» » » » Никита Кузнецов - 100 великих кораблей


Авторские права

Никита Кузнецов - 100 великих кораблей

Здесь можно купить и скачать "Никита Кузнецов - 100 великих кораблей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Никита Кузнецов - 100 великих кораблей
Рейтинг:
Название:
100 великих кораблей
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-9533-3751-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "100 великих кораблей"

Описание и краткое содержание "100 великих кораблей" читать бесплатно онлайн.



«В мире есть три прекрасных зрелища: скачущая лошадь, танцующая женщина и корабль, идущий под всеми парусами», – говорил Оноре де Бальзак. «Судно – единственное человеческое творение, которое удостаивается чести получить при рождении имя собственное. Кому присваивается имя собственное в этом мире? Только тому, кто имеет собственную историю жизни, то есть существу с судьбой, имеющему характер, отличающемуся ото всего другого сущего», – заметил моряк-писатель В.В. Конецкий.

Неспроста с древнейших времен и до наших дней с постройкой, наименованием и эксплуатацией кораблей и судов связано много суеверий, религиозных обрядов и традиций. Да и само плавание издавна почиталось как искусство…

В очередной книге серии рассказывается о самых прославленных кораблях в истории человечества.






Хотя, согласно преданию «Арго» был самым совершенным кораблем своего времени, никаких военных подвигов за ним не числится. С врагами Ясон и его спутники сражались на суше, а схватка с кораблями колхов не состоялась благодаря хитрости полюбившей Ясона волшебнице Медее. Зато «Арго» можно считать первым в истории кораблем, на который был совершен… воздушный налет! У острова Аретиада на аргонавтов напали птицы-стимфалиды, осыпавшие героев дождем медных перьев-стрел. Согласно легенде во время этой «воздушной атаки» был ранен один человек.

Быстроходность «Арго» оказалась совершенно необходима: именно скорость спасла корабль и экипаж при прохождении сдвигающихся скал – Симплегад. Легенда об этом страшном для мореплавателей препятствии скорее всего связана с тем, что в Черное море из Эгейского ведет очень узкий пролив. Сдвигающиеся скалы не пропускали ни один корабль, но после первой же «осечки» стали неподвижными. Кстати, корабль Северина развивал до пяти узлов. Правда, его экипаж состоял из обычных людей, а не великих героев (согласно мифу среди них были и дети богов, наделенные особыми способностями и обладавшие поистине сверхчеловеческой силой). Грубая физическая сила очень помогла аргонавтам при возвращении, когда шторм отбросил их к берегам Ливии (так греки именовали Африку) и путешественникам пришлось более десяти дней нести «Арго» на руках.

Если говорить о приоритетах легендарного корабля, то нужно отметить и еще один: «Арго» стал первым в истории известным кораблем-памятником. После благополучного завершения славного похода и возвращения Ясона и других героев с золотым руном в Грецию «Арго» вытащили на берег и поставили в Истме, посвятив богу морей Посейдону. Но вот беда – следить за состоянием памятника оказалось некому. И однажды Ясон на склоне лет шел мимо корабля своей молодости, он решил отдохнуть под кормой «Арго». Но пока герой спал, корма обрушилась и обломки похоронили Ясона.

Мифы и легенды Древней Греции очень любят современные кинематографисты. И путешествие аргонавтов – не исключение. Их походу посвящены мультфильмы, полнометражные художественные фильмы, сериалы. Конечно же, до появления компьютерной графики невозможно было обойтись без корабля, с той или иной степенью достоверности передающего особенности славного «Арго». Строили подобия Арго неоднократно, причем не только для съемок фильмов, но и для проверки возможности плавания в Колхиду (территория современной Абхазии). Упомянутое выше плавание Тима Северина и его интернациональной команды к берегам Грузии в 1984 г. со всей убедительностью показало, что греки могли посещать Колхиду несколько тысячелетий назад. Также стало ясно, что путь к берегам Колхиды был делом непростым и – с учетом не всегда дружелюбного отношения к путешественникам со стороны живших на берегах народов, – весьма опасным.

Греческая триера

Когда именно древние обитатели Греции начали осваивать науку мореплавания, сказать невозможно. Но критская минойская цивилизация по многим признакам считается именно морской. Да и великие морские походы микенского периода остались в памяти человечества в мифах, легендах и поэмах Гомера.

Первоначально судоходство являлось каботажным, то есть прибрежным. Отсутствие карт и средств навигации в современном понимании, непрочность и малые размеры тогдашних кораблей, с одной стороны, делали смертельно опасным плавание в непогоду (что уж говорить о сильных штормах), с другой – позволяли укрываться даже в небольших бухтах или вытаскивать «плавсредства» на берег.

Однако уже к VII в. до н.э. греческие колонии начали возникать в различных районах Средиземноморья, на берегах Черного и Азовского морей. Вероятно, к этому времени начинается и разделение на два основных вида судов. Торговые имели сравнительно небольшое отношение длины к ширине, то есть были короткими и широкими. Основным движителем на них являлся парус, весла чаще всего являлись вспомогательным средством. Это обуславливалось стремлением сократить численность экипажей и, соответственно, занимаемый людьми и необходимыми для них припасами полезный объем. Ведь гребцов нельзя держать впроголодь – на тяжелой работе люди должны быть сильными и выносливыми.

«Олимпия» – современная реплика греческой триеры

Военные корабли имели удлиненные пропорции, съемную мачту, а основным средством передвижения являлись весла. Еще в поэмах Гомера описываются разнообразные многовесельные корабли, имевшие более 100 весел, возможно, располагавшиеся в два яруса.

Примерно к V в. до н. э. в полисах (городах-государствах) античной Греции возник тип корабля, ставший на несколько столетий самым распространенным в Восточном Средиземноморье. Это были триеры, с тремя рядами гребцов. На таком корабле размещалось 120—180 гребцов, до 50 воинов, до 20 матросов. Последние отвечали за работу с парусом, якорями, следили за состоянием корабля. Главными лицами на триере являлись триерарх (командир), кормчий, его помощник, хоратор (начальник гребцов) и командир отряда воинов. В более поздние времена, когда в эллинистических государствах строились крупные корабли, вооруженные метательными машинами (баллистами, катапультами и т. д.), среди воинов стали выделяться обслуживавшие эту технику люди, начальника которых можно образно назвать «старшим артиллеристом».

Находки археологов и различные дошедшие до наших дней свидетельства позволяют воссоздать внешний вид и представить устройство триер. Основой их конструкции служила килевая балка, к которой крепились шпангоуты, расстояния между ними (шпация) варьировались, но оставались довольно небольшими. Обшивка делалась из толстых досок и, как правило, была двойной, а ее внешний край не прилегал к килю, а крепился в проделанный в нем паз. Для соединения частей корабля, крепления обшивки и т.д. использовались бронзовые гвозди, деревянные шипы и нагели, специальные соединительные планки и даже бронзовые накладки. Стыки между досками обшивки (да и вообще все щели) тщательно конопатились. Подводная часть судов нередко покрывалась тонкими свинцовыми листами, причем для большой триеры требовалось до 20 т свинца.

Мачту на триерах (а это почти всегда были одномачтовые корабли) устанавливали примерно в середине корпуса, чуть сдвигая к носу, в специальном гнезде. Возможно, для надежности крепления использовались каменные плиты с отверстием квадратной формы. Мачты могли быстро сниматься и ставиться, в поднятом положении их крепили специальными снастями. На мачте поднимался рей, на котором и ставился парус четырехугольной формы. Его размеры зависели от размерений самого корабля и, соответственно, высоты мачты. Как правило, она не превышала длины корабля.

Размеры триер до сего дня остаются предметом споров. Поэтому остановимся на тех данных, которые являются достаточно достоверными и получены в результате исследования затонувших судов Античности. Как правило, длина составляла от 20 до 30 м, ширина 5—8 м, водоизмещение – до 150 т. Отличительной особенностью военного корабля античного периода можно считать массивный таран. Зачастую он выполнялся в виде бронзовой головы животного (барана, кабана) или мифического чудовища, или делался деревянным и оковывался железом.

В жизнеописании видного афинского политика, стратега Перикла, оставленном римским историком Плутархом, упоминается, что в 439 г. до н.э. (естественно, по современному счету: у римлян и греков существовали свои системы летоисчисления) большая флотилия афинских триер отправилась в Черное море, именовавшееся тогда Понтом, или Понтом Эвксинским. Перикл сумел продемонстрировать «варварам» смелость и силу греков, их умение покорять морские просторы.

Греки неоднократно предпринимали военные походы с участием больших флотов, в истории сохранилось много описаний сражений, например, между спартанцами и афинянами в период Пелопонесской войны. Известны большие морские битвы между флотами диадохов – полководцев, разделивших между собой державу Александра Македонского (именно государства, возникшие на развалинах недолго просуществовавшей империи, получили название эллинистических). Но самым выдающимся эпизодом в истории греческого военного флота стала битва при Саламине.

В 480 г. до н.э. персидский правитель Ксеркс собрал многочисленную армию и большой флот (около 1200 кораблей) и вторгся в Грецию. Несмотря на героическую оборону малочисленных отрядов спартанцев и воинов других полисов, армия Ксеркса смогла прорваться через горный проход Фермопилы и двинулась на Аттику. Персам удалось захватить значительную часть Греции, в том числе Афины. Однако на море дела складывались не так успешно. Большие потери персидский флот, возглавляемый братом царя, Ариоменом, понес во время сильного шторма; сражение у мыса Артемисий (у острова Эвбея в Эгейском море) закончилось не в его пользу. В этой битве греческие моряки (номинально флотом командовал спартанец Эврибад, фактически – афинянин Фемистокл) проявили тактическое мастерство, храбрость и дисциплинированность. А боевые корабли – в основном триеры – хорошую маневренность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "100 великих кораблей"

Книги похожие на "100 великих кораблей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Никита Кузнецов

Никита Кузнецов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Никита Кузнецов - 100 великих кораблей"

Отзывы читателей о книге "100 великих кораблей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.