» » » » Альберт Налчаджян - Загадка смерти. Очерки психологической танатологии


Авторские права

Альберт Налчаджян - Загадка смерти. Очерки психологической танатологии

Здесь можно купить и скачать "Альберт Налчаджян - Загадка смерти. Очерки психологической танатологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Питер, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альберт Налчаджян - Загадка смерти. Очерки психологической танатологии
Рейтинг:
Название:
Загадка смерти. Очерки психологической танатологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Загадка смерти. Очерки психологической танатологии"

Описание и краткое содержание "Загадка смерти. Очерки психологической танатологии" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена проблемам новой науки — психологической танатологии. На основе многочисленных фактов популярно, но научно достоверно рассматриваются вопросы социальной, психологической и биологической смерти человека, эвтаназии, предсмертных переживаний людей. Как тема смерти отражается и символизируется в сновидениях? Что дают парапсихологические исследования для познания смерти и умирания?

Книга предназначена для широкого круга читателей, которых волнуют проблемы и достижения современной психологии.






Однако нужны также эмпирические доказательства, а следовательно конкретные исследования. Такие исследования уже проводились и будут проводиться в еще больших масштабах. Приведем некоторые из уже полученных данных.

Проведенные исследования показали, что нарушения межличностных отношений смогут оказать разрушающее влияние на здоровье человека, ускоряя его умирание. В частности, такое воздействие оказывает развод супругов. Установлено, что среди разведенных некоторые болезни встречаются чаще, чем среди остальных людей: «Среди одиноких американских мужчин в возрасте старше 65 лет, по сравнению с их семейными сверстниками, в два раза выше смертность от рака легких и желудка, в 10 — от туберкулеза, в 7 — от цирроза печени. Во всех возрастах смертность от инфаркта значительно выше у одиноких, чем у семейных»[8].

Далее приводятся такие данные: «Одно из катамнестических исследований влияния распада эмоциональных отношений показало, что за 9 лет, прошедших после разрушения аффективных связей со значимыми другими, среди тех, с кем это произошло, умерло вследствие различных причин в два раза больше (в процентном отношении) людей, чем в уравненной с ними по социально-демографическим показателям группе мужчин и женщин, сохранивших контакт с близкими»[9].

Эти и подобные им другие данные, конечно, очень интересны. Однако их психологическое значение было бы еще значительнее, если бы исследователи выяснили, какие психологические проблемы порождает одиночество, к каким попыткам и часто повторяющимся фрустрациям приводит и почему у разных людей одни и те же фрустраторы способствуют появлению разных психосоматических болезней. Как эти психосоматические изменения зависят от психологического типа личности?

В результате другого исследования, целью которого было выяснение разрыва значимых для личности взаимоотношений, стало известно, что после нарушения этих взаимоотношений в течение последующих 9 лет среди таких лиц умерло в 2 раза больше людей, чем среди тех, которые сумели сохранить нормальные отношения с близкими людьми. Отметим, что для получения надежных результатов в таких исследованиях сравниваемые группы женщин и мужчин в социальном и этнографическом отношении должны быть одинаковыми.

§ 4. Безразличие и ускорение наступления смерти

В современном мире, особенно в больших городах, весьма частыми стали проявления таких отрицательных социально-психологических явлений, какими представляются безразличие, жестокость, вандализм, хамство, безответственность, взаимное отчуждение и обесценивание жизни других людей и т. п. Эти человеческие качества и установки, конечно же, существовали всегда. Но считается, и, надо думать, справедливо, что их обострение и распространение связано с возникновением крупных городов, в которых люди большей частью не знают друг друга и для каждого из них другой — лишь единица большого социального организма.

Перечисленные явления особенно заметны в так называемых «интернациональных» социальных средах, в тех общинах, в которых между людьми не действуют такие мощные силы притяжения, как осознание общей этнической принадлежности или сходства черт национального характера и национальной судьбы. Сплачивающие людей силы могут ослабляться и внутри одной нации, например, вследствие повышения уровня удовлетворения потребностей и возникновения такой ситуации, когда отдельный индивид или семья могут обеспечить себя всем жизненно необходимым, когда экономически не зависят от родственников и даже от более широких социальных групп, когда им не нужна совместная борьба за выживание.

Одним из самых опасных проявлений взаимного безразличия людей является следующее: в современных больших городах многие одинокие люди остаются вне сферы внимания общества, социальных служб, даже родственников и соседей. Они как бы брошены на произвол судьбы, ими никто не интересуется, и бывали случаи, когда такие люди умирали в одиночестве в своих квартирах, долго оставаясь непохороненными. Время от времени газеты и журналы разных стран публикуют сообщения о подобных фактах.

Приведем некоторые из них из германской прессы, но не потому, что только в Германии происходят подобные события: просто в свое время журнал «Штерн» опубликовал подобного рода материалы, которые были перепечатаны во многих других органах печати мира.

Смерть старой дамы

«Во всем Гамбурге нашелся за несколько лет лишь один в достаточной мере любознательный человек, который обратил внимание на то, что окна первого этажа по улице Тондернштрассе, 44, остаются вечно грязными, а дверь заперта. Впрочем, для любознательности был повод — письмо его кузины из Шверина, которая хотела остановиться именно в этой квартире, у госпожи Марго Франк, и попросила упомянутого гамбуржца, г-на Аренса, заранее с той сговориться. Соседи ответили ему, что г-жа Франк, по-видимому, обитает где-то в клинике, поскольку она вечно жаловалась на какую-то форму депрессии.

К счастью, Дитер Аренс оказался довольно настойчивым, и по его требованию незадолго до нынешнего Рождества полиция взломала дверь.

У самого порога лежал высохший труп Марго Франк — лежал, как потом установили, ровно четыре года, с января 1977 года. И ни одной душе в многомиллионном городе не было до нее дела: ни почтальону, который просто перестал опускать письма в переполненный ящик, ни электрокомпании, которая сама снимала с ее счета (сервис!) плату за энергию, ни соседям (не буянит, и ладно). Может быть, она упала на пороге, пытаясь просить о помощи. Но кто в городе-спруте придет другому на помощь?

Это вовсе не единичный и совсем не исключительный случай.

Слесарь-монтажник Пауль Паариз, 49 лет, был найден сидящим в своем кресле возле телевизора. Его мертвые глаза смотрели на мертвый экран в течение двух лет. Взволновались не родственники и не соседи — взволновалась такса недавно поселившихся жильцов.

52-летний Гарри Финке был найден после десятимесячного сидения за столом у зажженной лампы и при включенном приемнике. На сей раз двери вскрыли по настоянию возмущенного домовладельца, которому Финке не платил денег.

Невнесение взносов за квартиру, газ и электричество — вот единственный повод, чтобы о вас вспомнили, утверждает журнал „Штерн“. Если же вы перешли на „прогрессивные формы обслуживания“, как г-жа Франк, — лежите себе в коридоре спокойно хоть десять лет».

Таких страшных фактов много, они случаются в разных странах мира. Одиночество человека, безразличие окружающих к его судьбе — один из мощных психологических факторов, ускоряющих наступление смерти. Если в каком-либо обществе сравнительно часто случаются события, подобные тем, о которых вы прочли, то нельзя говорить, что это общество развитое, цивилизованное.

§ 5. Гениальность и мечта о бессмертии

Одним из основных результатов индивидуального психического развития человека является его «Я», т. е. самосознание, центр его личности. Как бы трудно ни было для человека сказать, что он понимает, говоря о своем «Я», все-таки это то, что представляет для него самое «интимное», самое близкое: это то, что, возникнув и получив свое обозначение словом «Я», день за днем и в течение всей жизни остается уже родным и почти неизменным. Если сейчас не касаться случаев самоотчуждения людей (хотя и они тоже немалочисленны), при которых человек даже может ненавидеть себя и иметь импульсы самоуничтожения, вплоть до попыток самоубийства, все-таки большинство людей приписывает своему «Я» огромное положительное значение, старается иметь позитивную самооценку и вызвать у других положительное, возможно, более высокое мнение о себе.

Что означает психологически желание или мечта о бессмертии? Человек, конечно, нередко хотел бы сохранить также свое тело, особенно когда его «телесный Я-образ» или просто «схема тела» ему нравятся, однако я считаю, что мечта о бессмертии — это в первую очередь мечта о сохранении своей души, нежелание потерять свое неповторимое и столь близкое «Я».

Некоторые мыслители заметили, что все по-настоящему великие люди верят в бессмертие человеческой души, человеческого «Я». Такие люди, обладая активнейшей психической жизнью, лучше других, полусонных, осознают свое прошлое, а также ценность своей активности и непрерывность своего самосознания.

Как возникает эта вера?

Способствуют ли их исключительная одаренность и величие духа возникновению у них веры в бессмертие или же происходит обратное — вера в бессмертие делает их подлинно великими?

Способствует ли эта идея развитию дарования гения и таланта и достижению великих целей?

Для ответа на эти вопросы нужны специальные исследования жизни и творчества подлинно великих людей. Чтобы побороть то и дело возникающую устрашающую мысль о неизбежности смерти, некоторые выдающиеся люди создали свои представления о бессмертии. В возможность бессмертия верили И. С. Бах, И. В. Гёте и другие великаны мыслей и чувств. 4 февраля 1829 года Гёте говорил Эккерману: «Человек должен верить в бессмертие, он имеет такое право, это соответствует его природе».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Загадка смерти. Очерки психологической танатологии"

Книги похожие на "Загадка смерти. Очерки психологической танатологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альберт Налчаджян

Альберт Налчаджян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альберт Налчаджян - Загадка смерти. Очерки психологической танатологии"

Отзывы читателей о книге "Загадка смерти. Очерки психологической танатологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.