» » » » Сергей Степанов - Дефектология. Словарь-справочник


Авторские права

Сергей Степанов - Дефектология. Словарь-справочник

Здесь можно купить и скачать "Сергей Степанов - Дефектология. Словарь-справочник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство ТЦ Сфера, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Степанов - Дефектология. Словарь-справочник
Рейтинг:
Название:
Дефектология. Словарь-справочник
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
978-5-7301-0111-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дефектология. Словарь-справочник"

Описание и краткое содержание "Дефектология. Словарь-справочник" читать бесплатно онлайн.



В Словарь-справочник включено более 300 статей, в которых даются развернутые определения наиболее часто встречающихся в специальной литературе дефектологических терминов и понятий, приводятся основные теоретические и фактические данные, связанные с содержанием каждого термина и понятия.

Пособие предназначено широкому кругу читателей.






У детей А. вызывает вторичную ЗПР, которую необходимо отличать от олигофрении. Восстановление речи при А. осуществляется специальными педагогическими (логопедическими) и нейропсихологическими методами на основе использования функции сохранных анализаторов.

АФОНИЯ (от греч. а- приставка со значением отрицания и phone – голос) – неспособность к звучной и громкой речи при сохранной шепотной речи. Истинная (гортанная) А. бывает вызвана поражениями артикуляционного аппарата (вследствие острых и хронических заболеваний гортани и т. п.). Функциональная А. возникает как следствие психических травм при истерии и неврозах. В результате нарушения нервной регуляции речедвигательного аппарата не происходит полноценного смыкания голосовых связок. Функциональная А. излечивается преимущественно методами психотерапии.

АФРАЗИЯ (от греч. а- – приставка со значением отрицания и phrasis – выражение) – расстройство речи, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.

АФФЕКТ (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. В состоянии А. человек часто совершает импульсивные поступки, идущие вразрез с обычным для него поведением. Аффекты сопровождаются значительными изменениями в иннервации внутренних органов (что проявляется в изменении дыхания, сердечной деятельности и пр.), резкими выразительными движениями (специфическая мимика, жестикуляция и т. п.). Для аффекта характерны сужение сознания на породившие его обстоятельства и навязанные им действия. Крайняя степень – аффект патологический.

Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности человека найти адекватный выход из неожиданной (часто опасной) ситуации. Могут вызываться не только факторами, затрагивающими физическое существование человека, но и нарушением его социальных отношений, например, несправедливостью, оскорблением. Аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (бегство, агрессия).

Важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического опыта – так называемых аффективных следов, актуализирующихся при столкновении с элементами породившей аффект ситуации и предупреждающих о возможном ее повторении. Травмирующие человека аффективные следы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания. В результате повторения ситуации, вызывающей то или иное отрицательное состояние, происходит так называемая аккумуляция А., результатом которой может стать разрядка в бурном, неуправляемом поведении и при отсутствии исключительных обстоятельств.

В медицинской литературе, а также в философских и психолого-педагогических науках термин “аффект” часто употребляется в более широком смысле – для обозначения эмоциональной сферы человека в противопоставлении интеллекту, рассудку (соответственно “аффективный” означает “эмоциональный”). В частности, под аффективными нарушениями понимается не просто склонность к аффектам, а широкий спектр нарушений в эмоциональной сфере.

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ – устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в какой-либо деятельности. Для А. н. характерно игнорирование неудач, попытки неуклюжего самооправдания либо дискредитация самих целей деятельности. У аномальных детей в неблагоприятных социальных условиях А. н. может возникнуть как следствие переживания своего дефекта и вызванных им ограничений. Дети в состоянии А. н. становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессивным реакциям. Длительное состояние А. н. приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера. За счет психокоррекционных мероприятий по гармонизации жизненных целей и ценностей в большинстве случаев удается устранить проявления А.н.

АФФЕКТ ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ – кратковременное психическое расстройство в форме резкого эмоционального напряжения и последующего сужения сознания (вплоть до полного его отключения). Возникает как реакция на сильные психотравмирующие воздействия. Сопровождается бурными эмоциональными проявлениями, часто в виде агрессивных действий. Склонность к А. п. свидетельствует о нарушении баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

Б

БАРТ, Б ё р т (Burt) Сирил Лодовик (1883 – 1971) – английский психолог. Окончил Оксфордский университет (1908). Преподавал в Ливерпульском (1909-13) и Кембриджском (1912-13) университетах. Член муниципального совета Лондона по отделу образования (1913–1932). Профессор педагогики и психологии Лондонского университета (1924–1931).

Проводил исследования по широкому кругу проблем: способностей и одаренности, темперамента, профориентации, умственной отсталости, детской преступности и др. Широко использовал близнецовый метод и факторный анализ. Утверждал, что основные индивидуально-психологические особенности человека, в частности умственные способности, врожденны и неизменны. Главным методом их оценки считал тесты. Оказал значительное влияние на политику в области образования, способствовал введению трех типов школ в английской системе образования (1944). В соответствии с его концепцией детей в возрасте 11 лет по результатам тестирования относили к одному из трех образовательных уровней (признанные наиболее способными проходили обучение на более высоком уровне и получали доступ к высшему образованию, образовательные возможности остальных ограничивались). С 1950-х гг. эта концепция начала подвергаться критике, что привело в 1960-1970-х гг. к поэтапной отмене подразделения учащихся на потоки в соответствии со способностями.

В 1972 г. американский психолог Л.Кэмин на основании анализа трудов Барта установил, что некоторые полученные им экспериментальные данные фальсифицированы, а ряд публикаций не отвечает требованиям научной корректности. Это послужило аргументом для критики теории врожденных способностей, которую, как выяснилось, сам Барт не мог достоверно доказать.

Соч.: The distribution and relation of educational abilities. – L., 1917; The measurement of mental capacities. – Edinburgh, 1927; The factors of mind. An introduction to factor-analysis in psychology. – N.Y., 1941; The young delinquent. – Kent, 1945; The backward child. – L., 1950.

Лит.: Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы.. – М., 2002. – С. 411–419; Hearnshaw L.S. Cyril Burt, psychologist. – L., 1979.

БАТТАРИЗМ (от франц. battre — бить, ударять) – нарушение речи, при котором, как и при тахилалии, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, а также, помимо этого, сопровождаются нечеткостью артикуляции, «проглатыванием» окончаний и т. п. В результате речь становится очень неразборчивой. Б. часто сопутствует невропатии как одно из проявлений повышенной возбудимости.

БЕЛЛ (Bell) Александр Грехем (1847–1922) – американский сурдопедагог и изобретатель. Всемирную известность приобрел благодаря изобретению телефона (1876), явившемуся одним из результатов экспериментов в области сурдотехники.

Родился в Шотландии. Образование получил в Эдинбургском и Лондонском университетах. В 1870 г. переехал в США, где в 1872 г. открыл в Бостоне учебное заведение для подготовки сурдопедагогов. Выступал активным пропагандистом обучения глухих устной речи. Автор книги «Механизмы речи», в которой помещен разработанный им оригинальный фонетический алфавит, предназначенный в помощь обучению речи глухих. Выдвинул идею преобразования слышимой речи в видимую. Основатель Вольта-бюро – организации содействия обучению глухих.

БИНЕ (Binet) Альфред (1857 – 1911) – французский психолог. Получил юридическое образование в лицее Св. Людовика в Париже (1878). Отказавшись от юридической карьеры, самостоятельно изучал неврологию, гистологию, психологию. В 1889 г. совместно с А.Бони основал первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии в Сорбонне, с 1894 г. – ее директор. В 1894 г. совместно с Бони и Т.Рибо основал «Психологический ежегодник» (L’Anee psycholigique) – первый во Франции научный журнал по психологии. Изучал широкий круг психологических проблем – патологии сознания, умственного утомления, гипнотического внушения, индивидуальных различий процессов памяти, графологии и др. Стремился утвердить в психологии объективный метод исследования. Выступил пионером применения экспериментальных методов к изучению высших психических функций, прежде всего мышления. Придерживаясь первоначально постулатов ассоциативной психологии, в дальнейшем отверг их и трактовал процесс мышления не как сочетание образов (идей) по законам ассоциации, а как оперирование общими схемами решения жизненно важных для субъекта задач.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дефектология. Словарь-справочник"

Книги похожие на "Дефектология. Словарь-справочник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Степанов

Сергей Степанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Степанов - Дефектология. Словарь-справочник"

Отзывы читателей о книге "Дефектология. Словарь-справочник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.