» » » » Юрий Фролов - Великая сталинская империя


Авторские права

Юрий Фролов - Великая сталинская империя

Здесь можно купить и скачать "Юрий Фролов - Великая сталинская империя" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Алгоритм, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Фролов - Великая сталинская империя
Рейтинг:
Название:
Великая сталинская империя
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4438-0768-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великая сталинская империя"

Описание и краткое содержание "Великая сталинская империя" читать бесплатно онлайн.



Книга специалиста по истории 1930-х годов Юрия Фролова посвящена возрождению имперского начала в коммунистической России благодаря новому курсу партии — курсу Сталина. В книге рассказано о политике, благодаря которой в Советском Союзе возродились имперский дух и имперские амбиции.






Весной 1941 года началось формирование 10 противотанковых артбригад, но к июню полностью укомплектовать их не удалось. Вдобавок арттяга плохой проходимости не позволяла батареям маневрировать на бездорожье, особенно в весенне-осенний период при распутице. И все же противотанковая артиллерия нанесла фашистам ощутимые потери в первые месяцы войны, что привело отчасти к тому, что немецкое наступление захлебнулось под Москвой.

Следует отметить, что маршал Г. И. Кулик, к мнению которого прислушивался Сталин, сам ошибался в выборе наиболее эффективного вида пушек, что и сказалось на их малом производстве или вообще привело к снятию с производства. Вот что пишет о таких ошибках маршал Г. К. Жуков: «Так, например, по его «авторитетному» предложению перед войной были сняты с производства 45- и 76,2-мм пушки. В ходе войны пришлось с большими трудностями вновь организовывать производство этих орудий на ленинградских заводах. 152-мм гаубица, прошедшая все испытания, показавшая отличные качества, по заключению Г И. Кулика, не была принята на вооружение. Не лучше обстояло дело и с минометным вооружением, которое в ходе войны показало высокое боевое качество во всех видах боя. После войны с Финляндией этот недостаток был устранен».

Непростительно близоруким, консервативным экспертам и самому Кулику и то, что к началу войны они не оценили такое мощное и самое современное по тем временам реактивное оружие, как БМ-13 (ставшее потом знаменитыми «катюшами»), А ведь в июле 1941 года «катюши» первыми же залпами обратили в бегство фашистов на участке фронта, где их применили. Комитет обороны лишь в июне, когда враг уже напал, принял постановление о срочном серийном производстве спасительных «катюш». Надо отдать должное промышленникам, выполнившим этот приказ-заказ: уже через 15 дней после начала войны войска получили первые партии этих реактивных минометов.

Что касается собственно полевых минометов, то их тоже не хватало по причине проволочек в организации производства. А ведь наши минометы в качественном отношении превосходили немецкие. Их производство было налажено только перед самой войной — калибром 82 мм и 120 мм.

Оценка состояния инженерных войск, связи, железных и шоссейных дорог была крайне неудовлетворительной. Все хозяйство, как свидетельствуют статистика, архивные отчеты и мнение военспецов того времени, было у нас сильно запущено. Например, комиссия ЦК и СНК СССР в середине 1940 года отметила, что количество инженерных войск в мирное время не сможет обеспечить нормальное развертывание соединений в боевой обстановке. Но накануне войны штаты инженерных частей были увеличены, сформированы новые части, улучшилась их подготовка, подразделения стали готовиться к военным действиям. Однако, как считают специалисты, успели сделать мало, поздно спохватились.

В плохом состоянии была и сеть шоссейных дорог в Западной Украине и Белоруссии. Многие мосты не выдерживали средних танков и артиллерии, а проселочные дороги на многие сотни километров требовали капремонта. И вот этот недостаток при немецком ударе обернулся нам на пользу. Как говорится, нет худа без добра: этот развал на шоссейных дорогах и малых мостах создал трудности в продвижении немцев, задержал их технику на некоторых участках фронта.

Относительно железных дорог заместитель Жукова Н. Ф. Ватутин сделал доклад наркому Тимошенко, в котором отмечалось: «…Приграничные железнодорожные районы мало приспособлены для массовой выгрузки войск. Об этом свидетельствуют следующие цифры.

Железные дороги немцев, идущие к границе Литвы, имеют пропускную способность 220 поездов в сутки, а наша литовская дорога, подходящая к границам Восточной Пруссии — только 84. Не лучше обстоит дело на территории западных областей Белоруссии и Украины: здесь у нас почти вдвое меньше железнодорожных линий, чем у противника…».

В 1940 году был разработан семилетний (!) план реконструкций западных железных дорог. А война 7 лет не ждала — началась через год, в июне 1941-го. А мобплана для железнодорожного транспорта вовсе не было, что подтверждается сведениями Жукова: «Мы уже знали, что разработанного и утвержденного правительством мобилизационного плана железных дорог страны на случай войны в Наркомате путей сообщения в то время не было».

Жуков, Тимошенко, командующий Западным военокругом Д. Г. Павлов и ранее доносили об этом Сталину, но тот по-настоящему серьезно отнесся к этому важнейшему вопросу будущей войны только с февраля 1941 года. Масштабы работ в этой сфере были настолько огромны — с учетом западных территорий, — что ничего существенного за оставшиеся месяцы сделать не удалось. Нужно было построить новых шоссейных дорог — 2360 километров, новых грунтовых путей для тракторов, тягачей, бронетехники — 650 километров, капитально отремонтировать 570 километров имеющихся шоссейных дорог, восстановить десятки средних и малых мостов, построить новых железных дорог — 819 километров, реконструировать около 500 километров имеющихся путей.

Но, заметим, и немцам тоже не сладко пришлось передвигаться по нашим западным дорогам, что значительно снизило эффективность «блицкрига». Это отмечали в своих донесениях гитлеровские генералы в первые недели войны, А ведь было сухое лето. Немцы еще не знали настоящей русской распутицы на шоссе и грунтовых дорогах.

В докладе Г К. Жукова наркому Тимошенко по этому вопросу от 29.01.41 года во втором пункте содержится явное документальное подтверждение того, что Сталин все же понемногу «раскачался», начал разочаровываться в надежности советско-германского пакта (хотя не утратил всех иллюзий на будущий успех переговоров с Гитлером) и дал добро на подготовку к войне. Этот пункт жуковского доклада убеждает нас, что нападение врага не было столь внезапным (впрочем, когда ждешь опасности и она наконец приходит, то это всегда психологически кажется внезапным. — Авт.). Судите сами:

«…Необходимо западный театр военных действий по-настоящему привести в действительно оборонительное состояние путем создания ряда оборонительных полос на глубину 200–300 километров, построив противотанковые рвы, надолбы, плотины для заболачивания, эскарпы, полевые оборонительные сооружения».

Для осуществления подобных объемных работ Жуков справедливо считал нецелесообразным отрывать от боевой подготовки значительное количество солдат. И далее в докладе, на наш взгляд, он делает неожиданный вывод и в качестве вывода предлагает его Тимошенко (и Сталину) на утверждение:

«…учитывая, что всякое промедление может стоить лишних жертв, вношу предложение: учащихся десятых классов и всех учащихся высших учебных заведений вместо отпуска на каникулы привлекать организованно на оборонительное и дорожное строительство, создавая из них взводы, роты, батальоны под командованием командиров из воинских частей. Перевозку и питание учащихся организовать бесплатно за счет государства (красноармейский паек)».

Эта цитата убедительно свидетельствует о том, что часть командования, и Жуков в том числе, видела грозную опасность фашизма и осознавала, что для отпора заранее надо мобилизовать все трудовые резервы западных территорий СССР. А школьников и студентов Жуков решил привлечь на оборонительные работы ввиду нехватки трудового населения в этих регионах. Вызвана же она была массовыми выселениями в период коллективизации и последующими губительными репрессиями.

Отрывать рабочих важных промышленных предприятий тоже было невозможно, так как это привело бы к спаду производства накануне войны. Заставлять их работать и по воскресеньям — значило изматывать трудящихся физически. Оставался только молодежный резерв — школьники и студенты. Иного выхода просто не существовало, Впрочем, этот план Жукова так и остался на бумаге, потому что роковое 22 июня было уже рядом. И все же с началом войны для сооружения оборонительных укреплений на главных направлениях гитлеровского наступления были стянуты огромные силы быстро созданной трудармии страны.

Теперь о средствах связи. В начале 1941 года начальник войск связи РККА генерал-майор Н. И. Гапич докладывал Генштабу «о нехватке современных средств связи и об отсутствии достаточных мобилизационных и неприкосновенных запасов имущества связи». На деле радиосвязь Генштаба была обеспечена радиостанциями типа РАТ только на 39 %, радиостанциями типа РАФ и заменяющими их 11 — АК — на 60 %, зарядными агрегатами — на 45 %. Приграничный Западный округ имел лишь 27 % радиостанций от общей потребности. Киевский округ — 30 %, Прибалтийский — 52 %. Так обстоял вопрос и с проводной связью.

Ошибочно, без должного анализа считалось, что в случае войны соединения будут обеспечены местными средствами связи от Наркомата связи. Война показала, что местные узлы не были готовы выполнить эту задачу, что вызвало дезорганизацию в войсках, прервало взаимодействие частей различных родов и привело к беспорядочному отступлению и разгрому на многих участках гигантского фронта от Балтики до Черного моря. Большинство командиров, как выяснилось в боевой обстановке, не умели хорошо управлять войсками в быстро меняющейся оперативной ситуации. Старые консервативные командиры избегали пользоваться радиосвязью и в силу привычки предпочитали связь проводную, телефонную, которая при вражеских артобстрелах и бомбежках постоянно выходила из строя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великая сталинская империя"

Книги похожие на "Великая сталинская империя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Фролов

Юрий Фролов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Фролов - Великая сталинская империя"

Отзывы читателей о книге "Великая сталинская империя", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.