифигении”, охотясь вместе, захватили восемь различных судов.
9 октября адмирал Дэстен дал приказ к генеральному штурму, во время которого был ранен двумя пулями. Штурм был отбит, англичане сражались отчаянно, Прево остался хозяином положения. От виконта де Ноайя мы узнаем, что английские офицеры получили приказ учтиво обращаться со всеми пленными французами, как офицерами, так и нижними чинами, и оказывать им всю потребную помощь. Дэстена перенесли в госпиталь в Сандер-Блоте. 23 октября 1779 г. уже с борта “Лангедока” перед тем, как отправиться во Францию, он приказал части своих кораблей взять курс на Гренаду и Сентвинсент.
По прибытии на Гренаду Фонтено и Траверсе надлежало осведомиться о состоянии дел на острове и в случае надобности высадить на берег полк Эно и отряд из двухсот стрелков-волонтеров, снабдив их провизией, амуницией и деньгами. Им предписывалось также произвести разведку неприятельских сил, сосредоточенных в районе Сентвинсента, и высадить на остров полк де Фуа с запасами оружия и деньгами. Задание было успешно выполнено, и корабли, не встретив неприятеля, благополучно пришли в Фор-Руаяль, поступив в распоряжение маркиза де Буйе.
“Церера” осталась на Антильских островах в составе дивизии де Грасса, базировавшейся на Сен-Пьер на севере Мартиники, но у Жана Батиста не было времени даже взглянуть на родной “Гран Серон”: обязанности капитана поглощали его с головой.
Конфузия адмирала Родни
3 февраля 1780 г. из Бреста на Мартинику отправился большой караван судов, имевший шестнадцать кораблей сопровождения. Конвой вел генерал-лейтенант де Гишен на “Короне”. Корабли благополучно прибыли в Фор-Руаяль 23 марта, а 16 апреля эскадра де Гишена, усиленная дивизией де Грасса, в которую входила и “Церера”, взяв на борт три тысячи солдат под командованием маркиза де Буйе, двинулась к острову Барбадос, важнейшему из английских владений в районе Малых Антильских островов.
В проливе, отделяющем Мартинику от острова Доминика, французов встретила соединенная эскадра адмирала Родни и контр-адмирала Хайд-Паркера. Сражение состояло из трех этапов. Эти три даты — 17 апреля, 15 и 22 мая — вошли в историю французского флота под именем “три боя де Гишена”. Трижды на грандиозной сцене Атлантики был разыгран величественный спектакль, действующими лицами которого были два лучших в мире флота.
Жан Батист де Траверсе был одним из активных участников этого действа: начиная с 15 мая его “Церера”, не отставая от “Короны”, преследовала уклоняющуюся от сражения английскую эскадру. Родни только на четвертый день отступления решился принять бой. Не выдержав убийственной канонады, англичане поспешно ушли за горизонт. Поле боя осталось за французами, которые потеряли сто шестьдесят человек убитыми, среди них юного Гишена, но ни одного корабля. У англичан были серьезно повреждены “Альбион”, “Завоеватель” и “Дерзкий”, а огромный семидесятичетырехпушечный “Корнуол” не смог сохранить плавучесть и медленно погрузился в пучину океана. “Церере” тоже пришлось несладко: она оказалась под огнем батарей английского фрегата “Дубовый замок”, которым командовал отважный капитан Уильям Фукс.
Вторая поездка Лафайета в Америку
В то время, когда Жан Батист де Траверсе и его кузен Огюстен дю Кен сражались с англичанами в рядах эскадры де Гишена, их братья Огюст и Пьер Клод на борту “Гермионы” плыли в Америку вместе с маркизом де Лафайетом, для которого это было его второй американской миссией. Восемнадцатилетний Огюст совершал плавание в качестве гардемарина, его кузен Пьер Клод дю Кен де Лонгбрен — в качестве старшего помощника де Ла Туш-Тревиля, капитана “Гермионы”.
Лафайету исполнилось двадцать три года, и он уже носит чин генерал-майора американской армии, что во Франции соответствует чину маршала. Он везет послание короля своему другу генералу Вашингтону, главнокомандующему американской армией. И главное — он везет ему известие о скором прибытии эскадры де Терне[48], которая должна доставить в Америку французский экспедиционный корпус под командованием генерала де Рошамбо.
24 февраля Вержен ознакомил Лафайета с его миссией, подчеркнув, что ее условием является глубочайшая тайна. Неприятель ни в коем случае не должен узнать о назначенном на весну отплытии французской эскадры. Лафайет приехал в Рошфор 9 марта: сделано все, чтобы его приезд прошел как можно более незаметно. Морской министр в письме к Ла Тушу особо отметил, что господину де Лафайету должна быть предоставлена надежная каюта с крепкими запорами, поскольку он имеет с собой бумаги государственной важности. Капитан “Гермионы” получил список пассажиров, к которому ни при каких условиях не может быть прибавлено ни одно имя.
“Гермиона” должна отплыть от острова Экс. Лафайет прибыл на остров за два дня до урочного срока, но отплытие пришлось перенести — штормит и, кроме того, опаздывают “лица”, которые должны сопровождать маркиза. Это американские лоцманы: Сартин лично просил коменданта Рошфора господина де Ла Кари включить их в число пассажиров, опять же с соблюдением всех мер предосторожности. В трюм “Гермионы” загружены тюки с четырьмя тысячами комплектов мундиров для американской армии, общим весом в двадцать тонн. Еще восемь тонн весит багаж Лафайета и его свиты, которую составляют четыре офицера, секретарь и восемь слуг. Среди вещей, которые везет с собой маркиз, немалое место занимают “подарки для дикарей, а именно: тысяча одеял в красно-синюю полоску, двести серебряных медалей с королевскими гербами, пятьдесят длинных карабинов и двести серег[49]”. Продовольствия было взято на полгода, часть пришлось разгрузить.
20 марта 1780 г. “Гермиона” наконец вышла в море со знаменитым пассажиром на борту. Это великолепный фрегат с тридцатью шестью пушками, он выглядит как новый после смены обшивки. Из боя у берегов Португалии с корсаром “Соколом”, которого “Гермиона” в конце концов взяла на абордаж, она вышла сильно потрепанной[50].
Только в открытом море гардемарины узнали, кого везет их корабль. Об этом Огюст де Траверсе написал одному из своих братьев:
“Лишь через четыре дня после выхода из Ла-Рошели господин де Ла Туш-Тревилъ известил нас, что на борту корабля находится маркиз де Лафайет. Мы были ему представлены, он долго и с удовольствием с нами беседовал. Он много рассказывал нам об Америке и генерале Джордже Вашингтоне, против которого в свое время воевал наш дядя Дюкен-Менвиль. Теперь отношения между Францией и Америкой приняли совсем другой оборот[51].
Иногда Лафайет кажется нам старшим братом, он всего на пять лет старше меня и выглядит молодо, хотя манеры у него строгие. Мы к нему очень привязались…”
Пути Траверсе и дю Кенов, родных и двоюродных братьев, постоянно перекрещиваются в Карибском бассейне, где в это время завязывается один из главных узлов мировой истории. Лафайет благополучно достиг берегов Америки и высадился в Бостоне 28 апреля. На этот раз его ожидала восторженная встреча.
В Кадисе
С мадридским двором было достигнуто соглашение о совместном походе на Ямайку, в соответствии с которым корабли генерал-лейтенанта де Гишена должны были прийти в Кадис и соединиться с эскадрой адмирала Дэстена[52]. Де Гишен отправил “Цереру” Жана Батиста де Траверсе впереди своих основных сил: корвет доставил в Европу почту, адресованную министру.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Книги похожие на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Отзывы читателей о книге "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского", комментарии и мнения людей о произведении.